Л.А. Фомичев родился в 1932 г. в пос. Мстера. Его отец Александр Яковлевич Фомичев окончил Мстёрскую иконописную школу. Затем по рекомендации Ф.А. Модорова занимался живописью в г. Санкт-Петербурге у известного баталиста Р.Р. Ференца. В 1929 г. он вернулся в Мстёру, работал зав. производством в артели «Пролетарское искусство». Занимался технологией лаков, отвечал за сбыт продукции на производстве, исколесил с чемоданчиком полстраны, вплоть до Дальнего востока. В 1943 г. погиб при обороне Ленинграда. Об обстоятельствах его гибели родные узнали из повести Эдуарда Асадова «Зарницы войны». Оказалось, что они вместе воевали и А.Я. Фомичев служил старшиной.
По мнению матери Анны Александровны, Л. Фомичев в 1944 году должен был поступать учиться в Тульское Суворовское училище. Но сестра отца возразила против этого решения и договорилась с председателем артели И.С. Сусловым, чтобы мальчика приняли обучаться на художника. Поэтому 6 апреля 1944 года Л. Фомичев еще подростком пришёл работать в артель «Пролетарское искусство», учился под рукой у опытного мастера Ф.Г. Шилова, ученика А.И. Брягина. Свою первую творческую работу «Дорога жизни» Л. Фомичев написал в 1947 г.
Война сыграла важную роль в становлении характера Лёвы Фомичева. С детства мальчишка рос без отца. Сама жизнь заставила получать сначала семилетнее, затем среднее образование. Большую роль в формировании художника сыграло знакомство с искусствоведом Галяткиным, который заставлял его читать не только газеты, но и преподавал основы искусства в 1945 — 46 г.
13 ноября 1951 Лев Фомичев был призван в ряды Советской армии. Ему пришлось ликвидировать последствия Великой Отечественной войны, участвуя в разминировании полей Смоленской области. Там герой этой публикации получил контузию. Всё это наложит большой отпечаток на дальнейшее развитие творчества художника.
В 1954 г. после службы в армии художник возвращается в Мстёру. Много занимается самообразованием, изучает работы старых мастеров Мстеры 1930-х г., древнерусское искусство. Из накопленных знаний и впечатлений рождается множество композиций: «Снегурочка и Лель», «Белым снегом», «Ничто в полюшке не колышется». Эти миниатюры гармоничны по композиции, свежи по колориту, наполнены поэтической задушевностью.
Лев Александрович с особой благодарностью вспоминает Ивана Степановича Суслова, который давал ему возможность каждый месяц бывать в Москве в НИИХП в творческих командировках. Искусствовед Л. К. Розова привила любовь художнику к Большому театру, он бывал на всех премьерах, ведущих балерин, знал не понаслышке. Не единожды смотрел «Лебединое озеро», «Князя Игоря».
С 1947 года Л. Фомичев является участником художественных выставок – областных, зональных, республиканских, всероссийских, российских и зарубежных.
В первую половину 1960-х г. талант Фомичева раскрылся в полную силу. Он использует новые изобразительные возможности лаковой миниатюры: графическое решение силуэта, незаписанные плоскости земли, условность в изображении архитектуры. Архитектурный фон в работах Фомичева включается в общую композицию как одна из главных деталей. Часто он играет особую смысловую роль.
В 1962 г. Лев Александрович становится кандидатом в члены СХ, в 1965 г. был принят в члены Союза художников СССР.
Во второй половине 1960-х г. художник создает такие миниатюры как «Ростовские звоны», «Слово о полку Игореве», «Побег Игоря из плена», «Железная дорога» и др. В «Ростовских звонах» наиболее полно использованы приёмы книжной миниатюры Древней Руси. В миниатюре «Слово о полку Игореве» эти достижения проявились еще ярче. Войско князя Игоря символизирует силы добра, олицетворяет незыблемую силу. Ей противопоставлена зловещая надвигающаяся черная толпа половцев. Народное понимание смысла событий, их однозначность, верно, переданы художником. Колористическая гамма, построенная на сочетании охристых, белых, киноварных, коричневых тонов, еще больше подчеркивает смысловое содержание произведения.
Именно на плечи Л.А. Фомичева выпала в 1960-е годы нелегкая доля вывести лаковую миниатюру Мстёры из миниатюры-картинки на уровень мастеров-основоположников А. Брягина, А. Котягина, И.Фомичева. Задача стояла нелегкая. Художник сознательно обращается к принципам изображения, принятым в иконописи. Живая преемственность, переосмысление этих принципов в соответствии с современным мировоззрением дало возможность развития искусства лаковой миниатюры. Он использует приемы обратной перспективы, условного изображения главных действующих лиц, их ритмического повтора.
Если в 1960-е г. художник создает произведения на исторические темы, то в 70-е г. он обращается к былинной и сказочной тематике. Основные произведения: «Конек-горбунок» (1971), «Добрыня и Дунай – сваты» (1974), «Сказка о царе Салтане» (1975), «Руслан и голова» (1973) «Ратмир в волшебном замке» (1974). Необходимо обратить внимание на то, как интересно Л.А. Фомичев использует в этих работах приемы цветовой символики. Например, в «Сказке о царе Салтане» цвет является как бы подтекстом в изображении одежды царицы: черное платье, красный плащ, белый платок. Черный цвет – это обида, белый – её невиновность, красный — символ её красоты.
1970-е г. творчество Л. Фомичева можно условно назвать ультрамариновым периодом, так как в колористическом решении композиций преобладает активный цвет – ультрамарин.
Художник разделил палитру на две части – теплые и холодные цвета, в результате он использует цвет для решения необходимых замыслов и поставленных задач. Л.А. Фомичев работает натуральными земляными красителями. Пигменты он добывает сам, растирает их курантом на плите, пробует интенсивность цвета, испытывает под покрытием лака.
Большую роль в жизни Льва Александровича играла дружба с Владимирскими живописцами Кимом Бритовым и Владимиром Юкиным, а так же с И.Д. Юдиным. Всех их объединяла Мстёра, и интересы декоративного решения работ всегда были в центре внимания художников.
1980-е годы являются периодом творческой зрелости художника. Лев Александрович находит сюжеты своих миниатюр в малоизвестных былинах, преданиях, в русской истории Ключевского и Соловьева. Были созданы такие произведения как «Добрыня сват» (1980), «Князь Роман и ливики»(1982), «Дюк Степанович» (1982), «Челны Степана Разина» (1985), «Праздник проводы русской зимы в Суздале» (1985), «Половецкие пляски» (1988), «Князь Игорь в половецком стане» (1988) и др.
Анализируя миниатюры Л.А. Фомичева 1980-90-х годов, можно проследить эволюцию его мастерства. Образы героев стали ярче, эмоциональнее. Художник явно тяготеет к динамичным, многофигурным композициям. В 1980-е г. цветовая гамма его произведений меняется, становится теплой. Колорит строится на темно-коричневых фонах с нежнейшими сочетаниями светло-охристых, светло-лазоревых, умбристых, серых тонов. Его техническое мастерство достигло высочайшего уровня.
Выдающееся мастерство и талант Льва Александровича проявляется во всех его работах, какую бы тематику он ни разрабатывал, будь это современный сюжет, иллюстрации народного эпоса, историческое событие или сказка.
Лев Александрович не мыслит своей жизни без работы, душа радуется и переполняется новыми чувствами. В его мастерской обитает дух творчества. Новые работы выходят из-под кисти — «Ночные танцовщицы», Два богатыря», «Ловля коня», излюбленные герои Пушкина, Руслан и Черномор продолжают жить в миниатюрах художника. Лаковая миниатюра является камерным искусством, поэтому все произведения автора требуют от зрителя внимательного, длительного, неспешного рассматривания. Лев Александрович много путешествовал – побывал в Италии, Америке, Турции, Чехии.
Кроме миниатюры, Лев Александрович пишет картины масляными красками – это и виды монастырей Мстеры в разные времена года, и заводи рек, и просто лирические пейзажи.
Л.А. Фомичев вел большую общественную работу, начиная с 1965 г. избирается членом правления СХ Владимирской организации и председателем Мстёрской секции, а также членом зональных выставкомов. С 1976-79-е. г. он председатель Правления Владимирской организации СХ РСФСР. С 1977 г. член Правления СХ РСФСР, с 1978 г. член Правления СХ СССР. Дружба с братьями Ткачевыми, общение с министром культуры Сидоровым так же сыграли в творчестве автора немаловажную роль. Например, благодаря Сергею Ткачеву и стараниям Л.А. Фомичева в Мстере появилась улица братьев Сусловых – Дмитрий Степанович Суслов был известным искусствоведом Москвы, а Иван Степанович бессменным руководителем артели художников.
Российская Академия художеств решением Президиума от 10 июля 2001 г. наградила Фомичева Льва Александровича Золотой медалью. В 2008 г. Л.А. Фомичев награжден медалью «Патриот России». Произведения художника находятся во всех ведущих музея России. В 2012 г от ВТОО СХ России Л.А. Фомичев награжден Золотой медалью им. В.И. Сурикова. В 2014 г. художнику присуждено звание «Почетный гражданин посёлка Мстёра».
ИНТЕРЕСНО, ЧТО… В 1970 году Льву Александровичу Фомичеву присвоены звания Заслуженного художника РСФСР и лауреата Государственной премии им. И.Е. Репина. В 1995 году он стал Народным художником России.
Чем же на сегодняшний день удивит выставка народного художника России, лауреата Государственной премии им. И.Е. Репина, Льва Александровича Фомичева (1932-2018) в Мстёрском художественном музее?
На ней действительно представлена жизнь художника. Во-первых, это планшеты с фотографиями, где можно увидеть всех художников работавших с Л. Фомичевым в 1960,1970, вплоть до 2000 годов. Во вторых, впервые представлены инструменты рабочего стола художника: подставка, палитра, кисти, коробочка с красным пигментом, плита каменная и курант для перетирания минералов, минеральные образцы, пигменты, краски, коробка деревянная с чашечками для красок, лопаточка для размешивания эмульсии, зубок для полировки золота. В третьих, представлены эскизы к работам, как в рисунке, так и в цвете.
Кроме того, можно увидеть 42 миниатюры Л.А. Фомичева: из музея ПК ЦТММ, Мстёрского художественного музея, частной коллекции семьи Фомичевых.
Прав В.А. Курчаткин, в том, что произведения Льва Александровича Фомичева звучат мощным, звучным аккордом искусству Мстёры. Зритель может полюбоваться картинами, написанными масляными красками (58 картин), а также графикой – иллюстрациями к оформлению сказки «Девушка и колодец».
Выставка – это огромный неимоверный труд всей жизни автора, рост и совершенствование личности в искусстве. Желаем всем гостям приятного просмотра и положительных эмоций.
Комментарии