Правда, иногда владимирские крестьяне попадали в поле зрения художников, благодаря чему мы имеем возможность увидеть облик селян разных эпох в цвете. Самые первые работы подобного рода — картины Михаила Шибанова «Крестьянский обед» и «Празднество свадебного договора», написанные в 1774 и 1777 гг. в селе Старое Татарово нынешнего Вязниковского района. В середине XIX века академик живописи Федор Солнцев для альбома «Древности Российского государства» создал серию работ с изображением крестьянской одежды различных губерний, в том числе и Владимирской, хотя наш край в сущности оказался обойден вниманием живописца. В 1883 году знаменитый художник Виктор Васнецов написал портрет крестьянина Владимирской губернии Ивана Петрова, зимой подрабатывавшего извозчиком в Муроме. Это был эскиз для картины «Богатыри», где черты Петрова приобрел былинный Илья Муромец.
Однако существенные перемены в крестьянской одежде в Вязниковском уезде стали происходить уже ближе к концу XIX столетия и запечатлены на фото и в свидетельствах современников. В 1890-е годы прежде обычная в крестьянском обиходе посконная, самотканая одежда повсеместно уступала место изделиям из покупного ситца, который фабрики «русского Манчестера» — Иваново-Вознесенска Шуйского уезда Владимирской губернии производили в изобилии. Так преподаватель Владимирского женского епархиального училища Сергей Недешев, в котором учились дочери представителей вязниковского духовенства, в конце XIX века писал о земляках-крестьянах следующее:
«Будничной одеждой мужчин является ситцевая рубаха и нанковые или холщевые штаны сапоги похуже и картуз (шляпы и лапти почти вышли из употребления). В праздники надевают или пиджаки, или, большей частью, «сибирки суконные с борами назади, или суконные халаты». Молодежь одевается моднее: в трековые пары поверх расшитой рубахи, «щиблеты» или ботинки и непременно калоши. Состоятельная молодежь носит кожаные пиджаки. Девушки предпочитают платье сарафану. Поверх платья девицы носят холодные и теплые жакетки, длинные дипломаты и шубы; на голову повязывают ситцевые и шерстяные платки; из обуви носят шагреневые башмаки с пряжками «со скрипом», калоши. Девицы в нарядной одежде видят цель жизни и верное средство для «приличного» замужества. Отказывая себе в необходимом, лишая себя удовольствия в употреблении лучшей пищи, они всякую выгаданную копейку обращают в одежду».
Живший в конце XIX века суздальский этнограф Алексей Бобров писал о том, что будничная одежда владимирских, в том числе и вязниковских крестьян, «разнится от праздничной скорее тем, что имеет более солидный возраст и не отличается чистотой». А вот описание праздничной крестьянской одежды по Боброву: у мужчин это «чистый картуз, шапка, шарф, поддевка или крытый полушубок с кушаком, под который надевают штаны и рубаху с поясом. Молодежь надевает рубахи поцветистей и носит пиджаки. Старухи носят черные платки и считают за стыд носить цветной. Влияние города проявляется в том, что платья все чаще вытесняют сарафаны, появляются и кофточки».
Крестьянские девушки носили «коноватые ваты», точнее платки из коновата вида восточного шелка, а «ваты» — это скорее «фаты» — множественное число от привычного «фата». Именно под эти «ваты» подкладывались сделанные из лучинок подобия рожек — такова была причудливая сельская мода. «Про девушку в таком головном уборе скажут: «Она уж на рогах ходит — невестится». Это значит, что ей не менее 16 лет», — свидетельствовал А. Бобров.
Интересна цветовая гамма женских платков в суздальских селах и деревнях той поры. Девицы и молодые женщины носили непременно платки красного цвета, солдатки — белые, желтые или зеленые, вдовы и старухи — черные.
Земский деятель Владимирской губернии конца позапрошлого столетия Николай Дружинин оставил подробнейшее описание крестьянской одежды своего времени. Именно он поведал о том, что «парни летом из щегольства носят шерстяные перчатки малинового цвета». А вот одежда синих тонов там почему-то считалась подходящей лишь старикам. Н. Дружинин рассказал и о количественном составе крестьянских нарядов. Например, в семьях зажиточных крестьян у девушек тогда имелось по 15-20 платьев, у бедных — от 3 до 5, причем речь идет по большей части о шелковых праздничных платьях. Пожалуй, и сегодня таким числом парадной одежды располагает далеко не каждая жительница Вязников.
Любимыми цветами платьев были розовый или малиновый (мужские ситцевые рубахи чаще всего встречались красного и зеленого цветов). На праздник считалось необходимым одевать на девушку сразу по 2-3 платья одно на другое (а иногда и по 4-5 разом), в том числе и летнюю жару. Делалось это «для вящей пышности». Видимо, примерно так же старомосковские бояре круглый год прели в дорогущих собольих шубах. К тому же чем девушка выглядела пышнее, тем считалась более красивой. При этом Дружинин уточнял, что сельские девушки до «женских кальсонов еще не дошли» и кроме нижней юбки белья не носили.
Дружинин также оставил подробное описание пресловутого пальто-
дипломата: «Дипломат — летняя праздничная одежда, которая представляет из себя длинное пальто «с выямом для талии по спине и с небольшим, вершка в два вышины, стоячим воротником», слегка сосборенными плечами и застежкой спереди на пуговицах, воротник и рукава иногда опушаются мехом или обвязываются шерстью».
Наиболее модной и престижной мужской обувью у вязниковских крестьян считались сапоги лакированной кожи (их называли «верхом щегольства»). Забавной была традиция носить поверх сапог еще и галоши. Причем делалось это не с целью уберечь парадные сапоги от грязи, а так же, как с одеванием сразу нескольких платьев у девиц —«для вящей пышности». Причем сапоги с галошами носили даже жарким летом. Как свидетельствовал очевидец, «калоши и сапоги служат только украшением и надеваются в сухую погоду. Стоит пойти дождю — и сельский щеголь снимает сапоги, насаживает их на палочку и несет за плечами, боясь замарать праздничную обувь». И если главной в одежде девушек и женщин считалось платье, дипломат или шубка, а на обувь — ботинки или полусапожки обращалось менее внимания, то у парней и мужиков именно сапоги считались главнейшим элементом их «прикида». Такие парадные сапоги еще в третьей четверти XIX века крестьянские модники покупали даже по 10 рублей — примерно столько же тогда стоили лучшие форменные офицерские сапоги, в которых «их благородия» вращались в самых высших кругах!
Вот так одевались наши крестьянские предки. И их облик принципиально отличался от стереотипного, подчас даже почти карикатурного образа крестьянина в лаптях и армяке, который подавался в советских фильмах про «царское время» и какой подчас до сих пор можно лицезреть при выступлениях фольклорных коллективов.
Комментарии