История этого образа восходит ко второй половине XVI столетия. Тогда после пожара в недавно завоеванной московским войсками бывшей столице поверженного Казанского ханства на пепелище была чудесным образом обретена невредимой икона Богородицы с Предвечным младенцем на руках. Вскоре этот образ прославился на всю Россию многочисленными чудесами и исцелениями. Молва о Казанской Заступнице разнеслась по всем городам и весям. Первый храм в честь иконы Казанской Божией Матери был построен еще по указу сына Ивана Грозного царя Федора Иоанновича. В честь этого образа был освящен и собор в Вязниковской слободе, причем местный список с известного образа в Казани тоже получил известность в качестве чудотворной иконы
К помощи Казанской Богородицы прибегали в исключительных случаях, когда требовалась помощь для спасения государства. В 1612 году Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский после молебна у чудотворного образа отправились освобождать Москву от поляков и их пособников. В 1709 году в день Полтавского сражения Петр I повелел взять специально взятую с собой в поход икону Казанской Божией Матери «в путеводительницу воинству своему». А в «грозу двенадцатого года» фельдмаршал Михаил Кутузов, вступая в командование русской армией, вверил свои полки «всесильному охранению и помощи Царицы Небесной».
К началу XX века в стране насчитывались сотни списков (копий) знаменитой иконы, а число храмов в честь Казанского образа Богородицы приближалось к полутораста. Почитание чудотворной, казалось, было всеобщим, паломники тысячами стекались в Казань из всех губерний и уездов империи.
Дерзкое похищение иконы Казанской Богородицы прямо из храма потрясло весь православный мир. Многие полагали, что воры посягнули не столько на сам образ, сколько на усыпанную драгоценностями ризу из чистого золота. Известно, что на золотом обрамлении иконы имелась целая коллекция драгоценных камней: бриллианты, изумруды, топазы, рубины, а также отборный жемчуг. Венчала образ малая корона императрицы Екатерины II, усыпанная бриллиантами. Эту корону государыня собственноручно приложила для украшения чудотворной во время своего посещения Казани. Почти каждый из царей и императоров считал своим долгом украсить Казанскую Богородицу каким-либо ювелирным шедевром. Общая стоимость обрамлявшего сравнительно небольшой образ, всего примерно 26 на 22 сантиметра, не поддается исчислению.
По личному приказу императора Николая II были подняты на ноги не только силы полиции, но и чины отдельного корпуса жандармов (по сути последние выполняли тогда функции нынешней ФСБ). Благодаря всеобщему авралу выйти на след похитителя удалось сравнительно быстро. Оказалось, что чудотворную икону украл известный тать (сегодня его бы назвали «авторитетом») Федор Чайкин. Но на допросах арестованный упорно настаивал, что преступление совершил в одиночку. Следователи полагали, что Чайкин врет, но никаких новых улик найти не удалось. Судьи так торопились поставить точку в столь шумном процессе, что от начала первого заседания до вынесения приговора прошло всего 5 дней! В итоге Федор Чайкин получил 12 лет каторги и отправился по этапу в Сибирь. Но похищенную икону обнаружить так и не смогли. Сам Чайкин утверждал, что чудотворный образ он сжег, причем вместе со всеми ценностями! Ему никто не верил. Люди истово верующие считали, что Казанская Богородица, раз уже чудесно спасенная от огня, сгореть не может. А скептически настроенные нигилисты не без основания полагали: огромное богатство профессиональный вор уничтожить собственными руками никак не мог.
Следствие продолжалось и после осуждения Чайкина. Специально созданная бригады сыщиков кропотливо отрабатывала версию за версией. Эта работа велась более 10 лет! Только в канун Первой мировой войны удалось отыскать след казалось навсегда потерянного образа. Выяснилось, что Чайкин был связан со… старообрядцами. Ревнители старой веры и противники реформ патриарха Никона, староверы признавали лишь иконы, написанные до середины XVII века — до той поры, когда и произошел раскол. Они всеми правдами и неправдами за любые деньги скупали старые образа, благо что среди раскольников было немало богатейших купцов. А Казанская Богородица уже давно являлась предметом их вожделения.
Несмотря на замкнутость и фанатизм староверов, жандармский ротмистр Прогнаевский, в конце концов, выявил предполагаемого заказчика. Им оказался состоятельнейший ковровский купец Севериан Першин. Потомок старинного купеческого рода хлебо- и лесоторговцев, он получил прекрасное образование, владел огромной библиотекой с десятками уникальных изданий и ценнейшим собранием старых икон. Першины были лидерами старообрядцев Владимирской губернии. С их семейством самым тесным образом был связан известный старообрядческий архиерей уроженец Вязниковского уезда Арсений (Швецов), управлявший Московской и Нижегородской митрополиями.
Жандармам было ясно, что с налета чудотворный образ у Першиных найти, скорее всего, не удастся. Они кропотливо собирали информацию и строили планы, как лучше подобраться к украденной святыне. Было продумано все. Чудотворную икону обязательно должны были найти и изъять. Но… Кончался февраль 1917 года. Еще пара дней, и все рухнуло. В огне революций и Гражданской войны поиском образа Казанской Богородицы больше никто не занимался. А потом и вовсе стало не до того — церкви повсеместно закрывались, иконы рубили топорами и сжигали тысячами.
Так и получилось, что судьба чудотворной до сих пор неизвестна. По одной из версий Першины успели спрятать чудотворный образ у своих единоверцев в Вязниковском уезде, дабы сбить полицию со следа. Знаменитую икону много раз пытались искать, но так и не нашли. Согласно преданию, Царица Небесная сама определит, когда вновь явить миру свой чудотворный образ. Пока же, по грехам нашим, этого не дано…
Комментарии