— Екатерина, расскажите, пожалуйста, читателям о начале своего творческого пути.
— Родилась я в Вязниках. Училась в средней школе №6. Занималась в художественной студии у Светланы Олеговны Жуковой. Окончив 9 классов, я поехала поступать в Нижегородское художественное училище. Там училась в течение пяти лет. А затем реализовала мечту, став студенткой Российской академии живописи ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Когда на четвертом курсе Академии проходило распределение студентов по мастерским, я выбрала портрет. Очень хотелось концентрироваться именно на нём.
— Сложно ли было поступить в академию?
— Очень. Экзамены длятся месяц. Живопись. Рисунок. История искусств и другие дисциплины. На каждом испытании ты должен проявить свои лучшие качества.
— Чем особенно запомнились годы учёбы?
— Нам преподавали замечательные педагоги. Удавалось бывать на открытых уроках самого Ильи Глазунова. А наиболее запоминающийся момент – двухмесячная поездка в Санкт-Петербург после 1 курса. Это уже традиция академии. Студенты живут в «Северной столице» и проходят практику. Так, в Эрмитаже мы копировали известные произведения искусства. К слову, на выставке представлены две моих копии из той поездки – картины испанского художника Мурильо «Мальчик с собакой» и фрагмента полотна с ангелом. Можно увидеть и этюды, которые я писала в Санкт-Петербурге.
— Почему в качестве основного направления вы выбрали портрет?
— Мне всегда была интересна психология человека — в портрете её можно изобразить наиболее явно. Важно стремиться к тому, чтобы картина передавала эмоции и характер героя. Мне предстоит ещё многому научиться, дабы портреты получались более живыми, точными, выразительными.
— При этом вам удаётся работать и в других направлениях?
— Конечно. К примеру, интересно заниматься постановками, когда нам позируют реконструкторы, – люди, которые своими руками создают исторические костюмы. Благодаря такому взаимодействию в студенческие годы мне удалось запечатлеть образы стрельца XVI века и немецкого рыцаря, отдыхающего в таверне. Вообще профессора нацеливали нас на сохранение исконно русских традиций, популяризацию культуры. Лично мне всё это интересно.
— В августе 2021 года вы окончили академию…
— Этому предшествовало написание дипломной работы. Моя была посвящена семье императора Николая II перед расстрелом. Хотелось совместить в работе портрет и историческую сюжетную композицию.
— Насколько глубоко нужно погрузиться в материал в таком случае?
— Без этого никуда. Сначала идёт кропотливый сбор информации. Ты изучаешь литературные источники, исторические справки. Очень многое нужно выяснить об обстановке, быте, костюмах того времени. Я познакомилась с воссозданными в компьютерном варианте интерьерами Ипатьевского дома, где император с семьёй находился в последние дни жизни. Затем приступила непосредственно к созданию картины. Теперь дипломная работа хранится в фонде академии.
— Каким вы видите своё ближайшее будущее?
— Мне хотелось бы обосноваться в Вязниках, в родных местах. Планирую дальше изучать изобразительное искусство. Очень хочется заниматься творчеством и запечатлеть родной город, его колорит и образы, чтобы родной край был узнаваем. Уже удалось сделать несколько этюдов. Также есть планы преподавать, приобщая к прекрасному детей.
— Сколько времени в среднем уходит на одно полотно?
— Мы сами готовим основу для будущей картины, натягиваем холст на подрамник. Делаем грунты по технологиям, которым обучились в академии. Постановочные вещи, когда перед тобой натура, пишутся быстро – по крайней мере, у меня так. Если трудиться в экспрессивной технике аля прима, широким манером, которая предполагает законченную работу за несколько сеансов, всё получится оперативно. В этом случае и цвет, и тон берётся за один раз. Но в принципе я действую по классической академической технике старых мастеров. Она требует первоначального чёрно-белого исполнения. Затем художник методично накладывает слои, и в итоге картина становится цветоносной постепенно. В среднем на картину можно потратить от трёх дней до нескольких месяцев. Многое зависит и от формата.
— Кто выступает в роли первых ценителей и критиков вашего творчества?
— Моя мама и супруг. Я благодарна за критику, без которой невозможно адекватно себя оценить. Если мне что-то удаётся, близкие также это отметят, ведь творчество всегда состоит из удачных и не очень удачных моментов. Каждая завершённая работа вызывает тёплые чувства. Но ещё большую радость дарят ситуации, если кто-то смотрит на картину и говорит: «У тебя действительно получилось передать эмоции».
— Можете ли вы назвать себя счастливым человеком?
— Да, я не мыслю себя без искусства и живописи. Заниматься чем-то другим не хочется.
— Что посоветуете вязниковским школьникам и вашим сверстникам? Как найти себя в жизни?
— Считаю, что нужно пробовать всё. Если кому-то интересна живопись, делайте наброски. Можно заниматься лепкой, скульптурой. Или, допустим, играть на музыкальных инструментах. Ходить на выставки, концерты, творческие вечера. В какой-то момент обязательно станет понятно, к чему тянется сердце.
— Кого бы вы назвали любимым художником, писателем, музыкантом?
— Очень ценю творчество Репина, Серова и Левитана, которого я считаю душой русской пейзажной живописи. Любимый писатель – Александр Пушкин. Его образы душевны, бесконечно тонки и близки мне. Из музыки нравятся произведения Бетховена. А вообще продолжать список можно долго.
— Обогащает ли нас каждое прикосновение к прекрасному, на ваш взгляд?
— Безусловно. Взять хотя бы живопись. Художник не будет настоящим мастером без широкого кругозора. Он не найдёт нужные решения и образы, которые зачастую нам подсказывают музыка, литература, другие культурные пласты. В целом искусство развивает нас как личность. Я бы даже сказала, оно помогает по-другому смотреть на мир.
Комментарии