Село Иваново существовало еще в XVI столетии, а, скорее всего, и ранее. Оно возникло в пределах Стародубского княжества и после его распада на уделы оказалось в числе вотчин князей Ромодановских- Стародубских. С начала XVII века селом Ивановым владел боярин и воевода князь Григорий Петрович Ромодановский, сражавшийся со шведами и поляками и занимавший немало высоких постов на государевой службе. После его кончины в 1628 году село Иваново тогда Суздальского уезда Стародубского стана с окрестными деревнями досталось его сыну князю Василию Красному Григорьевичу Ромодановскому. Как и отец, он занимал важнейшие посты на ратной и придворной службе, был воеводой в Пскове, Новгороде и Астрахани (где фактически присоединил Калмыкию к России), получил боярство и возглавлял Пушкарский приказ.
В. Г. Ромодановский умер в 1671 году, оставив единственного сына стольника князя Степана Васильевича Ромодановского, славившегося ученостью и любовью к книгам. Однако в 1680 году 19-летний стольник скончался, оставив единственную дочь княжну Марфу Степановну Ромодановскую.
В следующем 1681 году княжна вышла замуж за ближнего стольника князя Бориса Михайловича Черкасского, дальнего потомка правителей Кабарды, позже лейб-гвардии капитана. В итоге село Иваново унаследовал их сын князь Петр Борисович Черкасский, генерал-аншеф и кавалер, служивший московским губернатором при императрице Елизавете Петровне. Он был женат на дочери графа Петра Матвеевича Апраксина — графине Екатерине Петровне. Их дочь княжна Мария Петровна Черкасская вышла замуж за отставного секунд-майора Конной гвардии князя Александра Алексеевича Шаховского, из старинного рода потомков удельных князей Ярославских.
В 1770-е гг. по Генеральному межеванию, проведенному по указу императрицы Екатерины II, село Иваново, Спасское тож, на правом берегу безымянного оврага, значилось имением сыновей умершего в 1770 году А. А. Шаховского князей Алексея, Петра, Михаила и Бориса Александровичей Шаховских. В 1778 году Иваново-Спасское вошло в новообразованный Вязниковский уезд Владимирской губернии.
По шестой ревизской переписи 1811 года село Иваново, Спасское тож, Вязниковского уезда значилось за отставным майором 55-летним князем Борисом Александровичем Шаховским, причем тогда в этом селении насчитывалось 58 крестьян мужского пола и 24 мужского пола дворовых людей — слуг при княжеской усадьбе. Женское население в той переписи не учитывалось, но очевидно, общая численность населения Иванова с учетом церковного причта в ту пору превышала 180 человек.
Князь Борис Шаховской, по женской линии прямой потомок князей Ромодановских-Стародубских, скончался в 1827 году, после чего Иваново-Спасское купил богатый помещик Владимирской и Ярославской губерний коллежский асессор Павел Степанович Лупандин. Он владел этим имением до своей кончины в 1850 году, а при его наследниках в 1861 году крепостное право было отменено, и ивановские крестьяне господ Лупандиных получили вольную.
В ту пору в селе Иваново- Спасское значилось 20 дворов, в которых проживали 122 человека. Господской усадьбы в ту пору там уже не было. Очевидно, после кончины князя Бориса Шаховского эту усадьбу упразднили, так как П. С. Лупандин обычно жительствовал в Ростовском уезде Ярославской губернии, а в своем вязниковском имении бывал лишь наездами.
С давних пор в Иваново существовала деревянная Спасо- Преображенская церковь, по наименованию которой село получило свое второе название Спасское. Так в окладных книгах Патриаршего казенного приказа в 1628 году упоминается «Церковь Преображенье Спасово в селе Иваново в вотчине боярина князи Григория Петровича Ромодановского». Последний по времени деревянный храм в Спасском Иванове сгорел, подожженный молнией во время грозы в Ульянин день 5 июля 1845 года, причем от жара растопился висевший на звоннице колокол в 51 пуд (более 835 кг), и погиб верхний ряд образов иконостаса, которые прихожане не успели спасти. Убыток от пожара тогда был оценен в 700 рублей серебром или в 2450 рублей ассигнациями.
Сразу же после пожара началось ивановцы, помимо сельского хозяйства занимавшиеся офенским промыслом и имевшие немалые капиталы, решили возвести каменный храм в прежнее именование. По всей видимости, помог деньгами и местный помещик Павел Лупандин. В том же 1845 году была освящена трапезная новой церкви с теплым (отапливаемым) приделом в честь Толгской иконы Божией Матери, а в 1848 году по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Парфения (Черткова) был освящен новопостроенный кирпичный храм во имя Преображения Господня. Почти все образа в иконостас летнего храма были перенесены из сгоревшей деревянной церкви. Придел в честь Толгской иконы Божией Матери из Ярославля, скорее всего, тоже был устроен по инициативе ярославского и одновременно ивановского помещика Павла Лупандина. Престольные образа были в серебряных вызолоченных ризах. В 1907 году храм был обнесен кирпичной оградой.
Из числа настоятелей ивановского Спасского храма заслуживают упоминания иерей Николай Михайлович Осиповский — племянник известного математика и астронома профессора Тимофея Федоровича Осиповского, а также священник Иван Петрович Скипетров, при котором был возведен каменный храм. Отец Тимофей священствовал в Иванове-Спасском более полувека — с 1834 года до самой кончины в апреле 1885 года.
К 1905 году в Иваново-Спасское (или как его еще называли Спас-Иваново) Мстерской волости Вязниковского уезда насчитывалось 17 дворов и 71 житель, а в 1916-м, накануне революционных потрясений — 18 дворов и 96 жителей: 46 мужского и 50 женского пола.
После революции в Иваново- Спасское и соседнем селе Акиньшино был создан колхоз «Трудовик». Однако удаленность от торных дорог и местных административных центров привели к тому, что оба села попали в число «неперспективных» деревень. Акиньшино официально упразднили в 1983 году, вероятно, примерно тогда же ликвидировали и старинное село Иваново. Закрытую еще до войны Спасскую церковь там снесли в 1950 году — разобрали на кирпич, который понадобился для колхозных построек. Впрочем, что построили — неизвестно, а храм — памятник старины уничтожили безвозвратно.
Сегодня на месте варварски уничтоженной церкви лишь поросшие травой и березками бугры, из которых в нескольких местах торчат фрагменты металлических балок и видны обломки красного кирпича. Рядом сохранился один-единственный резной белокаменный памятник из снесенного находившегося с храмом сельского кладбища. Рядом установленный в 2015 году металлический крест в память об исчезнувших селе и храме. От подворий и дорог там не осталось даже следа.
Неподалеку огромный дуб, которому уже более двух веков, близ которого остатки старинного колодца, обложенного диким камнем. Рядом старые клены, вязы и тополя, яблони и заросли сирени — тоже напоминание о посадивших их ивановцах. И лишь обозначение «урочище Спас-Иваново» на современных топографических и спутниковых картах напоминает о навсегда исчезнувшем селе, которое стало призраком.
Комментарии