16+
Сообщить новость
Вязниковская общественно-политическая газета Основана в марте 1917 г.
10:32, 14.12.2021

Газета в газете: #ЗнаниеСила

/ #ЗнаниеСила

или  «Просто о сложном: объясняем основы деятельности
учреждений образования, учимся дружить и
работать вместе»

Уважаемые родители! У каждого из нас разные судьбы, характеры, взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет всех — наши дети. Какими они вырастут, выйдут в мир взрослых, во многом зависит от того, какие основополагающие черты характера заложены в детстве. Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливы, доверяли нам, делились своими радостями и горестями, были откровенны? Попробуем поискать простые ответы на достаточно сложные вопросы.

Эта страничка для вас!

Надеемся, что данная информация поможет лучше понять структуру и содержание действующего образования, поможет решать сложные вопросы взаимопонимания взрослых и детей.

Здесь Вы найдете полезную информацию, советы и рекомендации, ссылки и задания. Надеемся, будет интересно!

Каждый выпуск посвящен определенной проблеме, которую вы, уважаемые родители, поднимаете в социальных сетях, обращениях в разные инстанции, обсуждаете друг с другом. Статьи будут писать как  специалисты управления образования, школ, детских садов, учреждений дополнительного образования, так и вы сами и наши дети.

Один номер — одна тема!

Итак! Мы начинаем!

Тема первая:
«ПОЧЕМУ ОВСЯНАЯ КАША СИНЯЯ, ИЛИ ЧТО ТАКОЕ ВКУСНО?!

Очередной учебный год набирает обороты. А вместе с ним идут все атрибуты школьной жизни: и веселые, и грустные, и проблемные, и достойные.
Насколько сильно различные аспекты образования волнуют вязниковцев, особенно заметно по социальным сетям, вашим письмам, комментариям, жалобам, которые подчас появляются не из-за плохой работы учреждения, а из-за элементарного незнания особенностей образовательного законодательства и практики.
Мы поможем найти ответы на волнующие вопросы по работе учреждений, дистанционному обучению, занятиям по интересам, летнему отдыху, экзаменам, развитию мышления (главному инструменту успешности человека) и многим другим.
Никто не будет отрицать постулат, что здоровье взрослого человека закладывается в детстве. На это влияют несколько факторов: от особенностей дородового периода мамы до осознанных занятий физической культурой и спортом самим взрослеющим человеком. Одним из очень значимых факторов этого длинного и многогранного процесса становится питание — основа правильного формирования всех физиологических процессов растущего организма, достаточности необходимых веществ для стимулирования мозговой деятельности, внешнего вида.
Неправильное питание в детстве, отсутствие здоровых пищевых привычек, несформированных, в первую очередь, родителями, а также и учебными заведениями, приводят к заболеваниям, ограничивают профессиональные возможности, лишают многих человеческих радостей.
И вроде бы мы все прекрасно знаем о значимости здорового, правильного питания, но… Наша торопливая жизнь, отсутствие некоторых кулинарных умений, неверное понимание родительского долга (одеть и накормить, желательно повкуснее), стремление потакать своим желаниям, иногда просто элементарная лень приводят к тому, что у ребенка появляются проблемы с желудком, печенью, ожирение и т.д.
Многие медики и педагоги пытаются объяснить необходимость правильного питания, но получают серьезный отпор родителей: «Хочется же побаловать ребенка вкусненьким! Не заставляйте его есть в детском саду, школе, он же не любит это блюдо (рыбу, печень, капусту, какао и т.д., и т.п.)».
А что любит? То, к чему приучили родители. То, что не требует особых затрат на приготовление, доступно и бесконечно рекламируемо: пироги, сосиски (желательно в тесте), ватрушки, блины (опять тесто), колбаса (а не рыба или мясо). Это требуют дети, а диетологи предлагают выверенные нормы здорового питания.
В сутки ребенок должен получать в зависимости от возраста:
77-90 % белков — творог, мясо, рыба, яйца, молоко; 79-92 % жиров – рыба, йогурт, масло; 335-383% углеводов – овощи, крупы, макароны, бобовые. Всё это составляет 2350-2720 ккал в сутки. Причем на завтрак приходится 20-25% суточной нормы, на обед – 30-35%, а остальные 40-50% — на время, когда ученик находится дома. При этом суммарный объем блюд по приемам пищи — не менее 550 граммов на завтрак, 700-800 граммов на обед (смотри приложение № 9 (таблица 1, 3), приложение № 10 (таблица 1,3) (все приложения можно увидеть через QR-код).

И это еще не все параметры, которые необходимо учесть, соблюдая закон, выраженный в «Санитарно-эпидемиологических требованиях к организации общественного питания». Он утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 № 32.
Всем организаторам питания — от начальника управления образования до классного руководителя и повара — очень хочется, чтобы приготовленную с трудом и заботой пищу дети с удовольствием съедали. Поэтому мы и изучаем мнения детей, родителей, их пожелания, но при этом неукоснительно соблюдаем закон.
У нас сформированы единые подходы к организации питания учащихся: продукты закупаются в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» каждой образовательной организацией по договору, заключенному с поставщиками или производителями Вязниковского района.
Весь цикл приготовления пищи осуществляется в пищеблоках школ и детских садов их работниками. Стоимость блюд, выдаваемых детям, складывается только из стоимости продуктов питания без учета расходов на их приготовление. Торговая наценка отсутствует, так как эти расходы берет на себя местный бюджет. В школах района питание организовано на основании двадцатидневного меню, утвержденного руководителем. В детских садах меню составляется работниками-калькуляторами.
Ингредиенты, закладываемые в блюда, берутся не из головы специалиста, а из технологической карты, в которой указывается рецептура и технология приготовления блюда или кулинарного изделия. Например, большинство рецептов, используемых нами, взяты из сборника технических нормативов «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания при общеобразовательных школах» под редакцией В.Т. Лапшиной, издательство «Хлебпродинформ», 2004.
Рацион питания разрабатывается также с учетом возрастных особенностей детей (с 7 до 11 лет и с 12 лет и старше), энергетической ценности блюд, сбалансированности по белкам, жирам, углеводам и сезонности (приложение № 7). Контрольное блюдо хранится в столовой 1 сутки.
Родители могут и должны участвовать в процессе организации питания, осуществляя контроль качества, индекса «несъедаемости», учитывая мнение детей и поддерживая образовательные учреждения в обучении детей правильным пищевым привычкам.

Ну а сейчас слово — организаторам и потребителям этой услуги.

Трудности и радости повара

Я шеф-повар детского сада № 6. Считаю, что приготовление пищи – это  творчество, поэтому надо работать с хорошим настроением, вкладывать душу, тогда блюда будут вкусными.

Пищеблок — особая территория детского сада. Посторонних сюда не пускают. Перчатки и халат — обязательная униформа. Под контролем всё: посуда, холодильник, соседство ингредиентов. Работа повара сложная, и даже  опасная. Приготовление каждого блюда внимательно контролирует калькулятор, который обязательно снимает пробу. Причём, кудесничая над кастрюлями, повар должен внимательно следить, чтобы всё соответствовало сборнику рецептур (технологическим картам). Детям нельзя добавлять в пищу уксус, специи, маргарин — список запретов достаточно внушительный. А вот рыба положена только морская — хек, треска, минтай. Птица — цыпленок-бройлер. Шеф-повар контролирует каждую мелочь в процессе работы, а затем выдаёт порции через раздаточное окно.

Рабочий день начинается в 6 часов. На завтрак обычно каша –  обязательна для всех, а еще какао или чай с молоком, что полезно детскому организму. Раздали завтрак — пора готовить обед. А когда мальчишки и девчонки отправляются  на «тихий час», начинаются приготовления к полднику и ужину.

Смена насыщенная. Бывает, что и присесть отдышаться некогда, хотя со мной работают еще 3 повара-помощника, которые и готовят, и обеспечивают санитарные требования состояния помещений, проводят санитарную обработку посуды.

Работаем по  разработанному комиссией 10-дневному меню. Оно достаточно разнообразное. Для каждой возрастной группы установлены свои нормы питания, согласно которым ребёнок каждый день получает строго определённое количество мяса, молока, фруктов, овощей. Особое внимание уделяется витаминизации питания. Поэтому дети получают на второй завтрак и фрукты, и соки, и салаты из свежих и отварных овощей. Кроме того, у нас есть воспитанники, которые находятся на особом медицинском контроле. Для них пища готовится отдельно.

Чтобы родители смогли ознакомиться с меню, в каждой возрастной группе воспитатели  на стендах вывешивают  его ежедневно.

Считаю, что мы ответственно относимся к своим должностным обязанностям: ежегодно проходим медицинский осмотр и обучение, строго соблюдаем требования по приготовлению пищи, владеем санитарными правилами,  соблюдаем технологию приготовления.

Сварить кастрюлю супа на пять-шесть порций не представляет сложности для любой хозяйки. А вот приготовить в огромной кастрюле сразу порций эдак сто пятьдесят, да чтобы было вкусно, не жидко и не густо, и в меру солёно – это не каждому по плечу. И мы радуемся, когда дети от души говорят нам «спасибо» за вкусную еду.

Наталья Изотова.

 

Родители — самые ответственные контролеры!

Мы организовали родительский контроль следующим образом: посещение столовой во время завтрака и анкетирование родителей. Выводы таковы:

— проблем с обеспечением школьников горячим питанием нет;

— продукты для приготовления блюд закупаются надлежащего качества;

— в обеденном зале столы накрыты для обучающихся по классам, посадочных мест детям хватает;

— учащиеся получают сбалансированное питание по возрасту;

— в меню включены салаты и выпечка, которую очень любят дети;

— вес порций соответствует меню;

— все санитарные нормы в столовой соблюдены.

Кроме того, дегустация родителями предлагаемых, достаточно разнообразных, блюд, показала, что они питательны и полезны, без вредных пищевых добавок.

Татьяна Копылова, председатель комиссии родительского контроля школы  № 9 имени А.И.Фатьянова»

Полноценное питание – залог здоровья наших детей

Любой родитель согласует с администрацией график посещения столовой, оставляя заявку. На сайте можно ознакомиться с «Правилами бракеража пищи родителями» и «Памяткой по контролю качества питания обучающихся».  В столовой работники предоставят родителю  «Книгу посещения столовой», в которой проверяющий может оставить замечание, благодарность, пожелание по организации горячего питания.  Также на сайте проводилось анкетирование детей и родителей о качестве приготовленной  пищи.

В  нашем меню не только каши и молочные супы, но и различные запеканки, филе рыбы в кляре. Особым спросом пользуются рыбные котлеты «Бужок». К основному завтраку детям всегда выдают соки, йогурты, молоко, печенье, булочки, вафли, фрукты. Хлебобулочные изделия ежедневно поставляются свежие. Такой рацион способствует укреплению иммунитета, а ученики  остаются сытыми и довольными.

У нас на подвозе сто семнадцать детей. И все они питаются  бесплатно. Местные дети  тоже с удовольствием посещают столовую: ученики 1-4 классов — бесплатно, остальные — оплачивая пятьдесят восемь рублей за обед. Согласитесь, что это совсем немного по современным ценам. Продукты нам привозят качественные, поставщики прекрасно осведомлены, что низкопробные продукты не возьмёт ни одно образовательное учреждение. В меню много овощей: повара готовят в обед и различные салаты, и овощные супы. Помимо говядины и рыбы,  делают подливу с печенью. В ее составе есть ферритин, содержащий более двадцати процентов железа. Он играет важную роль в образовании гемоглобина и других пигментов крови. Дети сначала очень настороженно отнеслись к блюдам с печенью, но постепенно привыкли к полезному продукту. А вот жареная рыба пока привлекает небольшой процент ребят. И если рыбные котлеты и филе рыбы в кляре идут хорошо, то цельные жареные куски пользуются невысоким спросом. Но мы уверены, что и это вкусное блюдо дети постепенно распробуют.

 Наталья Сидорова, директор Степанцевской СОШ.

Информационное сопровождение организации процесса питания

На сайтах каждой общеобразовательной организации есть раздел «Школьное питание». В нём указана  следующая информация: приказ об организации питания в школе, график посещения столовой обучающимися, 20-ти дневное меню  завтраков и обедов, стоимость питания, анкета для детей и родителей по качеству организации питания, контактная информация контролирующих органов. Также ежедневное меню размещается в разделе «food».

В мае 2020 года Роспотребнадзор утвердил Методические рекомендации  «Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях», а в декабре 2021 – методические рекомендации (Порядок) «Создание условия для участия родителей (законных представителей) в контроле за организацией питания обучающихся в общеобразовательных организациях». Эти документы определяют условия допуска родителей к контролю качества питания в школах. И вы, уважаемые родители, можете проверить не только соответствие фактического ассортимента блюд утвержденному меню и прочие соответствия установленным нормативам, но и оценить «индекс несъедаемости» (сколько пищи выбрасывается), а также обсудить с учениками их удовлетворенность ассортиментом и качеством еды, уточнить вкусовые предпочтения детей.

Екатерина Варакина, директор ОМЦ.

В конце нашего разговора, уважаемые читатели, мы хотим предложить вам, командам родителей и детей, выполнить задания по опубликованным материалам. Наведя камеру смартфона на QR-код, вы сможете увидеть ряд приложений и выполнить с их помощью задания. Самое трудное – первое, и его решение просим направить любым удобным способом в образовательное учреждение, где обучаются дети.

Ответы на все остальные задачи вы сможете найти в следующем выпуске газеты в газете «#ЗнаниеСила». Также нам очень хотелось бы получить ваши отклики на публикации! (гостевая книга на сайте управления образования www.uproviaz.ru; электронная почта — info@uproviaz.ru).
До встречи, наши уважаемые читатели, на разговоре по новой теме!

P.S. Внимание, участники движения «Корпорация #ВВД», выбравшие для реализации проект «Создание «Идеального меню школьника» с целью улучшения качества питания и увеличения количества питающихся». Все материалы данного выпуска, и особенно приложения, в помощь вам!

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме

Архив новостей
10:47, 5.04.2022 0 комментариев
«У каждого мгновенья свой резон, или Возрастные особенности детей…» / #ЗнаниеСила

Учить или воспитывать? Возможно, это дилемма для педагогов и родителей. Но только тогда, когда эти процессы пытаются разделить. На практике же вся наша жизнь – это процесс воспитания, впитывания правил человеческого общежития. Причём ему тоже нужно учиться, обращая внимание на возрастные и психологические особенности личности. Главное воспитание, конечно и безусловно, – в семье. А главный его принцип, конечно и безусловно, – любовь! Именно от домашней атмосферы во многом зависит, какая картина мира сложится у ребёнка. Как он будет познавать окружающую реальность. Родители стимулируют ребёнка к покорению новых вершин и горизонтов, интеллектуальному развитию, самосовершенствованию. И это – ежедневный процесс.


теги:
Архив блога