В день приезда Некрасова
Мальчик в семье потомственных иконописцев Клыковых появился на свет 22 марта 1861 года. Николай Прокофьевич Клыков родился в день, когда во Мстёру приехал писатель Николай Алексеевич Некрасов — заказывать в литографии И.А. Голышева свои красные книжки, чтобы распространять стихи среди народа. Тут то и явился к нему иконописец, поклонился в пояс и молвил: «Сын у меня сегодня родился, дозволь, батюшка, в честь твоего приезда назвать твоим именем». Поэт не только разрешил, но и сказал: «Можешь меня и в крестные отцы ему записать». Может быть, с этого-то благословения и талантом Бог не обделил крестника.
Николай учился иконописному ремеслу у своего отца. Клыков писал иконы под новгородскую и московскую иконописные школы. Но больше нравилось «строгановское письмо» за изящество и тщательность проработки пейзажа, за изысканную роспись фигур твореным сусальным золотом. Клыков работал в мастерской В.О. Шитова, где писали только дорогие стильные иконы, рассчитанные на богатого покупателя. Там он постиг и тайну реставрационного дела.
В 1892 году Н.П. Клыков переехал работать в Москву в мастерскую Михаила Ивановича Дикарева. Последний, как и Шитов, работал наравне с мастерами, считался искусным личником. Плохо написанные иконы из своей мастерской не выпускал.
Дикарёв рекомендовал Клыкова в качестве преподавателя в иконописную школу Троице-Сергиевой лавры. Наш земляк проработал там четыре года и в 1906 году возвратился в Москву. В 1908-м Николая Прокофьевича пригласили преподавать иконопись в Строгановское художественное училище. Дикарев учил студентов писать лики, Клыков – пейзаж, архитектуру, фигуры.
На службе новому искусству
В 1909 году Клыков переезжает в Мстёру, в семье его подрастали 3 дочери и 3 сына. Сыновья унаследовали профессию отца. Иван был личником, а Александр и Николай писали доличное. В Мстёрском художественном музее хранятся несколько икон семьи Клыковых, написанных для себя: «Георгий Победоносец», «Спас Вседержитель», «Введение Богородицы во храм». Пейзаж и окружение писал сам Николай Прокофьевич, а лики и руки доверил написать сыну — «ты личник, напишешь лучше».
После революции иконопись стала невостребованной, одна за другой закрывались иконописные мастерские. Необходимы были изменения, и 30 июня 1923 года в Мстёре была учреждена «Артель Древнерусская народная живопись», в которую вошли 9 мастеров, в том числе и Н.П. Клыков. Метод письма темперными красками взяли от иконописи, поставив опыт древнерусских живописцев на службу новому искусству.
В 1928 году в Мстёре в артели также были сделаны первые пробные опыты росписи на папье-маше. Опираясь на огромный опыт прошлых поколений, основоположники лаковой миниатюры Мстёры нашли свое собственное неповторимое лицо, определившееся двумя художественными тенденциями.
Характерными признаками первой считаются медленный плавный ритм композиции, холодный голубовато-серебристый колорит, статичность в изображении фигур. Самый яркий представитель этого направления – как раз Николай Прокофьевич Клыков.
Творчеству Клыкова свойственно крепкое реалистическое чутье, его миниатюры поражают ощущением природы. Ранние работы мастера исполнены в традициях новгородской школы живописи XIV века, отличаются монументальностью, суровым колоритом, тяжеловесностью форм.
Например, в миниатюре «Оседлаю я коня» (1928 г.) использованы две манеры письма — иконографическая и лубочно-народная. При этом симпатия автора склоняется к народному характеру изображения.
Н.П. Клыков обладал исключительной зрительной памятью. Он работал и рисовал у себя дома, на людях работать не любил.
В 1933 году у мастера появляются шкатулки «Рыбак», «Охота на зайца», где ярко раскрывается творческая манера художника. Пейзаж играет здесь главную роль. Природа словно застыла в тиши ясного, холодного утра. В голубоватую дымку уходят лиловые горки, поросшие лесом. Внизу на берегу у озера виднеется одинокая фигурка рыбака.
Также особым настроением тишины проникнута миниатюра «Охотник». В «Грозе» тишина и покой сменились ожиданием бури. Грохочет гром, зловещие тучи нависли над лесом. Оттуда бегут запоздавшие грибники. В миниатюрах вполне узнаваемы деревья — сосны, вязы, липы, дубы. Человек органично вписан в пейзаж.
Сюжеты миниатюр художника разнообразны. Есть у него и работы, написанные по произведениям Пушкина: «Русалка», «Пожар в Кистенёвке», «Дубровский». Одним из наиболее значительных произведений художника по праву считается «Дубровский». За эту миниатюру на Всемирной международной выставке в Париже в 1937 году Николай Клыков был удостоен золотой медали и награжден дипломом Гран-При.
С 1932 по 1944 годы Николай Прокофьевич преподавал во Мстёрской художественной профтехшколе миниатюрную живопись. Преподавание велось методом наглядного показа, подсадки под руку к опытному мастеру. «И переходя от ученика к ученику, этот тихий, скромный старичок пробуждал в их душах благородное искреннее стремление к искусству, к большой художественной правде». Любовь к пейзажу он передал своим ученикам – Е.Н. Зониной и Б.Н. Любомудрову.
Мастер пейзажа и настоящий патриот
Профессор А.В. Бакушинский сравнивал клыковские пейзажи с творчеством Брейгеля Бархатного, на что Клыков сказал: «Анатолий Васильевич с Брейгелем Бархатным меня сравнил, а какой такой я Брейгель? Я исконно русский человек…. У нас один Андрей Рублев всех ихних ремесленников стоит. Мы от него учились, а не от голландцев каких-то». Действительно, с художником необходимо согласиться, так как именно в мстёрских иконописных мастерских были заложены принципы миниатюрного письма.
В росписи художник использовал не только плави, но и технику штриховки и точек. Штриховка являлась связующим звеном и выполнялась после плавей и приплёсков, и давала более тонкий переход в колорите. Такой прием наложения красок применялся в иконописи и фресковой росписи.
Клыков был колористом от природы. Его произведения излучают жизнерадостный характер, восторженный взгляд на жизнь. Однако в годы Великой Отечественной войны художник обратился к былинам. Илья Муромец, Добрыня Никитич стали для него символом защитников Родины. Новыми становятся и изобразительные приемы. Позы, движения, жесты богатырей грациозны и спокойны, герои живут и действуют на фоне архитектуры.
…Свою последнюю работу «Партизаны» художник дописать не успел. Николай Клыков умер 26 октября 1944 года. С нами осталось его творческое наследие. По его миниатюрам учились все поколения мстёрских художников. Таким образом, творческой закономерностью стало появление «клыковской» художественной манеры исполнения, наряду с брягинской, котягинской, морозовской, фомичевской, овчинниковской, юринской — это та главная основа, на которой и сейчас развивается искусство современной Мстёры.
Т. Коткова,
искусствовед,
член СХ России.
Комментарии