Погост Нередичи находился в полутора верстах к востоку от большой проезжей дороги из Вязников на Холуй. Знаменитые Холуйские торги, позже – ярмарки, собирали купцов со всех областей России. Благодаря щедрости путешественников, часто останавливавшихся помолиться в церкви погоста об успехе своих торговых дел и благополучном возвращении, погост мог не только существовать, но и процветать. В то время известность у путников имела старинная деревянная часовня во имя святителя Николая чудотворца, которая стояла в лесу в полутора верстах от погоста Нередичи, по дороге из Вязников на слободу Холуй. Подробное описание Никольской часовни в Нередичах оставил известный мстерский краевед и книгоиздатель Иван Александрович Голышев.
Причина возникновения часовни в таком пустынном месте достоверно неизвестна. Именно на этом месте, по преданию, был найден в древности деревянный резной образ Николая чудотворца, который и поставили в часовне.
С древней иконой святителя Николая Чудотворца местные жители связывали легенды и предания, которые передавали из поколения в поколение. Так, однажды помещик соседнего села Овсянниково отставной гвардейский офицер Андрей Лукьянович Толмачев вздумал перенести чудотворный образ из часовни в свою приходскую церковь. Но на утро следующего дня образ снова оказался на прежнем месте. Повторная попытка вновь успеха не принесла – икону снова нашли в часовне. И тогда от своей идеи помещик вынужден был отказаться.
А в 1808 году эта чтимая среди всего окрестного населения икона пропала. Ее кто-то украл. Уникальные документы Государственного архива Владимирской области свидетельствуют о расследовании данного уголовного дела:
«1808 года декабря 10-го дня Ковровскому земскому суду Ковровской округи вотчины помещика Николая Култашева деревни Доронихи староста Василий Федоров рапортом донес, что того года ноября 30-го числа из состоящей под их деревней в бору называемом Никола Нередищах деревянной часовни украдено неизвестно кем три образа: во имя Николая чудотворца, Флора и Лавра, Ста тридцати Явлений Божией Матери».
Первая из вышеперечисленных икон как раз и была той самой, явленной, почитаемая как чудотворная. Злоумышленников нашли быстро, но те отпирались, а похищенных икон отыскать никак не могли:
«19 февраля прошлого 1809 года, явясь в присутствие Ковровского земского суда Вязниковской округи вотчины князя Шаховского деревни Третьяковки крестьянин Александр Андреев показал, что 1808 года в декабре месяце, а которого числа не помнит, по взятому им из Вязниковского уездного казначейства платному паспорту нанявшись, он Вязниковской же округи помещика Ивана Нестерова сельца Осинок у крестьянина Данилы Яковлева в работники для продажи медных и деревянных образов был с хозяином и еще с товарищем его того ж господина Нестерова Вязниковской округи деревни Ширяихи крестьянином Парамоном Григорьевым Нижегородской губернии в разных городах и селениях. И в то время находясь Сергачской округи в мордовском селе Чукалах означенные крестьяне Парамон и Данила продали при нем оного села священникам, а как их зовут — не знает, два образа большие на деревянных досках, на коих усмотрена им одна икона Божией Матери «Сто тридцать явлений», а другая Фрола и Лавра, проданы ж первый образ за восемь рублей, а второй за пять рублей. И оные иконы действительно украдены ими из состоящей в бору Ковровской округи погоста Нередич часовни, а притом у Парамона Григорьева в возу нечаянно видел он и третий, пропавший из той часовни образ резной Николая Чудотворца, куда ж они сей продали — неизвестно.
13 марта из Вязниковского земского суда прислан крестьянин помещика Нестерова деревни Ширяихи Парамон Григорьев с таковым уведомлением, что товарищ его Данило Яковлев из отлучки в дом свой не явился. Крестьянин Парамон Григорьев, будучи спрашиван, показал, что 1808 г. зимою за неделю до Николина дня со взятым из Вязниковского уездного казначейства платным паспортом поехал он в разные российские города для продажи и вымену Святых икон, так же и прочего мелочного товара вместе с одновотчинным сельца Осинок крестьянином Даниилом Яковлевым, у коего был свой товар. И при нем находился в работниках деревни Третьяковой крестьянин Александр Андреев. Будучи ж все они в Нижегородской губернии, продавали в разные города и селения товар свой. Так же были и Сергачской округи в разных селениях, но в мордовском селе Чукале никогда не бывали и там священнику никакой образ не продавали, равно из состоящей в бору Ковровской округи погоста Нередич часовни трех образов: Божией Матери «Ста тридцати явлений», Фрола и Лавра, Николая Чудотворца — не продавал. И кто оные украл — не знает, но что показывает крестьянин Андреев, якобы он украл, то сие вводит на него по злобе, ибо во время ходьбы имели с ним ссору и пьяные дрались.
А 9 апреля Ковровской округи погоста Нередич священник Никита Степанов в объявлении земскому суду прописывал, что крестьянин деревни Ширяихи Парамон Григорьев, хотя в краже трех святых образов чинит запирательство, но в похищении изобличить его может той же деревни крестьянин Филипп Давыдов. Ибо от него явлено о сем злодействе всем священно-церковнослужителям Вязниковской округи погоста Дебри.
28 апреля крестьяне деревни Ширяихи Филипп Давыдов, сельца Осинок Данило Яковлев и доказатель крестьянин деревни Третьяковой Александр Андреев вытребованы были в земский суд, где из них Данило Яковлев, будучи спрашиван, показал, что в 1808 года в начале зимы со взятым из Вязниковского уездного казначейства платным паспортом поехал он в разные российские города для промена святых икон обще с крестьянином деревни Ширяихи Парамоном Григорьевым. И при нем Яковлеве находился в работниках Вязниковской округи деревни Третьяковой крестьянин Александр Андреев. Образа ж променивали они всякой по разным городам и селениям в Сергачской округе, но были ли в селе мордовском — не упомнит, ибо переезжали из одного в другое селение, названия их знать не может, а потому, и с крестьянином Парамоном Григорьевым в селе мордовском вместе был ли, не упомнит».
Продолжение этой истории оказалось совершенно неожиданным: «вотчины коллежского асессора Рогановского деревни Юдихи соцкой Алексей Артамонов земскому суду доносил, что 28 мая 1809 года из числа покраденных трех образов, один, во имя Николая чудотворца, найден под деревней Юриной по дороге, лежащей к селу Овсянникову, в мелком кустарнике крестьянкою той же деревни Юриной Катериною Ивановою».
По легенде, которую рассказывали и спустя десятилетия после описываемых событий, похититель чудотворной иконы через год после кражи ослеп и был вынужден подкинуть украденную икону обратно. С тех пор старинный образ святителя Николая Чудотворца, особо чтимый прихожанами, с крестным ходом перенесли в церковь погоста Нередичи.
В 1920-е годы этот храм был сломан до основания, а старинная икона Николая Чудотворца вновь пропала и, похоже, на этот раз уже окончательно.
Похищение Николая Чудотворца
/ КраеведениеБытует стереотип, что кражи икон — примета последних десятилетий СССР и постсоветского времени. Однако образа из православных храмов и часовен злоумышленники похищали два века назад — еще до войны с Наполеоном. Наглядный тому пример — криминальная история вокруг часовни древнего Нередичского погоста на реке Клязьме, фигурантами которой стали крестьяне сразу нескольких вязниковских деревень.
Новости по теме
Архив новостейВ ясный теплый день 31 мая 1898 года, накануне начала лета, в селе Барское-Татарово Вязниковского уезда произошла трагедия. В господской усадьбе Протасьевых, расположенной посреди старинного тенистого парка на высоком берегу реки Мстерки, из револьвера застрелился 15-летний Евлампий Игнатьевич Демин. Вместе с родителями он гостил у своего дяди вязниковского земского начальника Ивана Евлампиевича Протасьева. Живописнейший уголок, материальное изобилие, отличные перспективы в жизни и почти летнее ласковое солнышко разом померкли для молодого человека. Причины рокового решения так и остались до конца не разъяснены. Безутешная родня несчастного самоубийцы всячески стремилась избежать огласки. Известно лишь, что роковой выстрел стал следствием неразделенной любви и неизбежного в подростковом возрасте юношеского максимализма...
Вязниковский край по праву славится своими спортивными традициями и людьми, которые посвятили себя этой сфере. В их числе – известный легкоатлет Виктор Крестов. Человек, что и говорить, уникальный. В разные годы Виктор Финогентович пробежал более 90 международных марафонов. Ему покорялись самые разные дистанции. Сегодня спортсмен продолжает выступать, а для поддержания формы бегает по асфальту и лесным трассам несколько раз в неделю.
Заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области, депутат от Вязниковского района Роман Кавинов провёл очередной приём граждан. С земляками он общался в местном отделении партии «Единая Россия». Вопросы жители Вязниковского края затрагивали самые разные.
Комментарии