16+
Сообщить новость
Вязниковская общественно-политическая газета Основана в марте 1917 г.
10:47, 05.04.2022

«У каждого мгновенья свой резон, или Возрастные особенности детей…»

/ #ЗнаниеСила

Учить или воспитывать? Возможно, это дилемма для педагогов и родителей. Но только тогда, когда эти процессы пытаются разделить. На практике же вся наша жизнь – это процесс воспитания, впитывания правил человеческого общежития. Причём ему тоже нужно учиться, обращая внимание на возрастные и психологические особенности личности. Главное воспитание, конечно и безусловно, – в семье. А главный его принцип, конечно и безусловно, – любовь! Именно от домашней атмосферы во многом зависит, какая картина мира сложится у ребёнка. Как он будет познавать окружающую реальность. Родители стимулируют ребёнка к покорению новых вершин и горизонтов, интеллектуальному развитию, самосовершенствованию. И это – ежедневный процесс.

Главный принцип взаимоотношений в семье – принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его индивидуальными особенностями, плюсами и минусами, то есть безусловная любовь к дочери или сыну.
Если ребенка любят безусловно, он это знает и чувствует постоянно, даже в сложных для него ситуациях, когда родители им недовольны или наказывают. Общение в семье эмоционально положительное, успехам ребенка радуются и любое, даже небольшое продвижение в каком-то деле, замечают.
К сожалению, родительская любовь может быть и обусловленной. Ребенка принимают только тогда, когда он отвечает требованиям родителей, послушен, хорошо учится, подает большие надежды на будущее. В другие же, не такие уж редкие в детской жизни и далеко не радостные моменты, ребенок чувствует отчуждение самых близких ему людей – родителей.
И дети, лишенные веры в постоянную и искреннюю любовь, становятся неуверенными в себе и приобретают довольно много других личностных отклонений.
Еще хуже на развитии ребенка сказывается его неприятие – отвержение или безразличие родителей. Причем плохая ситуация может возникнуть не только в так называемых неблагополучных семьях; родители могут заботиться о ребенке и не осознавать, что не принимают его по какой-то причине (недостаточно красивый, не очень умный). Естественно, ребенок это чувствует, его потребность общением не удовлетворяется, и он испытывает страдания и формирует проблемное поведение и комплексы неполноценности.
Взрослый человек, верящий в возможности ребенка, его лучшие качества, способен кардинально изменить, не просто изменить, а именно улучшить его жизнь. И наоборот, если навязывать ребенку такие «убийственные» для детей оценки и прогнозы – ленив, бездарен, туп, «колония по тебе плачет» — то они скорее всего сбудутся.
Родители обязаны выбрать именно эмпатический способ общения, который предполагает отказ на время от своих собственных позиций и ценностей, чтобы войти в мир ребенка без предвзятости; чуткость к его тонким переживаниям; деликатное «пребывание» в его жизни без оценивания и осуждения.
И сегодня мы попробуем, уважаемые родители, вооружить вас некоторыми психологическими, педагогическими знаниями об особенностях психики и мышления наших детей разного возраста, а значит и о разном нашем поведении с ними. Очень надеемся, что многие из вас, «вооружившись наукой», проанализируют свои отношения с детьми и сделают главные шаги к возвращению, а может, и установлению прочных, позитивных отношений с главным сокровищем всей человеческой жизни (её целью и результатом) — нашим любимым ребенком.

✅ «Все мы разные, но мы вместе»

Развитие ребенка всегда у нас, взрослых, вызывает удивление и радость: сегодня он непохож на вчерашнего, а завтра не будет похож на сегодняшнего. И взрослые порой поражаются «уму» ребенка. Но секрет здесь не в уме, а в быстроте успехов: вчера не мог — сегодня уже справляется. Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности — всё это факты, характеризующие развитие ребенка. Но не все дети развиваются одинаково. Несмотря на то общее, что объединяет детей одного возраста, существуют индивидуальные особенности и отклонения в развитии.
…Ограничения и нарушения в процессе ведения нормальной жизнедеятельности особенно ощутимы у детей, так как они хотят играть, бегать, быть активными и т.д. Поэтому при наличии проблем со здоровьем у детей возникает масса трудностей, в том числе психологического характера. В таких случаях моральные страдания испытывают не только дети, но и их родители. Как бы там ни было, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) считают особой категорией, требуются специальные условия для их воспитания, образования, социальной адаптации. Чем больше ребёнок с ограничениями по здоровью будет приспособлен, лучше обучен и самостоятелен в жизни, тем он успешнее.
Не нужно бояться детских садов и школ, где есть коррекционное обучение!
Во-первых, здесь очень много специалистов, которые могут помочь и детям без каких-либо заболеваний, ведь случается всякое. А с детками, которым нужна специальная педагогическая помощь, целенаправленно работают учителя-дефектологи, учителя-логопеды, другие узкие специалисты. Тем не менее, имея диагноз, многие родители боятся вести ребенка в группу компенсирующей направленности или коррекционный класс. Им кажется, что там учат слабее, что ребенок потом не поступит в вуз…
Но ведь не это же главное в нашей жизни?! Уверена, важнее сохранять психическое здоровье!
В жизни такому ребенку будет трудно. К сожалению, в классе не все дети будут с пониманием относиться к особенному мальчику или девочке. Как бы нам, взрослым, это не нравилось, такова жизнь. И впоследствии за норму такой ребенок принимает негативное отношение окружающих. Лучше быть успешным ребенком и закончить коррекционную школу, чем отмучиться одиннадцать лет в хорошей, по меркам родителей, гимназии. Тут папы и мамы должны удовлетворять не свои амбиции, а интересы ребенка. Никто не отменял дополнительное образование. Можно заниматься музыкой, английским, математикой индивидуально, по удобному графику.
То, что ребенок присутствовал на уроке — знаний не добавляет. И еще один аспект — не нужно перегружать ребенка опекой. Относитесь к нему как к равному. Учите самостоятельности!
Для детей уровень образования даже не так важен, как важно умение социализироваться, найти свое место в обществе.

с. Саидова, педагог-психолог детского сада № 16 .

✅ Дети и гаджеты: что надо знать родителям, или Запретить нельзя использовать

  1. Уважаемые родители! Давайте обсудим: у вас есть такое ощущение, что дети не выпускают из рук телефоны и планшеты и им становится безразлично всё: учёба, общение, дела по дому, ваши просьбы и слова?
    Нам, педагогам, родителям всё чаще кажется, будто интернет, компьютер и телефон попросту отобрали у нас ребенка. Что делать? Кричать, ругаться, уговаривать – не работает. Знакомо? Могу сказать, что в 9 случаях из 10 на консультациях родители жалуются на то, что ребенок из телефона не «вылезает» и учиться не хочет.
    «Запретить нельзя использовать», — где поставить запятую, решать нам — взрослым.
    Наверняка вы уже пробовали решить проблему самостоятельно: договаривались, отбирали силой, ругались, убеждали, просили, но результата не получили. Действительно, гаджеты – это вселенское зло, номофобия – заболевание 21 века, которое встречается не только у детей, но и у взрослых. Телефонная зависимость негативно влияет на поведение личности и не дает нормально жить. Увлечение компьютерными играми зачастую становится начальной точкой погружения в сферу IT-технологий. Длительное использование устройств может стать причиной нарушения зрения. Бесконечное вглядывание в экран может спровоцировать близорукость, а напряжение глаз – излишнюю сухость, которая способствует воспалению и развитию инфекций. Недостаточно развитое умение контролировать положение тела может привести к нарушению осанки, что обусловлено длительным нахождением ребенка в одной позе при использовании телефона или планшета. Нехватка двигательной активности зачастую провоцирует появление избыточной массы тела и нарушения работы систем организма. Важно уделить внимание и психическому аспекту.
    Кроме того, для полноценного развития ребенка необходим очный постоянный контакт с окружающим миром. Отсутствие общения может стать причиной ограничения эмоциональных впечатлений, что негативно отражается на формирующемся темпераменте.
    Однако даже если ребенок длительное время проводит с гаджетом – это вовсе не говорит о существовании зависимости. Родителям необходимо помнить, что существует ряд признаков, указывающих на то, что пришло время решать проблему. Среди них:
  1. Потеря интереса к реальной жизни (отказ от прогулок, настольных игр, рисования, чтения и пр.).
  2. Отказ от разговоров и обсуждения чего-либо, не связанного с мультимедийными устройствами.
  3. Постоянное беспокойство, раздражительность.
  4. Вспышки агрессии, ярости и истерии у ребенка при попытке ограничить использование смартфона.
  5. Потеря чувства меры.
  6. Скрытность, отказ от привычного режима дня (пробуждение в ночные часы с целью поиграть).
  7. Заметное снижение успеваемости, отказ от общения со сверстниками и семьей

При этом никто не спорит, что навыки использования компьютера и иных гаджетов – неотъемлемая составляющая жизни современного человека. Несмотря на большое количество исследований, доказывающих опасность использования современных мультимедийных устройств для детей, существует ряд приложений и игр, способствующих развитию логики, памяти, познанию окружающего мира.
Гаджеты не исчезнут из жизни вашего ребенка, технологии стремительно идут вперед, поэтому важно научить себя и ребенка получать от них пользу. Сейчас как никогда остро встаёт вопрос поколений: родители, бабушки и дедушки не имели телефонов в детстве и не понимают, что делать сейчас, а современные дети выросли с гаджетами и не мыслят жизни без них. Поэтому родителям надо очень постараться минимизировать опасности и риски от использования детьми интернета, понять причины цифровой зависимости, чтобы без криков, уговоров и манипуляций выстроить экологичные взаимоотношения ребенка с гаджетами.
Ограничения использования гаджетов напрямую связаны с возрастными особенностями ребенка. Давайте поймём, что можно смотреть, а от чего стоит ограничить формирующуюся личность в определенные возрастные периоды, чтобы снизить негативное влияние телефона на ребенка.
Дошкольный возраст. Лучшая категория контента для детей этого возраста – развивающие мультфильмы и передачи. Допустимо разрешать ребенку играть в простейшие игры на развитие логики, внимания и памяти.
Младший школьный возраст. Продолжение просмотров развивающих передач и мультиков – не будет лишним. Ценным станет и совместный с родителями просмотр различного рода программ. Важно помнить, что ведущий вид деятельности в этом возрасте – образовательные моменты, с сохранением игровой активности.
Средний школьный возраст. В период старше 10 лет родителям нужно позаботиться о существовании ряда правил, которые будут соблюдаться при использовании гаджетов. Разрешая игры, стоит ограничиться от элементов насилия.
Важно осуществлять контроль посещаемых сайтов и регламентировать время использования мультимедийных устройств.
В процессе борьбы с телефонной зависимостью ребенка постарайтесь проявить психологически грамотный и при этом терпеливый подход, предполагающий доверительную беседу с ребенком, распределение свободного времени, личный положительный пример, пояснение пользы и представление ребенку возможностей полезного использования сети и гаджетов.
Важно устанавливать правила, среди которых могут быть ограничение использования технических средств во время приема пищи; определение временных границ начала и окончания использования гаджетов; определение мест, где нельзя использовать какие-либо устройства; соблюдение правил этикета (не смотреть в экран во время разговора и пр.).
Отличным помощником в отслеживании соблюдения этих правил может стать приложение родительского контроля, по типу UniSafe Kids, который имеет расширенный функционал, что предполагает наличие таких возможностей, как: осуществление качественного контроля содержимого контролируемого устройства; отключение работы ненужных приложений; установление возрастных и временных ограничений на использование игр и приложений; отправка уведомлений на устройство.
Используя приложение UniSafe Kids, родители получают доступ к личному кабинету, где можно свободно изучать содержимое контролируемого устройства, а также выбирать и настраивать дополнительные функции.
Лучшее решение любой проблемы – ее профилактика. Рекомендую придерживаться простых советов.

  1. С самого раннего возраста приучите ребенка соблюдать установленные правила.
  2. Откажитесь от гаджетов как от средства борьбы с истериками и плохим настроением ребенка.
  3. Покажите положительный пример, проводя собственное свободное время в общении с семьей, а не с гаджетами.
  4. Обеспечьте интересный и при этом разнообразный досуг. Организуйте максимально оснащенную предметно-развивающую среду, где будет располагаться большое количество игрушек, материалов для творчества и спортивного инвентаря.
  5. Интересуйтесь всеми увлечениями ребенка, в частности, чем он занимается в Сети, во что ему нравится играть и, конечно, с кем он общается.

Не забывайте, что уважение к интересам ребенка существенно укрепляет родительский авторитет и способствует выстраиванию доверительных отношений.
Вывод однозначен. Дети и гаджеты: запретить нельзя, ИСПОЛЬЗОВАТЬ!

С. Малышева, педагог-психолог средней школы №3.

✅«Проблемы и конфликты у ребенка в школе»

Проблемы и конфликты у ребенка в школе — это явление обычное. Становясь законным членом школьного социума, он учится отстаивать свое мнение, точку зрения, учится  жить  по законам  детского  общества.  Но для   ребёнка   конфликт со сверстниками может стать и сильным потрясением, повлиять на всю его дальнейшую жизнь. Конфликты могут возникнуть из-за незначительных разногласий по поводу  успехов в учебе, поведения, отношения  друг к другу, одежды и т. д. Из всех конфликтов можно выделить 3 группы: ученик-ученик; ученик- учитель; ученик-родитель.
Конфликты  ученик-ученик  разрешаются   участниками   спора  самостоятельно, но иногда требуется помощь либо классного руководителя, либо школьных специалистов (педагога-психолога, социального педагога). К сожалению, исходя из опыта работы, не всегда вмешательство учителей заканчивается разрешением конфликтной ситуации, бывают случаи усугубления таковой.
В школе довольно часто можно наблюдать вербальную агрессию со стороны детей или открытые физические столкновения. Такое происходит в силу возраста, воспитания, психофизических особенностей школьников. Дети еще не так осознают правовые границы дозволенного в общении друг с другом. Также, очень часто причиной конфликта служит борьба за лидерство, личное соперничество, этнические конфликты. Вот здесь очень важна роль и реакция педагога, как посредника между детьми, который может разрешить («затушить») конфликт на начальной стадии. Если конфликт не разрешить, то противостояние и разногласие между участниками конфликта будут только нарастать. Оскорбления и обиды, которые дети наносят друг другу, являются также причинами конфликта. Максимальное количество конфликтов приходится на подростковый возраст.
Сейчас существует такое понятие как буллинг, которое является выражением психического насилия с участием обучающихся. Буллинг (травля) (англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны остальных членов коллектива или его части. При  травле  жертва  оказывается  не в состоянии  защитить, себя от нападок, агрессии со стороны. Как проявления травли специалисты расценивают оскорбления, угрозы, физическую агрессию, постоянную негативную оценку жертвы  и её деятельности. Буллинг может быть и в физической, и в психологической  форме.  Проявляется  во всех возрастных  и социальных  группах. В этом случае важно объяснить ребенку, что его травят, и показать, научить, как действовать в сложившейся ситуации.
Как правило, дети сами провоцируют конфликты по причине своего негативного отношения к окружающему миру, принесенного из семьи, так как корни всех проблем ребенка зачастую лежат во внутрисемейных отношениях. Да, школа, безусловно, несет часть своей ответственности за происходящее в образовательной среде. Однако стоит обратить внимание на то, что не у 100% школьников, находящихся в одних и тех же условиях, возникают конфликты и конфликтные ситуации. Это зависит еще и от того, насколько ребенок умеет адаптироваться к новым условиям, насколько у ребенка достаточно внутреннего  ресурса  для того, чтобы  не разрушаться от школьного стресса а обогащать свой опыт по преодолению трудных ситуаций.
Сам конфликт может быть не так серьезен и опасен, как кажется взрослому, если не переходит в стадию явного проявления агрессии, драки, насилия. Если  конфликтная ситуация достигла таких размеров, её конструктивное разрешение возможно только   совместными   усилиями   всех   заинтересованных   сторон – детей, родителей, педагогов.   В школьной среде конструктивное разрешение таких конфликтных ситуаций осуществляется школьная служба примирения, в которую может обратиться любой заинтересованной родитель.
Родители должны знать, что уберечь ребёнка от всего — невозможно, так как внешний мир —    место небезопасное, и мы не можем предугадать все его сложности и опасности. Важно помнить, что опыт решения конфликтов очень полезен и в будущем обязательно пригодится ребенку. Поэтому нет смысла беречь детей от конфликтов, гораздо важнее научить их решать эти конфликты, быть готовыми к конструктивному диалогу, умению просить и принимать помощь.
 
И. Исаева, 
социальный педагог Мстерской сош.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме

Архив новостей
Архив блога