Сегодняшняя эпидемическая ситуация не позволяет говорить о снижении заболеваемости коронавирусом. На данный момент напряжённо трудятся медицинские службы. Прививки от инфекции делают всё большей жителей. Кто-то проходит уже и ревакцинацию. О важности иммунизации и других аспектах борьбы с вирусом мы поговорили с известным российским учёным Виктором Валентиновичем Красновым. Слово – специалисту с большой буквы.
— Виктор Валентинович, на каком этапе, на ваш взгляд, сегодня находится пандемия?
— Мы видим, что уже было несколько волн. Сейчас — четвёртая. Достаточно большое количество людей переболели COVID-19. По нарастающей осуществляется вакцинопрофилактика, то есть пациенты делают прививки. В результате увеличивается и иммунная прослойка, поэтому определённые основания для оптимизма есть. С другой стороны, вирус меняется. Широкое распространение в мире приобретает штамм «Омикрон»…
— Каковы его ключевые особенности?
— Окончательные выводы делать рано. Известно, что он более заразен. При этом само заболевание протекает, как правило, легче. Если ситуация сложится таким образом, что заражение будет наступать быстрее, а инфекция — протекать относительно спокойно, то в перспективе это можно рассматривать как плюс. Вовлечение в эпидемический процесс вырастет, но люди будут болеть не тяжело, и это приведёт к созданию у населения иммунной прослойки.
Вместе с тем, просто надеяться на позитивный сценарий, на мой взгляд, было бы наивно. Готовиться стоит к худшему, поэтому важно добиваться коллективного иммунитета. Без вакцинации мы не сумеем сделать этого — по крайней мере, достаточно быстро. Факт остаётся фактом: болезнь существует, люди умирают – к сожалению, в достаточно большом количестве. Нельзя сидеть, сложа руки.
— Насколько актуальны для новых штаммов вакцины, которые используют российские медики?
— На сегодняшний день есть мнение, что вакцины должны срабатывать и на новые варианты коронавируса. Ведь что такое штамм? Это изменившийся вирус, но мутировавший не полностью, а только в каких-то определённых белковых структурах. При этом вакцина направлена на основной антиген вируса.
Конечно, нельзя сказать, что благодаря вакцинопрофилактике пациенты не будут болеть вообще. Прививка не исключает возможности заражения, но помогает предупредить формирование тяжёлых форм болезни, которые могут привести к летальным последствиям.
— В период пандемии циркулирует не только вирус, но и разнообразные мифы, посвящённые вакцинации. Вплоть до того, что прививка «чипирует» человека…
— Мне кажется, в последнее время люди стали всё-таки больше стремиться к вакцинации. Ничего кроме разъяснительной и информационной работы ещё не придумано. И потом, в случае с мифами мы находимся не в уникальной ситуации. К примеру, все прекрасно знают, что одной из первых вакцин в мире стал препарат против натуральной оспы. Прививали тогда оспу коровью, и на гравюрах 18-19 веков изображались люди с рогами и копытами. То есть и в стародавние времена были антиваксеры, считавшие, что вакцинация приводит к отрицательным последствиям. Конечно, иммунизация — не идеальное мероприятие. После прививки у пациента может повышаться температура. Но реальной альтернативы прививкам нет. Без вакцины люди могут умереть, то есть уколы спасают жизни.
История и сегодняшний день показали: инфекции будут преследовать человечество на протяжении всего его существования. Заболевания не пропадают окончательно, они могут вернуться. Прекрати мы сейчас вакцинопрофилактику дифтерии, кори – и сразу появятся больные. Дети, которые много лет не страдали этими заболеваниями, будут болеть и умирать. К примеру, 90-е годы прошлого века получились непростыми для страны. В период с 1993-го по 1998-й у нас была зафиксирована серьёзная эпидемия дифтерии, имелись жертвы. Тогда всё произошло из-за нарушения принципов прививочной работы. Это научило меня на всю оставшуюся жизнь, что иммунизация от заболеваний необходима. Инфекции всегда были, есть и, надо полагать, продолжат существовать. Важно бороться с ними.
— Часть переживаний людей связана с тем, что вакцины против COVID-19 якобы содержат в себе живой вирус…
— Это не так. Та же вакцина «Спутник-V» включает только шиповый антиген – компонент, благодаря которому вирус проникает в клетку. Живого элемента там нет. Иногда говорят, что человек сделал прививку и вдруг заболел. Это абсолютно исключено.
Также в интернете в качестве фактора риска называют то, что наши препараты были созданы весьма быстро. Нужно оговориться сразу: «Спутник-V» появился не на пустом месте. В вакцине имеется платформа – аденовирус. Изначально этот компонент был создан против другого тяжёлого инфекционного заболевания – лихорадки Эбола. Затем к платформе добавили шиповый антиген, так что «Спутник-V» — не абсолютно новая, а испытанная вакцина. Мы используем препарат уже около полутора лет. В процессе специалисты анализируют ситуацию, и с течением времени становится понятно: вакцина безопасна, а значит, её можно распространять на более широкие контингенты.
— Кто находится в особой группе риска в период пандемии?
— Это люди в возрасте старше 65 лет, пациенты с онкологическими, сердечно-сосудистыми, лёгочными заболеваниями. Часто негативные последствия возникают у больных с сахарным диабетом и нередко – сопутствующим ему ожирением.
— Кто-то, напротив, до сих пор или не столкнулся с вирусом, или переболел бессимптомно. Можно ли сказать, что это лотерея: тяжело или легко будет протекать заболевание у конкретного человека?
— Организм у каждого работает по-разному. Встречаются пациенты с очень хорошим иммунным ответом, который включает в себя огромное количество разнообразных факторов и систем. Иммунитет начинается с кожи, слизистых и, скажем, того же желудочного сока, который не даёт микробам проникнуть в организм. Эксперты выяснили, что менее восприимчивыми к коронавирусу могут быть люди, у которых активно вырабатывается интерферон – сигнальная молекула иммунной системы, которая запускает каскад реакций. Кстати, с возрастом у человека мало того что снижается интенсивность образования интерферона, так ещё и появляются антитела к нему. Это играет роль.
Другой момент. Допустим, сегодня я отдохнувший, с хорошим самочувствием – спокойно могу нести груз в 50 килограммов. Завтра я устал после тяжёлой физической или интеллектуальной работы – и эта ноша покажется мне совсем другой. То же самое и с иммунитетом. Иммунный ответ у человека может снизиться в связи с каким-то психоэмоциональным стрессом, другими факторами. Так что важно стараться поддерживать самочувствие на хорошем уровне.
— Какие меры профилактики помогут каждому из нас улучшить выработку интерферона и в целом встретить вирус во всеоружии?
— В руках пациентов многое. Прежде всего, важно правильно питаться. В моём понимании сбалансированный рацион – это употребление максимально простых натуральных продуктов. Плюс – полноценный отдых, грамотно выстроенный режим дня. Для тех, кто имеет сидячую работу, обязательна физическая нагрузка.
Кому-то может помочь приём витаминов и минералов. Не секрет, что современная еда не содержит их в необходимом количестве по той простой причине, что сейчас у нас интенсивный путь выращивания и растительных, и животных продуктов. Они просто не успевают накопить витамины. Также важна коррекция микрофлоры, роль которой весьма значима в иммунитете. А это, опять-таки, правильные продукты – с пищевыми волокнами, клетчаткой. Одним словом, во главе угла должен лежать здоровый образ жизни, который всегда идёт во благо человеку.
Комментарии