16+
Сообщить новость
Вязниковская общественно-политическая газета Основана в марте 1917 г.
10:11, 28.10.2021

Семеро смелых, или о первых гонках в России

/ Краеведение

Стало традицией, что каждый год 23 февраля проходят автомобильные соревнования «Вязниковский венец». Аналогичные технические старты есть и в других городах России. Но мало кто задумывается, от какой даты берёт начало традиция состязаться на скорость на 1898 год.

Для соревнований на безлошадных транспортных средствах началом следует считать просвещённый XIX век. Точные даты установить не удаётся, но факт, что это было в начале второй половины столетия. Были гонки паровых автомобилей и велосипедов. А вот когда стартовали первые в истории гонки экипажей с двигателями внутреннего сгорания, известно доподлинно.
Спортивный автопробег «Paris-Rouen Trail» начался 22 июля 1894 года в 8 часов утра в Париже. Инициатором этих соревнований был редактор парижской газеты «La Petite Journal» Пьер Жиффар. Тогда на старт вышла по одним данным 21 машина, по другим — 28. Допускалась техника с любым механическим двигателем (бензиновым, паровым, электрическим…).

Участникам гонки нужно было пройти на своих автомобилях заданный маршрут – от Парижа до Руана – протяжённостью 126 километров за 12 часов. До финиша тогда добрались лишь 17 авто. Кстати, эта гонка впервые чётко показала преимущества бензинового двигателя над паровым. Какие либо рекорды в тот день не фиксировались, поскольку гонка была неофициальной.
Официальным же первооткрывателем автогонок принято считать заезд, организованный Автомобильным клубом Франции в 1895 году. Дистанция этой гонки составила рекордные по тому времени почти 1200 километров и пролегала между Парижем и Бордо.
В России первый гоночный заезд состоялся в 1898 году.
Это произошло 23 октября по старому стилю или 5 ноября по нынешнему календарю. Так что в эти осенние дни как раз уместно вспомнить, как всё происходило.

1898 год. Первая российская гонка моторов.

Ставший впоследствии всемирно знаменитым Андрей Платонович Нагель и «Общество велосипедной езды» в этот день организовывали первую в истории России шоссейную гонку на автомобилях-моторах по маршруту Александрово — Стрельна — Александрово. Правила соревнований состояли из тринадцати пунктов, из которых следовало, что: технические средства (трициклы и автомобили — А. Ч.) не должны быть тяжелее 6 пудов (98,28 кг); участвовать могли все желающие; обгонять можно было только слева; решения судей считались безапелляционными.

Старт давали раздельно, через две минуты для каждого участника. Стоимость участия в гонке равнялась трем имперским рублям (примерно 6200 современных рублей). На старт гонки моторов, которую позже назвали «1-й Кубок Общества велосипедной езды», вышло семь спортсменов, хотя заявки подавали 14 человек. Пятеро участников были из России — поручик В.И. фон Лоде, С.А. Степанов (водитель принца П.А. Ольденбургского), Павел Беляев, Шнейдеров и Лаврентьев; двое – из Франции: коммерсант Луи Мази и его товарищ Алфонс Мерль. Шестеро ехали на трициклах «Клеман», а Лаврентьев – на четырехколесном Benz. Его допустили вне конкурса, так как машина почти в девять раз превышала допустимый вес, и в ней дополнительно было три пассажира.

Сначала гонка должна была проходить 4 октября (по старому стилю), но затем ее перенесли на неделю позже из-за ремонта шоссе. Однако к 11 октября лег снег, и событие едва не сорвалось. Тем не менее, 23 октября (5 ноября), в 10 часов утра, семь «самоходов» ушли на дистанцию, которая равнялась почти 42 километрам (39 вёрст). Около полудня финишировал первый участник. Им стал Павел Беляев, пионер российского мотоциклетного и автомобильного спорта. Всю дистанцию он прошёл за 1 час 33 минуты и 36 секунд.

Победитель первой российской гонки Павел Николаевич Беляев

После финиша гонщик рассказывал, что дорога была довольно тяжелой, но он не обращал на это внимания и нередко катил по снежной целине, на подъемах помогая двигателю вращением педалей.
Россия стала четвертой страной в мире после Франции, САСШ (ныне США) и Италии, где провели соревнование такого рода. Но остаётся первой и единственной, где одно событие можно отметить два раза подряд — по старому и новому календарному стилю.
Вязники, как уже неоднократно рассказывал «Маяк», в первый раз познакомились с автоспортом в 1907 году, когда через наш город проходил маршрут ралли-рейда Пекин — Париж. Когда здесь прошли первые мотоциклетные соревнования, пока не установлено. А наибольший расцвет местного автомобильного и мотоциклетного спорта пришёлся на 60-70 годы ХХ века. Тогда в наших краях стартовали одни из наиболее известных мотокроссменов страны, а раллийная команда «Спартак — ПАТП Вязники» заслужила честь представлять Владимирскую область на первенствах и чемпионатах РСФСР.

Команда Спартак — ПАТП Вязники на этапе Чемпионата РСФСР по авторалли

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме

Архив новостей
16:00, 23.04.2024 0 комментариев
Сибирский размах вязниковских крестьян Бобковых / Краеведение

Вязниковский край дал России немало купеческих династий, которые получили известность в различных уголках великой страны — вплоть до отдаленной Сибири. Среди "вязниковских сибиряков" оказались и купцы Бобковы — выходцы из "экономических" крестьян Вязниковского уезда.


09:10, 2.04.2024 0 комментариев
“Славный и любезный патриарх” российской изящной словесности / Краеведение

Нынешний 2024 год в России объявлен Годом Пушкина. 6 июня мы будем отмечать 225-летие Александра Сергеевича. В этой связи уместно вспомнить лиц, связанных с Вязниковским краем и лично знакомых с великим Пушкиным. Среди них — действительный тайный советник граф Дмитрий Иванович Хвостов — известный литератор, по жене — племянник великого Суворова, а по сословной принадлежности — потомственный дворянин Владимирской губернии.


Архив блога