Для начала напомним, что Денис Лукшин – победитель регионального этапа проекта «Умницы и умники». В этом статусе одиннадцатиклассник поехал на федеральные соревнования в Москву. Готовиться к ним пришлось сразу по нескольким темам: «1945 год в мировой истории», «Русские врачи, медики-ученые» и «Восстание декабристов». Различные эпохи, судьбы, люди. Масса исторических данных и исследований, которые требовалось пропустить через себя.
Тем ценнее успех в четвертьфинале, позволивший Денису выйти в следующий этап. К нему школьник готовился при поддержке родных и педагога Ольги Опариной.
— После того, как состоялись четвертьфиналы, стал известен весь список участников, прошедших в следующую стадию. Я очень обрадовался успеху, начал ждать тему для полуфинала. Её прислали в январе 2021 года. Звучала она так: «Достоевский: биография и творческий путь», — рассказал Денис Лукшин «Маяку». – При этом серьёзный акцент был сделан на три романа классика отечественной литературы: «Униженные и оскорблённые», «Бесы» и «Братья Карамазовы». Мне предстояло изучить огромный пласт монографий, познакомиться с самими художественными произведениями и знать их практически дословно. Это амбициозная задача, потому что ранее мои знания Достоевского ограничивались «Преступлением и наказанием». Это не близкий мне писатель, да и язык его произведений довольно сложен. Но выбора не было. Приступил к подготовке, потому что для меня действительно важно участие в олимпиаде.
Для начала Денис досконально изучил три главных биографии Фёдора Михайловича из серии «Жизнь замечательных людей». Написали их Василий Гроссман, Юрий Селезнёв и Людмила Сараскина. Фигура Достоевского многогранна, так что и иссдедователи представляют его в разных ипостасях — как писателя, мыслителя, революционера, игрока… В каждой книге школьник почерпнул разные факты о личности классика и аспектах его творчество.
— Помимо биографий я читал сами романы, — вспоминает одиннадцатиклассник. – На каждое произведение у меня была только неделя, чтобы всё успеть. Читать старался ежедневно, не отвлекаясь на интернет, социальные сети и иные моменты. А других вариантов, если хочешь уложиться в срок, и не было. Сначала конспектировал мысли и данные на бумаге, затем стал использовать электронный формат, работая с телефоном или планшетом – было удобно. А дни шли своим чередом, и занятия в школе тоже никто не отменял. С некоторыми педагогами я договорился, что вместо уроков буду брать задания на дом. Большое им спасибо за то, что пошли навстречу.
Также за время подготовки Денис познакомился с письмами Достоевского и его современников, узнав немало интересного. Например, удивил его вот такой парадокс: две литературные глыбы, современники Фёдор Достоевский и Лев Толстой ни разу лично не пересекались в жизни. О, как.
Словом, на съёмки викторины, проходившие в Москве с 18 февраля, Денис Лукшин отправился во всеоружии, с настроем проявить свои лучшие качества.
— В студии среди теоретиков меня удачно посадили на центральный сектор, жюри было хорошо меня видно, — говорит молодой человек. – Первый вопрос, на который я был готов дать ответ, прозвучал так: «Какую книгу взял с собой Лев Толстой, навсегда покидая Ясную Поляну?». Это роман «Братья Карамазовы». Я поднял руку, и с первого же раза меня спросили. Заработал орден. Потом – ещё одно призовое очко. Так началась моя история в полуфинале.
Во втором агоне (на следующей игре) Денис заработал 3 призовых очка. В третьем – ещё одно. Вязниковский теоретик шёл в лидерах вместе с ещё несколькими участниками.
— Но напряжения между нами не чувствовалось, — признаётся Денис. – В промежутках между играми, а участникам давался час на отдых и дальнейшую подготовку, мы общались практически как друзья, говорили на отвлечённые темы – о прошедших олимпиадах, учёбе вообще, интересах по жизни.
Дальше – больше. Как отличившегося теоретика Дениса пригласили в серию «Шанс», где ему предстояло выйти на игровую дорожку. Организаторы сказали, что там, как правило, более лёгкие вопросы. Но расслабляться было нельзя – вместе с Денисом, как он сам говорит теперь, состязались очень сильные ребята.
Стартовый конкурс красноречия вязниковец выиграл, представив Ареопагу (читай – жюри) короткое выступление на тему: «Перестать читать – значит перестать мыслить».
— Дальше у меня было право выбора дорожки, и я поставил на жёлтую, — рассказывает собеседник. – Один раз ответил правильно, дважды, к сожалению, ошибся. По всей видимости, интуиция в этот момент решила взять отпуск. Конечно же, я расстроился и снова вернулся на трибуну.
Тем не менее, Денис продолжал демонстрировать свои знания, отвечая на вопросы, оставаясь в числе лидеров. Себя подбадривал мыслью, что если — судьба, значит в итоге что-то получится. Так и случилось – вязниковец прошёл в финал теоретиком второй категории. Что и говорить, молодец!
Во время съёмок Денис заслужил уважительное, благосклонное отношение как Ареопага, так и бессменного ведущего программы Юрия Вяземского.
— Профессор не раз говорил, что тепло относится к Вязникам, поскольку участники от нашего города всегда сильные, — рассказывает Денис. – После того, как я заработал первые призовые очки, Юрий Павлович стал смотреть на меня как на реально знающего и подготовившегося человека. Однажды во время игры прозвучал вопрос о том, какое произведение называли Евангелием от Достоевского. Мне очень хотелось ответить, ведь это несложно – «Сон смешного человека». Но спрашивали не меня, а участник за участником давали неверные ответы. Когда кто-то, наконец, ответил правильно, я с досадой ударил рукой по колену – «ушло» призовое очко. Вяземский, заметив мой жест, сказал: «Видите представителя Вязников? Очень умный юноша». И попросил орден не только правильно ответившему участнику, но и мне! Получилось очень
неожиданно.
Сегодня же важно оставить предыдущие съёмки в прошлом, сконцентрировавшись на грядущем финале. Подготовка к нему уже началась.
— У меня остаётся цель – проявить себя и, если получится, поступить в МГИМО. Мне интересны гуманитарные науки, история, международные отношения. Так что буду готовиться, а затем попытаюсь показать максимум. Спасибо за поддержку близким и наставнику, которые помогают и мотивируют. Мама не раз говорила: «Ты сможешь!». И это придавало мне сил.
Остаётся пожелать Денису удачи, веры в себя и новых побед! Близкие, друзья, да и просто многие вязниковцы наверняка будут искренне за него переживать.
Педагог – о воспитаннике
Учитель средней школы № 2 Ольга Опарина:
— Денис – большой молодец! Он подготовился к серьёзной теме, глубоко проник в вопрос, показал результат. Да и в целом о воспитаннике могу говорить только с положительной стороны. В нашу школу Денис пришёл пару лет назад, а кажется, что учится здесь давным-давно. Денис – интересный, доброжелательный молодой человек, который хорошо поёт, прекрасно играет на музыкальных инструментах, у него способности к языкам. При этом юноша сконцентрирован и целеустремлён, старается всесторонне развиваться, много занимается сам. От души желаю ему удачи!
Комментарии