Самой почитаемой иконой в Вязниках с давних пор был чудотворный образ Казанской Божией Матери. Однако в старину не меньшей известностью и популярностью у богомольцев пользовалась и другая богородичная икона из Вязниковского края. Старинный образ Смоленской Божией Матери находился в Троицкой церкви исторического Успенского погоста прежнего дореформенного обширного Владимирского уезда, в 1778 году вошедшего в состав новообразованного Вязниковского уезда Владимирской губернии. Ныне Успенский погост состоит в Паустовском сельском муниципальном образовании Вязниковского района. С какого времени в Успенском погоста пребывала древняя икона Смоленской иконы Божией Матери, не знали даже в XVIII столетии. Считалось, что там она пребывала с незапамятных времен. Издавна этот образ почитался в качестве чудотворного, причем помолиться к нему приходили паломники не только из окрестных сел и деревень, а также из Вязниковской слободы, и из многих городов, в том числе Владимира, Суздаля, Мурома и Гороховца. Как сказали бы сегодня, Смоленская икона Божией Матери пользовалась региональной известностью. Но 235 лет назад Вязниковский край в одночасье лишился этой святыни. А виновником случившегося стал епископ Владимирский и Суздальский Виктор (Онисимов) — архиерей со сложной судьбой и неоднозначной репутацией.
В 1783 году владыка Виктор занял владимирскую кафедру, сменив умершего епископа Иеронима (Формаковского). Родом он был из Новгородской епархии, где закончил Новгородскую духовную семинарию. По окончании курса наук будущий епископ принял монашеский постриг и был рукоположен в сан иеромонаха, а в 1766 году назначен архимандритом второклассного Вяжицкого Николаевского монастыря в 12-ти верстах от Новгорода. К осени 1770-го архимандрита Виктора перевели в первоклассный Иверский Святоозерский монастырь близ города Валдая на Святом острове Валдайского озера, основанный Патриархом Никоном. В 1775 году архимандрит Виктор был назначен настоятелем в Юрьевский Новгородский монастырь — одну из древнейших и чтимых обителей Северо-Восточной Руси, первенствующую в Новгородской епархии. От времени настоятельства архимандрита Виктора в Юрьеве монастыре известно его письмо святителю Тихону Задонскому, с которым, по-видимому, о. Виктор был давно и хорошо знаком.
В 1782 году Юрьевский архимандрит Виктор был хиротонисан во епископа Олонецкого и Каргопольского, викария Новгородского. Олонецкую кафедру владыка занимал немногим более года, а местопребыванием викария был Александро-Свирский монастырь.
В сентябре 1783 года викарный владыка Олонецкий и Каргопольский Виктор был назначен Екатериной II епископом Владимирским и Муромским. Любопытно, что по прибытии Преосвященного Виктора (Онисимова) во Владимир во Владимирской духовной семинарии учился 11-летний священнический сын Михаил Сперанский, певший в архиерейском хоре. Епископ Виктор полюбил его, посвятил в стихарь и дал ему во время архиерейского служения носить свой посох. Так начинал карьеру будущий граф и статс-секретарь.
Однако среди владимирского духовенства владыка Виктор вскоре получил репутацию сурового и скорого на расправу архиерея, хотя порой к мнению местных жителей и духовенства он все-таки прислушивался. Так, летом 1784 года епископ Виктор получил указ Святейшего Синода, которым предписывалось упразднить Сретенский девичий монастырь в Гороховце, а «лучшую ризницу» и два больших колокола оттуда передать во Владимирский Успенский собор. Однако жители Гороховца воспротивились вывозу церковного имущества, заявив, «что означенный монастырь построен не из казенного иждивения, а того града купцом, також и церковная утварь и колокола сооружены вкладчиками, их же купцами, из собственного капиталу». Поэтому утварь и колокола были оставлены на попечение Гороховецкого городового магистрата, а Сретенская церковь обращена в приходскую.
Но нередко владыка поступал по своей воле вопреки какому-либо постороннему мнению. Так, он последовательно занимался украшением и обустройством своего кафедрального храма — владимирского Успенского собора. К примеру, в бытность епископа Виктора во Владимире на главный престол кафедрального Успенского собора был устроен драгоценный изящной формы ковчег для хранения Святых Даров. В 1795-1797 гг. при Успенском соборе велось строительство каменной соборной часовни. Позже была обращена в церковь в честь священномученика Антипы.
А в 1787 году епископ Виктор распорядился перенести из Троицкой церкви Успенского погоста Вязниковского уезда чудотворный образ Смоленской Божией Матери. Об этой иконе владыка узнал во время своего первого объезда подведомственной ему епархии. Старинная святыня так понравилась любителю церковных древностей владыке Виктору, что он захотел ее всегда иметь рядом с собой. В ту пору владыка обладал в епархии почти абсолютной властью, поэтому его повеление забрать Смоленский образ Богородицы из Успенского погоста не могло встретить никакого отпора. Местное духовенство не посмело перечить владыке, который мог лишить священников их постов и отправить в дальний приход или же и вовсе запретить в служении. Прихожане, среди которых имелись не только крестьяне, но и помещики, тоже не осмелились протестовать, хотя глухой ропот недовольства, конечно же, был. Когда присланные служители архиерейского дома забирали чудотворный образ, многие прихожане плакали, некоторые вставали на колени и не давали проезда экипажу, в котором должны были везти икону. Однако этот пассивный протест ничего не мог изменить. Так 235 лет назад одна из величайших святынь вязниковской земли оказалась во Владимире. Там в кафедральном Успенском соборе украшенный богатой серебряной позолоченной ризой образ Смоленской иконы Божией Матери помещался с левой стороны при самом входе в собор. Во Владимире, несмотря на обилие всевозможных церковных святынь и реликвий, привезенная из Успенского погоста икона принадлежала к числу особо чтимых богомольцами.
Впрочем, долго молиться у чудотворной иконы Смоленской Божией Матери, которую епископ Виктор фактически умыкнул из Успенского погоста, ему долго не пришлось. Уже в следующем 1788 году по синодальному указу владыке было предписано иметь постоянное пребывание в Суздале, куда архиерей и перебрался со всем своим штатом. Увезти бывшую вязниковскую святыню, которую уже успели полюбить владимирцы (многие знали во Владимире об этой иконе и прежде) владыка не решился. В отличие от прихожан сельского погоста куда более «продвинутые» и многочисленные владимирцы могли нажаловаться на архипастыря прямо в столичный Санкт-Петербург.
Владимирскую и Суздальскую епархию епископ Виктор возглавлял вплоть до 1800 года, когда императором Павлом I был отрешен от архиерейства. Именным Высочайшим указом владимирский епископ был отставлен «на смирение» и помещен на покой в Новгородский Юрьевский монастырь, где раньше был архимандритом. По одной версии, причиной катастрофы стало столкновение епархиальной власти с владимирским губернатором тайным советником Павлом Степановичем Руничем. По другой версии, падение епископа произошло вследствие его жестокого обращения с приходским духовенством.
Отставной владимирский владыка скончался в марте 1817 года в Юрьевом монастыре и был погребен в паперти Георгиевского собора. Чудотворная икона из Успенского собора хранилась во владимирском соборе вплоть до 1920-х гг. Дальнейшая ее судьба неизвестна.
Комментарии