Второй владимирский наместник и состоятельный вязниковский помещик состоял в родстве с правящей династией Романовых: женой старшего брата Петра Великого царя Ивана V была Прасковья Федоровна Салтыкова. Когда дочь от этого брака Анна Иоанновна стала российской императрицей, на Салтыковых излился поток монарших милостей. Впрочем, отец будущего владимирского наместника граф Петр Семенович Салтыков прославился не в качестве царского родственника, а как полководец, генерал-фельдмаршал и победитель прусского короля Фридриха II в битве при Кунерсдорфе.
Хотя в юности вследствие происхождения и заслуг отца Иван Салтыков получил придворное звание камер-юнкера, придворной карьере он предпочел военную службу. Во время войны с Пруссией молодой граф добился назначения в действующую армию. Несколько раз отличившись на поле боя, Салтыков был произведен в генерал-майоры, так как по званию камер-юнкера уже имел чин V класса — бригадного генерала. Екатерина II в день коронации пожаловала молодому Салтыкову орден св. Александра Невского, а в 1766-м — чин генерал-поручика.
Когда грянула очередная война с турками, Салтыков-младший вновь доказал, что носит генеральский мундир по праву. В 1769 году он участвовал в разгроме врага под крепостью Хотин, а в 1770-м — в сражениях при Ларсе и Кагуле. В 1772 году генерал Салтыков, командуя армейским корпусом, переправился через Дунай, но заключение Кучук-Кайнарджийского мира прервало победоносный поход. Произведенный в генерал-аншефы, граф Салтыков был награжден орденом св. Георгия II класса и золотой шпагой с алмазами. В 1780-м И. П. Салтыков стоял с армией на турецкой границе и два года спустя получил высший российский орден св. Андрея Первозванного, а потом командовал корпусом в присоединенных к России польских провинциях.
Войны тогда никакой не велось, поэтому во время мирной передышки граф Салтыков в 1784 г. был пожалован генерал-адъютантом и назначен владимирским генерал-губернатором. К тому времени после смерти первого владимирского наместника графа Романа Воронцова бытовало мнение, что он привел порученный ему край в расстройство. Кроме того, в Петербурге решили, что административные границы Владимирского наместничества, в которое первоначально входили еще губернии Пензенская и Тамбовская, слишком велики. Поэтому в качестве владимирского наместника Салтыков получил иной состав территорий — не три, а две губернии, Владимирскую и Костромскую. Почти в то же время Екатерина II направила во Владимир епархиальным архиереем бывшего епископа Каргопольского Виктора (Онисимова), энергичного администратора, известного строгостью по отношению к духовенству.
Начало правления генерала Салтыкова во Владимире ознаменовалось очернением его предшественника Воронцова: распоряжения покойного отменялись, многие владимирские чиновники были отрешены от должностей новым наместником и даже отданы под суд. Самым высокопоставленным подсудимым оказался владимирский вице-губернатор генерал-майор князь Дмитрий Ухтомский, отрешенный от должности и преданный суду за упущения по службе. Правда, после отъезда Салтыкова из Владимира, судебный процесс против Ухтомского окончился ничем: он лишь оказался в отставке, сохранив генеральский чин. Впрочем, был и положительный момент: владимирская полиция перестала разгонять и ловить… кошек! Дело в том, что граф Воронцов почему-то смертельно боялся усатых-полосатых и вида их не переносил. Салтыков подобной фобией не страдал, поэтому при нем Барсикам и Муркам зажилось гораздо вольготнее.
Вместе с тем, второй граф-наместник разбирался в сфере гражданского управления никак не лучше первого графа. Скучным бдениям над бумагами он предпочитал охоту, которой предавался в своем вязниковском имении в бескрайних лесах вдоль Клязьмы.
К тому же пребывание во Владимире Салтыков рассматривал, и вполне справедливо, как краткий эпизод биографии. Действительно, на берегах Клязьмы он надолго не задержался. «Подтянув» наместничество, уже в конце 1787-го, когда на южной границе опять сгустились тучи, граф вновь отправился командовать армией против турок.
Уже в 1788 году Салтыков занял своими войсками турецкую крепость Хотин и получил за эту победу орден св. Владимира I ст. Во время начавшейся войны со Швецией Екатерина II в 1790-м назначила Салтыкова командующим армией в Финляндии. Подчиненные графу генералы разбили шведского короля в нескольких ожесточенных сражениях и 8 сентября того же года был заключен выгодный для России мир. В день заключения мирного договора граф Салтыков получил звание подполковника Конной гвардии (полковником была императрица), бриллиантовую шпагу и алмазные знаки к ордену св. Андрея Первозванного.
Назначенный после шведской войны командовать корпусом в южную армию, Салтыков поссорился с более известным полководцем графом Румянцевым-Задунайским и в 1795-м получил от Екатерины II отставку. Но сменивший в 1796-м нелюбимую мать на престоле император Павел I призвал престарелого графа на службу, наградил его орденом св. Иоанна Иерусалимского, пожаловал генерал-фельдмаршалом и подарил шесть тысяч душ крестьян.
В 1796-1797 г. граф Салтыков занимал пост киевского губернатора, а в 1797-1804 гг. — московского военного губернатора.
Один из современников оставил такую характеристику Салтыкова:
«В графе Иване Петровиче Салтыкове можно было видеть тип старинного барства, но уже привыкшего к европейскому образу жизни; он любил жить не столько прихотливо, как широко, имел многочисленную, но хорошо одетую прислугу, дорогие экипажи, красивых лошадей, блестящую сбрую; если не всякий, то по крайней мере весьма многие имели право ежедневно садиться за его обильный и вкусный стол. В обхождении его, весьма простом, был всегда заметен навык первенства и начальства; вообще он был ума не высокого, однако же не без способностей и сметливости; он не чужд был даже хитрости, но она в нем так перемешана была с добродушием, что его же за то хвалили. Как воин он более был известен храбростию, чем искусством».
Александр I в день коронации пожаловал престарелому графу бриллиантовую табакерку с собственным портретом — более Салтыкова уже было нечем награждать!
Скончался И. П. Салтыков в конце 1805 года, оставив сыну 16 тысяч крепостных и почти 3 миллиона рублей долга. Так как годовое жалованье владимирского губернатора тогда не превышало 10 тысяч рублей, получалось, что граф Салтыков задолжал средства, равные зарплате губернатора приблизительно за… 300 лет вперед и с зарплаты смог бы рассчитаться с ними лишь к 2105 году!
Сын бывшего владимирского наместника полковник граф Петр Иванович Салтыков во время Отечественной войны 1812 года употребил остатки отцовских богатств на формирование Московского гусарского полка, куда поступил корнетом Александр Грибоедов — будущий автор бессмертного «Горе от ума». Но сам Салтыков, навещая в лазаретах солдат своего полка, заразился горячкой (видимо, тифом) и умер в 29-летнем возрасте, не оставив потомства. А вязниковские имения Салтыковых перешли их дальней родне…
Комментарии