Не секрет, что подростковый возраст – особенный. В этот период юноши и девушки могут переосмысливать ценности и менять поведение. Более того, врачи даже говорят о так называемом подростковом комплексе. Зачастую он проявляется в том, что молодой человек чувствительно реагирует на оценку своей внешности со стороны посторонних. Ему свойственны самонадеянность и безапелляционные суждения об окружающих. Внимательность в подростке порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью.
Человек хочет быть признанным и оцененным другими, он готов бороться с авторитетами и показательно независим. Вот только всё это – очень хрупкая материя…
— Чтобы сгладить эти явления, постарайтесь для начала создать условия, облегчающие учёбу подростка, — говорит Кристина Ганжа. – Это может быть связано с бытом. Важно обеспечить ребёнку полноценный сон, спокойную обстановку, удобное и уютное место для занятий. Значима и эмоциональная составляющая: радуйтесь малейшим достижениям родного человека, поддерживайте его, верьте в будущий успех того или иного начинания. Делитесь с детьми знаниями из области, в которой преуспеваете сами. Помогите ребенку сделать его свободное время полезным и содержательным, займитесь досугом вместе с ним. А вот сравнивать своего ребёнка и его успехи с другими нежелательно. Лучше сравните с самим собой – это обнадёживает. В целом детям необходимо постоянно ощущать вашу веру в них, особенно в неблагополучные для них времена.
Полезно представить подростку свободу в отношении того, в чем он нуждается. Пусть юноши и девушки сами выбирают себе интересы, друзей. Пусть определяют круг симпатий и антипатий, высказывая свое мнение. Если и есть разумные ограничения, они должны быть чёткими и понятными.
Категорический запрет на дружбу с кем-либо может привести к противостоянию ребёнка и родителя. Лучше просто посоветовать ребенку присмотреться к разным людям, прежде чем стать чьим-то постоянным товарищем.
— Что бы ни делал подросток, пытайтесь понять причину поступка, а искоренить проблему старайтесь вместе. Возможно, в чем-то была и ваша вина, — отмечает психолог. – В целом каждому родителю важно привить ребенку три главных качества: уважение, находчивость, ответственность. Говорят, что мантия вождя обычно достается тем, кто старается понять и выполнять правила (уважение), кто и в случае неудачи не оставляет попыток отыскать новые пути (находчивость) и умеет отвечать за последствия своих поступков (ответственность).
Отдельная наука – умение разговаривать с ребёнком. Родителям стоит всеми силами избегать диалогов, похожих на допросы. В процессе общения проявляйте к подростку искренний интерес. Когда ребенок что-то рассказывает, лучше всего быть внимательным слушателем, не отвлекающимся на посторонние дела. Идеальный вариант – диалог на равных, в котором инициативу общения держит в своих руках родитель.
— Разговаривая, попробуйте вспомнить себя в возрасте сына или дочери, посмотрите на вещи глазами подростка. Постарайтесь избегать обращений, содержащих обвинения или осуждение. Ни к чему фразы вроде «Ты никого не уважаешь», «Сколько тебе можно напоминать?», «Ты опять включил без разрешения компьютер?», «Сядешь, наконец, за уроки?», — добавляет Кристина Ганжа. – Родитель в своём арсенале имеет, без преувеличения, бесценный запас качеств, позволяющих ребенку расти и развиваться в позитивном, гармоничном окружении. Это внимание и сопереживание, сочувствие и терпение, честность и открытость, ласка и доброта. А ещё – чувство юмора, умение удивляться и многое другое. Остаётся только опереться на эти качества во взаимоотношениях с детьми в реальной жизни.
Наконец, ничего лучше собственного примера ещё не придумали. Поведение родителей, на которое смотрят дети, важнее всех сказанных слов.
Комментарии