— Во времена моего взросления, становления люди жили проще, честнее, человечнее. И детей воспитывали, как говорится, в тесноте, да не в обиде. Объясняли, что такое «хорошо», и что такое «плохо»… Во время учебы нам твердили (и правильно делали), что даже в самом закоренелом преступнике надо видеть человека, — вспоминает Н. А. Давыдов. — Он может быть не симпатичен, но к нему нужно относиться без эмоций. Тогда ты будешь чувствовать свою силу и качественнее раскроешь преступление. До мелочей помню свой первый рабочий день в Вязниковской межрайонной прокуратуре. Приехал из Нижнего Новгорода (тогда еще Горького) уже в пять часов вечера. Встретил меня прокурор Николай Яковлевич Буданов, и сразу к делу по факту убийства гражданина. Убийство совершили два вязниковца, привязали камень к телу, бросили в Клязьму. Разлив был большой, тело не нашли. Чтобы не ошибиться и затем не мучиться угрызениями совести, собрал весомые доказательства, тысячу раз все перепроверил. И по жизни у меня никогда не было обвинительного уклона. Главное — установить истину, чтоб «не терзали смутные сомнения».
Бывший вязниковский межрайонный прокурор Александр Иванович Шайкин так рассказывает о своем сослуживце Н. А. Давыдове, которого знает в течение многих лет:
«В Вязниковскую межрайонную прокуратуру назначен он был с разрешения прокурора РСФСР «в порядке исключения» поскольку был еще студентом-заочником Горьковского факультета ВЮЗИ. А за плечами у него к тому времени уже были работа слесарем на промышленном предприятии, специалистом в пожарной части, служба в Советской Армии, должности милиционера, инспектора, заместителя начальника отделения профилактической службы в районном отделе милиции.
Выходец из многодетной семьи рабочих совхоза (всего в ней было шестеро детей), он и за новую работу взялся основательно, проявляя и природную смекалку и полученные в вузе знания. А учителями его были корифеи прокуратуры: Вязниковский межрайонный прокурор Н. Я. Буданов — по первой специальности учитель и заместитель прокурора области П. М. Дроздов — инвалид Великой Отечественной войны, оба Почетные работники Прокуратуры и Заслуженные юристы РСФСР…
До сорока уголовных дел ежегодно расследовал молодой следователь (сейчас нагрузка в разы меньше). Это были дела об убийствах, изнасилованиях, взяточничестве, злоупотреблениях, хищениях… Расследовал дотошно, тщательно проверяя все версии, объективно, не допуская никаких отклонений от истины. Проявлял решительность в отстаивании собственного мнения (местные руководители КПСС в то время нет-нет, да и вмешивались в ход расследования), не пасовал перед рецидивистами.
Однажды он расследовал жестокое убийство. Подозрения пали на убийцу-рецидивиста, и Николай Александрович дал оперативникам милиции поручение о его розыске. При допросе одного из жителей улицы, где произошла трагедия, свидетель сказал, что разыскиваемый… только что прошёл под окнами прокуратуры! Николай сразу же прервал допрос, выскочил на улицу и задержал обескураженного злоумышленника, которому ничего не оставалось как признаться в злодеянии.
Вскоре Н. Давыдов стал старшим следователем Вязниковской прокуратуры. Неоднократно поощрялся прокурором области, прокурором РСФСР и Генеральным прокурором СССР, представлял Владимирскую область на всесоюзной конференции следователей. Редчайший случай — он был занесён в Вязниках на городскую Доску Почёта!».
В 1982 году 30-летний Николай Александрович Давыдов был назначен прокурором следственного отдела прокуратуры Владимирской области. В кратчайшие сроки Давыдов не только постиг суть новой работы, но и усовершенствовал ее. Наряду с организацией расследования дел в районах, входящих в его зону, он также стал поддерживать государственное обвинение по наиболее сложным из них. Так им было поддержано обвинение в отношении высокопоставленного сотрудника НИИ Министерства заготовок СССР, занимавшегося систематическими хищениями совместно с руководством совхоза «Рассвет» Гусь-Хрустального района. В суде прокурор Н. А. Давыдов не только убедительно доказал вину подсудимого, но и разоблачил многих лжесвидетелей, которые были поставлены московскими покровителями расхитителя.
— Следователь и прокурор представляют сторону обвинения и должны работать в связке на общий результат — подготовить для суда как можно больше доказательств, — убежден Н. А. Давыдов. — Было время, когда арест проводил прокурор. А что значит: дать санкцию на арест гражданина? Можно одним махом перечеркнуть его судьбу. Поэтому сто раз подумаешь: а все ли доказательства собраны? Я всегда учил следователей, чтобы они строго соблюдали нормы УПК, и строго за это спрашивал. Тебе дали власть, но ты обязан набираться опыта, расти профессионально. Иначе будешь занимать должность ради должности, а твоя власть принесет людям беду.
В 1987-1988 гг. Н. А. Давыдов полтора года служил заместителем прокурора Ленинского района города Владимира и неоднократно успешно исполнял обязанности районного прокурора. Тогда в годы перестройки организованная преступность начала поднимать голову. Для организации расследования таких дел нужен был опытный, энергичный, принципиальный, гибкий, но и в то же время несгибаемый руководитель следственной части областной прокуратуры. Выбор пал на Николая Александровича. А с 2001 года он стал первым заместителем прокурора области.
— В 90-е годы работал начальником Следственного управления, заместителем прокурора области, — вспоминает Николай Александрович. — Тогда мы привлекли и осудили за хищения и взятки первых лиц — заместителя губернатора, начальника финансового управления, банкиров «высокого полета», несколько глав администраций. Я не боялся принимать решения и давать санкции на арест. Но есть одно правило: одинаково уважительное отношение к людям — чиновник ты или доярка. Посадить человека в камеру — огромная ответственность, поэтому работа по сбору доказательств была проведена ювелирная…
Николай Александрович умел построить отношения и с рядовым следователем, и с начальником УВД области, быть требовательным, но и внимательным к нуждам и проблемам подчинённых, способность не только слушать, но и услышать, вычленить главную цель и, не зацикливаясь на мелочах, наметить пути её достижения и проконтролировать ход работы, сконцентрировать силы в нужном месте, достичь результата и поблагодарить исполнителей хотя бы словом. Все эти качества и завидная скромность снискали ему непререкаемый авторитет как в прокуратуре, так и в поднадзорных ведомствах.
В июне 2013 года, отслужив в прокуратуре как на одном дыхании более 37 лет, Н. А. Давыдов вышел в отставку. Он поселился в родной деревне жены, где ранее своими руками с помощью детей построил дом. Там прокурор-ветеран активно занимается приусадебным хозяйством. А еще — физическим и нравственным воспитанием четверых внуков.
Николай Александрович заядлый охотник, спортсмен (любит играть в волейбол) и садовод, любит копать грядки и высаживать деревья. Потому что вся его жизнь — движение вперед!
Комментарии