16+
Сообщить новость
Вязниковская общественно-политическая газета Основана в марте 1917 г.
09:13, 07.06.2022

Досье людей в автомобиле

/ Краеведение
Читатели «Маяка» уже знают, что 13 июля 1913 года наш город встретил интересных гостей — экипаж автомобиля «Руссо-Балт» с очень известными в Российской Империи и за её пределами автогонщиками и журналистами. Позднее этому визиту были посвящены три страницы в вышедшей в 1914 году книге В. В. Геймана «По градам и весям родной земли» (стр. 24 — 27). А буквально в первых строках книги автор сообщает: «Мы имели почти официальное поручение, придавшее интерес нашей поездке. Императорское автомобильное общество, будучи озабочено подготовкой предполагавшегося большого международного пробега на Императорский приз и разрабатывая различные направления, просило моих спутников и меня провести разведку путей в восточном направлении, на Москву — Нижний — Казань — Самару — Саратов — Воронеж. Для этого мы ввели в наш маршрут соответствующие поправки и распределили работу так: мне — составление путевой съёмки, Нагелю — общие наблюдения автомобилиста, Оцупу — дневник и фотография». Здесь названы главные герои большого автопробега. Кто они?
Собрав по разрозненным источникам всё, что можно было найти, не выезжая из Вязников, получаем вот такую картину:

Гейман Василий Васильевич — автор книги «По градам и весям родной земли», один из руководителей Российского императорского автомобильного общества, полковник-инженер путей сообщения, российский автогонщик, спортивный судья, журналист. Печатался в «Новом времени». Из сохранившейся прессы и воспоминаний ветеранов автоспорта известно, что в начале XX века В.В. Гейман неоднократно был победителем соревнований автомобилистов. Скажем так — он далеко не последний человек в высших кругах Российской Империи и один из «патриархов» национального автоспорта. Позднейшая информация по полковнику Гейману более противоречивая. В некоторых источниках он упоминается как один из организаторов транспортного снабжения российской армии в годы Первой мировой войны, а в 1918 году был в составе специалистов, «ожививших» паровозы и доставивших хлеб из Царицына в голодающие Москву и Петроград. Далее следы Василия Васильевича Геймана теряются в событиях лихолетья иностранной военной интервенции (1918 — 1920), когда армии 14 государств пытались растерзать территорию России.

Гораздо больше информации о судьбе главного гонщика дореволюционной России и основного водителя приехавшего 13 июля 1913 года в Вязники экипажа:
Андрей Платонович Нагель — охтинский купец второй гильдии, окончивший юридический факультет Петербургского университета и некоторое время работавший в Министерстве путей сообщения и, одновременно, сотрудничавший с несколькими спортивными журналами. Занимался конным, велосипедным, мотоциклетным и автомобильным спортом и фигурным катанием (знаменитый фигурист «Аэнь»). В 1900 г. Нагель начал издавать журнал «Спорт». В 1902 г. основал журнал «Автомобиль», который выходил до 1917 г. и был крупным авторитетным автомобильным изданием в начале XX столетия в России. В разное время он издавал и другие журналы: «Двигатель», «Аэро», «Аэро и автомобильная жизнь». В 1908 году Андрей Нагель совершил первую крупную автомобильную поездку в Европу — в Париж и Венецию и написал о ней репортажи. А в следующем году — поехал в Рим и Неаполь и даже взобрался на Везувий на отечественном автомобиле «Руссо-Балте». Впервые — вместе с кинооператором, снимавшим весь ход автопробега. Нагель стал первым белым человеком, путешествовавшим на автомобиле по Африке. Он же в 1912 году первым из россиян принял участие в ралли «Монте-Карло». Это было всего лишь второе издание легендарного ралли, существующего и в наши дни. А. П. Нагелю, за участие в ралли, пропаганду отечественного автостроения и за деятельность на благо России император вручил орден Святой Анны III степени.

Не поняв и не приняв русскую революцию и посчитав, что российское автомобильное дело более не возродится, в феврале 1920 года Андрей Нагель с семьёй иммигрировал во Францию. О том, что был не прав, он поймёт лишь 12 лет спустя, но второй раз ломать уклад жизни не станет — ему было уже 55 лет.

Точных сведений о том, чем Андрей Платонович занимался первые годы жизни в Париже, нет. Известно лишь, что в 1922 году судьба привела его в франкомасонскую ложу «Астрея», которая была организована русскими иммигрантами. Спустя два года 11 ноября 1924 года его исключают из «Астреи» за «недостойное поведение и неправильное отношение к большевицкой России». По непроверенным данным, во Франции Нагель работал как инженер-автомобилист. Жил в он Нейи-сюр-Сен — в то время ближнем пригороде Парижа, где располагалось несколько известных автомобильных предприятий. Как журналист сотрудничал с газетой/журналом «Возрождение» – с одним из самых известных русскоязычных изданий Парижа. Позднее — с газетой «Русская мысль». В целом же создается впечатление, что Андрей Платонович сознательно старался оставаться в тени, не привлекая к своей персоне лишнего внимания. Вероятно, поэтому свидетельств его пребывания в эмиграции осталось так немного. Последняя статья Нагеля была напечатана в ноябре 1956 года на одной полосе с объявлением о его смерти, гласившим: «Редакция „Русской мысли“ с глубоким прискорбием извещает о скоропостижной кончине своего сотрудника Андрея Платоновича Нагеля, последовавшей в Париже в субботу 10 ноября. Похороны состоялись во вторник 13 ноября на кладбище в Нейи. В 9-й день кончины, в воскресенье 18 ноября после литургии в храме на рю Дарю будет отслужена панихида». Так завершилась жизнь и великолепная карьера одного из самых прославленных первых российских автогонщиков.

Теперь о третьем известном члене экипажа, приехавшем в 1913 году в Вязники:
Сергей Авдеевич Оцуп — фотограф, кинооператор, журналист. Доподлино известно, что жил он в Царском Селе. Некоторое время учился в Петербургском университете на физико-математическом отделении, но не закончил его. В 1915 году был призван на военную службу. Где и кем служил — пока не известно. Сергей Оцуп выходец из знаменитой фотографической династии, представители которой прославились снимками известнейших людей, в том числе принадлежавших к монаршей семье, руководству Российской империи, РСФСР и СССР. И, как веяние того времени, Сергей Оцуп просто обожал технические виды спорта и был неизменным главным фотолетописцем на главных автоспортивных, мотоциклетных и авиационных событиях той легендарной эпохи.

Кроме этого в составе экипажа, который встречали вязниковцы 13 июля 1913 года был второй водитель-механик по имени Сергей. Более точных данных по нему пока ещё не установлено.

 
Как видим, в 1913 году в Вязниках останавливались люди, непосредственно причастные к основанию отечественного автомобильного спорта и внесённые во многие автоспортивные и прочие энциклопедии. Останавливались на ночлег они в гостинице «Свет», и наверное будет правильным, если на этом здании когда нибудь появится памятная доска с их именами и упоминанием события, которое привело столь знаменитых людей в шаш город.
Необходимо добавить, что утром 14 июля весь экипаж «Руссо-Балто» в Вязниковском Казанском соборе, у Чудотворной иконы Божией Матери, молился «за процветание российского автомобильного промысла и российского автомобильного спорта». Как видим из истории, небо услышало их просьбы и с 1930 года в СССР началось развиваться производство автомобильной техники а 1937 года начался бурный расцвет автомобильного спорта.

(По материалам отечественной и зарубежной прессы. Фото из архива автора.)

 
теги:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме

Архив новостей
09:10, 2.04.2024 0 комментариев
“Славный и любезный патриарх” российской изящной словесности / Краеведение

Нынешний 2024 год в России объявлен Годом Пушкина. 6 июня мы будем отмечать 225-летие Александра Сергеевича. В этой связи уместно вспомнить лиц, связанных с Вязниковским краем и лично знакомых с великим Пушкиным. Среди них — действительный тайный советник граф Дмитрий Иванович Хвостов — известный литератор, по жене — племянник великого Суворова, а по сословной принадлежности — потомственный дворянин Владимирской губернии.


09:03, 26.03.2024 0 комментариев
Про необитаемый остров, Гринева и Пушкина / Краеведение

Необитаемый остров можно встретить не только в море, но и в лесной глуши — на реке. На больших реках острова вовсе не редкость. Но и на маленьких речках тоже встречаются островки и целые острова, причем их площадь порой несопоставима с площадью водного зеркала.


Архив блога