Виктор Леонидович Арефьев родился 12 апреля 1957 года в деревне Чудиново. Вскоре семья переехала в Вязники, и все его детство, школьные годы и студенческая юность прошли именно здесь. Учился Виктор в школе № 11, особенно хорошо успевал по математике. Занимался, как и многие его сверстники, спортом. К примеру, с теплотой вспоминает учителя физкультуры Вячеслава Матвеевича Данилова. Он сам был известным в нашем городе хоккеистом, а особенно футболистом, без преувеличения легендой вязниковского спорта. Заодно увлекал спортивными играми и детей. Благодаря таким наставникам то поколение мальчишек и девчонок росло физически крепким и выносливым. Разве это не пригодилось им потом в жизни?!
Окончив школу, Виктор подал документы в Ленинградский горный институт — не прошёл. Унывать не стал и, вернувшись назад, поступил в Вязниковский льнотехникум на теплотехническое отделение. Учеба давалась легко: по словам супруги Ирины Трофимовны, а тогда студентки той же группы Иры Белоусовой, Виктор слыл признанным математиком. «У меня был арифмометр, — вспоминает она, — и мы с девчонками частенько прибегали к его помощи, а Виктор быстрее арифмометра мог все сосчитать».
Учились Ирина и Виктор в одной группе, дружили, ходили в кино, а когда оканчивали техникум, поняли, что друг без друга уже не могут. Студенческая любовь — самая светлая и чистая, а порой и очень крепкая.
Сыграли студенческую свадьбу, а вскоре получили дипломы и распределение в разные места. Что делать? Попросили перераспределения. И вот вместо Подмосковья Виктор поехал вместе с молодой женой в эстонский город Тюри. Там действовал крупный лесокомбинат со строящейся котельной, и молодых дипломированных специалистов местные работники приняли радушно. Котельная еще не была готова, поэтому Ирине предложили место в конторе, для начала – метрологом. Ну а Виктора через месяц призвали в армию.
Сначала была «учебка» в Кронштадте, а основную службу проходил в Одессе, в пожарной части береговой охраны. Когда молодой человек демобилизовался и вернулся в Тюри на лесокомбинат, ему предложили должность мастера строительства подъездных дорог. Они прокладывались к местам заготовки, а затем и вывоза древесины. Характерных для нас лесных дорог с разбитыми колеями и делянок, похожих на лихое побоище, там было не найти. За собой добытчики леса оставляли чистоту и порядок. Поработав на дорожном строительстве, Виктор решил освоить чисто лесную специальность, и его взяли в свою бригаду вальщики леса.
Работа эта тяжелая, но денежная, а поучиться было у кого. В небольшой бригаде, куда он попал, трудились двое чемпионов СССР по валке леса. Наш земляк и сам вскоре добился успехов на этом поприще, став чемпионом Эстонии среди юношей. Однако решил и на этом не останавливаться. Окончил курсы, начал осваивать лесную технику: вначале сучкорез, а затем и трелевщик. В семейном плане тоже все шло своим чередом, у Арефьевых с разницей в три года родились двое сыновей, Андрей и Роман. Оба ходили в эстонский детский садик, где говорили на эстонском, потом пошли в русскую школу.
Вообще с дружбой народов тогда было все в порядке, по воспоминаниям и Виктора, и его супруги, местное коренное население относилось к ним хорошо, да не только к ним, там жили и работали другие русские семьи. В 60-х годах здесь прошел мощный ураган, натворивший много бед, тогда всем Союзом помогали, приезжали западные украинцы, русские, конечно, кто-то остался. С жильем проблем не было: Арефьевы сначала жили в коммуналке, потом по мере роста семьи переезжали в двух и трехкомнатную квартиру.
Когда произошла авария на Чернобыльской АЭС, ликвидировали ее тяжелые последствия опять же всей страной. Виктор Леонидович был призван из запаса и попал на ликвидацию в марте 1987 года. Службу ликвидатора проходил в Прибалтийском полку, но не в зоне самой станции, а в Припяти, по сути, мертвом городе, который покинули жители в первые дни после катастрофы. Кроме домов брошенными оставались и промышленные предприятия. Несомненно, учтя его военную специальность, В.Л. Арефьеву предложили работу на пожарной машине. С помощью ударной струи из брандспойта смывали радиацию, регулярно делая замеры. С бетонных поверхностей это получалось гораздо лучше, чем с земли. Даже и со снятым верхним слоем почва фонила, «выздоравливала» очень медленно.
Ликвидаторы не затрагивали жилые районы, а работали в промышленной зоне, занимаясь все той же дезактивацией. Где-то мыли, где-то протирали поверхности машин и станков с помощью специальных растворов. В общем, делали повседневную работу, выполняя данное задание. На время командировки В.Л. Арефьева, как раз пришлась година Чернобыльской катастрофы. Всего он пробыл на ликвидации ее последствий три месяца, потом, пройдя ряд медкомиссий, вернулся в середине мая к семье и к работе, с которой уже свыкся. Виктор Леонидович говорит, что особых последствий не чувствовал. Возможно работа на свежем воздухе, целебный лесной воздух помогли ему быстро восстановиться.
Менялись времена. Не стало той нашей страны, бывшие Союзные республики набрали суверенитета и разошлись все по национальным квартирам, как тогда говорилось. Вернулись на малую родину и Арефьевы. Родные посоветовали им поехать в Пировы-Городищи, устроиться работать в агропредприятие с говорящим названием «Родина» Они прислушались к дельному совету, и в итоге Виктор Леонидович стал трудиться в строительном отделе, а Ирина Трофимовна – дояркой на ферме. Оба потом работали и по другим специальностям.
Постепенно жизнь на новом месте вошла в свою колею. Построили дом, разбили большой сад и огород, брали на откорм для колхоза бычков, держали свою живность, в общем, трудились, не покладая рук. Подросшие сыновья помогали родителям, а дружно, как говорится, не грузно. Но вот и дети выросли, унаследовав от отца тягу к точным наукам, решили стать инженерами. И Андрей, и Роман окончили Владимирский Политехнический, живут и работают в Подмосковье, у них у самих сейчас семьи, у каждого по двое детей. Когда сыновья приезжают с женами и внуками к родителям в Вязники, получается для всех общий праздник.
В заключение хочется сказать, что Виктор Леонидович Арефьев по мере возможности и сил участвует в Чернобыльском движении, бывает на митингах на Аллее боевой славы у памятного знака. В этом году ему в числе других ныне здравствующих ликвидаторов была вручена юбилейная медаль «35-летие Чернобыльской катастрофы». Она о многом говорит нам: о том, что немало времени прошло с тех пор, что многих ликвидаторов нет уже в общем строю, что подобная трагедия не должна повториться. Поэтому нужно всегда помнить о Чернобыле.
ГОДОВЩИНУ ЧЕРНОБЫЛЯ ВСТРЕТИЛ В ПРИПЯТИ
/ ОбществоНаша газета продолжает прослеживать судьбы земляков, участников ликвидации последствий ядерной катастрофы на Чернобыльской АЭС, людей мужества. Сегодня речь об одном из них.
Новости по теме
Архив новостейМы едины и непобедимы. В канун Нового года вязниковцы отправили дополнительную помощь участникам специальной военной операции. Груз включал маскировочные сети, тёплые вещи, продукты, медикаменты и другие изделия. Кроме того, наши школьники написали письма защитникам с добрыми пожеланиями.
Прославленный сын Вязниковской земли. На минувшей неделе, 7 января, исполнилось 90 лет со дня рождения дважды Героя Советского Союза, лётчика-космонавта Валерия Кубасова. В этот день в нашем районе прошёл целый ряд событий, посвящённых героическому земляку. В торжественных мероприятиях приняли участие губернатор Владимирской области Александр Авдеев, Герой России, лётчик-космонавт Сергей Авдеев, исполнительный директор Ассоциации музеев космонавтики Александр Марусев и другие гости.
В минувшем году Вязниковский район приобрёл 12 квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также ряд помещений был отремонтирован. Под занавес года комфортную квартиру в доме на улице Металлистов получил ещё один молодой человек.
Комментарии