В 1390 году князь Владимир Андреевич Храбрый и его двоюродный племянник великий князь Владимирский и Московский Василий I Дмитриевич (сын Дмитрия Донского) заключили договор об обмене частью своих владений. Князю Владимиру передавались Ярополчская и Медушская волости в пределах нынешних Вязниковского и Ковровского районов, а великий князь получал тогда пограничный Ржев с окрестностями. Центром Ярополческой волости был прежде город, а тогда, видимо, уже сельский населенный пункт Ярополч у нынешних Пировых Городищ. Центром же Медушской волости являлся Медушский погост (ныне на южной окраине Ковровского района в нескольких километрах южнее федеральной автотрассы М7 от поворота у деревни Пестово на деревню Клюшниково).
Ярополчской волостью серпуховско-боровские князья, младшая ветвь потомков Ивана Калиты, владели вплоть до 1426 года. Археологи обнаружили среди весьма скудных находок конца XIV — начала XV веков на городище Ярополча монету 1410-1416 гг. князя Семена Владимировича Боровского — сына Владимира Храброго, материальное свидетельство владения бывшим Ярополчем-Залесским и его окрестностями семейством героя Куликовской битвы. Таким образом, князь Владимир Храбрый для вязниковцев не чужой, а важный персонаж истории Вязниковского края.
Современники считали, что таланты полководца и ставшую легендарной храбрость князь Владимир унаследовал от своего прапрадеда Александра Невского. Отец князя Владимира Андрей Иванович Серпуховской умер за 40 дней до рождения своего сына в 25-летнем возрасте. Поэтому Владимир Храбрый оказался сиротой еще в утробе матери. 1353 год, когда он появился на свет, стал одним из самых трагических для Руси. Тогда от опустошительной эпидемии чумы скончались сотни тысяч людей, в том числе великий князь Владимирский и Московский Симеон Гордый и его младший брат Андрей Серпуховской. После того, как 6 лет спустя умер и последний из сыновей Калиты великий князь Владимирский Иван II Красный, в великокняжеской семье осталось всего двое представителей мужского пола: малолетние княжичи — двоюродные братья Дмитрий Иванович — будущий Донской и Владимир Андреевич.
Оба внука Калиты выросли под опекой митрополита Московского Алексия (Плещеева), который до того, как занять митрополичий престол, был архиепископом во Владимире на Клязьме. А духовником князя Владимира стал уроженец Юрьева-Польского иеромонах Никон — верный сподвижник Сергия Радонежского.
Князь Владимир Андреевич неоднократно бывал во Владимире, в Юрьеве-Польском и в Ярополче. Например, летом 1362 года московское войско, в составе которого находились князья Дмитрий Иванович и Владимир Андреевич, выступило против получившего в Орде ханский ярлык суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича. Так будущие победители Куликовской битвы оказались в великокняжеской столице Владимире на Клязьме, а потом через Ярополч выдвинулись в сторону Нижнего Новгорода. Тогда братья взяли верх без особого сопротивления. Но на следующий год суздальцы сумели ввести во Владимир свой гарнизон, и братьям-князьям пришлось отправляться в новый поход. В итоге победа осталась за Дмитрием Московским и Владимиром Серпуховским.
Начав ратную карьеру в подростковом возрасте, Владимир Андреевич стал первым полководцем великого княжества Владимирского. Он участвовал в походе на Тверь, Рязань и Новгород, не раз сражался против литовцев и ливонских рыцарей. Но больше всего известны подвиги князя Владимира оказанные им в битвах с татарами. Помимо командования засадным полком в Куликовской битве в 1380 году, Владимир Храбрый разбил татар хана Тотамыша в 1382-м под Волоколамском, в 1398-м готовил отпор полчищам Тимура и руководил обороной Москвы в 1408 году во время набега хана Едигея.
Не меньше, чем победой в Куликовской битве, князь Владимир Храбрый вошел в историю как человек, положивший начало российской артиллерии. Во время разгрома Мамая он пленил нанятых татарами генуэзских пушкарей, которые обучили его ратников своему искусству. Более того, князь Владимир организовал не только подготовку артиллеристов, но и производство отечественных пушек. Первые орудия были весьма несовершенными. Они стреляли с неподвижных лафетов и могли действовать лишь с высоты крепостных стен. Но военный, а, тем более, психологический эффект от применения даже такого оружия «огненного боя» был велик.
Князь Владимир торопил обучение своих пушкарей и не зря. Всего два года спустя после Куликовской победы в августе 1382-го во время нашествия хана Тохтамыша именно при помощи пушек татары были отбиты от Серпухова. С тех пор все крупные русские крепости, в том числе и первопрестольная, в обязательном порядке стали вооружаться артиллерией.
Пережив Дмитрия Донского более чем на 20 лет, князь Владимир был главной опорой своего племянника великого князя Василия I Дмитриевича. Он не пытался захватить верховную власть и сохранял единство общероссийского государства.
«Сей знаменитый внук Калитин преставился с доброю славою князя мужественного, любившего пользу отечества более власти. Он первый отказался от древних прав семейственного старейшинства и был из князей российских первым дядею, служившим племяннику. Сия великодушная жертва возвысила в Владимире пред судилищем потомства достоинство героя, который счастливым ударом решил судьбу битвы Куликовской, а может быть России», — так писал о князе Владимире Андреевиче великий русский историк Николай Карамзин.
Князь Владимир Андреевич скончался в 1410 году и был погребен в Архангельском соборе московского Кремля. В надписи на гробнице он именуется как Владимир Храбрый и как Владимир Донской — это прозвание внук Калиты носил при жизни так же, как и Дмитрий Донской. От брака с дочерью великого князя Литовского Ольгерда Еленой князь Владимир имел 7 сыновей. По завещанию Владимира Храброго, засвидетельствованного игуменом Никоном Радонежским, владения серпуховского князя в Ярополче и вокруг Юрьева-Польского достались его второму сыну князю Семену Боровскому. Но князь Семен Владимирович в 1426 году скончался, не оставив потомства. И если в Малоярославце и Серпухове князь Владимир уже увековечен в бронзе, то и в Вязниках вполне уместен был бы еще один такой памятник.
Комментарии