Сейчас, когда на территории Украины идет спецоперация, вспомнилось именно это имя участника торжеств.
Михаил Львович дважды бывал в Вязниках. А родился он 23 июля 1915 года в Луганске в семье рабочих. Окончил техникум, работал на заводе, там же начал писать стихи, которые публиковались в местной газете. Его жизнь круто изменилась после встречи с поэтами Е. Долматовским и Я. Смеляковым: он поехал в Москву и поступил в Литературный институт. Именно в столице Матусовский познакомился со многими поэтами, в том числе и с Алексеем Фатьяновым. У них было много общего: окончили литинститут, оба ушли на фронт военными корреспондентами, были награждены орденами и медалями, прошли войну от первого до последнего дня. Опыт нашёл свое отражение в стихотворениях, ставших песнями-вехами.
Михаил Львович, по воспоминаниям его близких людей, не был небожителем, человеком отвлеченных грез. Он жил вместе со своей страной, находил и терял друзей, много путешествовал по регионам и всегда писал стихи. В 1979 году он впервые приехал в Вязники. Не на праздник, нет, а, по его словам, «помянуть Алешу»… Выступив на сцене «Солнечной поляночки», сказал: «Приезжайте в гости к нам на Украину!». Хотя на тот момент уже давно вместе со своей супругой Евгенией он жил в Москве.
В следующий раз поэт побывал со своей супругой и другом Евгением Долматовским на Фатьяновском празднике в 1986 году. Об этом на страницах «Маяка» писал наш композитор Игорь Федотов. Очень большое впечатление осталось у него после встречи с Михаилом Львовичем, который поделился в тот год своими нахлынувшими воспоминаниями: «На моей родине в городе Луганске очень любили украинские песни о криниченьке, речке-невеличке… Это очень важно, какие песни звучали над вами в детстве. Мы и не догадывались, как рано закладываются в человеке понимание красивого, вкусы и пристрастия». Слушая Михаила Львовича, Игорь Николаевич обратил внимание, что он среднего роста, брюнет с легкой сединой, широколобый, с озорными, немного грустными глазами. «В очках с черной оправой он казался серьезным, задумчивым…».
Также хочется обратиться к воспоминаниям соавтора Фатьяновских песен — В.П. Соловьева-Седого, который почему-то сравнивал Фатьянова именно с Матусовским. Он отмечал: «Если А. Фатьянов был человеком чрезвычайно эмоциональным, взрывчатым, шумным, заполнявшим собой всё окружавшее его пространство, легко переходил из восторженного состояния в гневное и неукротимое, то М. Матусовский — полная противоположность. Он сдержан, ровен, никогда никто не видел его в состоянии раздражения или гнева. Если А. Фатьянов был лириком-портретистом, и в любой его песне я находил словесный портрет героя-сверстника, гармониста-весельчака, парня с пшеничными усами, застенчивого, работящего, скромного, даже немного буднично выполняющего свой ратный или трудовой долг, то М. Матусовский — скорее лирик-пейзажист. Но оба поэта писали вечные песни!».
Михаил Матусовский гордился званием «поэт-песенник». «Будь на то моя воля, я бы писал слово «песня» с большой буквы!», — подчёркивал он. Вот и в названии нашего музея это слово с заглавной буквы — «Музей Песни ХХ века»!
Матусовский отдал дань своему времени, своему народу, своей малой родине, написав стихи ко многим удивительным песням, в том числе «Крейсер Аврора», «Сиреневый туман», «Вологда», «Прощайте голуби», «Школьный вальс», «С чего начинается Родина» и так далее. Он стал лауреатом Государственной премии СССР. Умер поэт 16 июля 1990 года, похоронен в Москве.
В Луганске на Красной площади установлен памятник Михаилу Матусовскому.
Неизвестно, устоял ли он в эти сложные дни?! Наш Фатьяновский праздник устоял и продолжает традиции сохранения песенно-поэтического творчества ХХ века. И это дорогого стоит.
- ФАКТ
Песня «Подмосковные вечера» на стихи Матусовского, впервые прозвучавшая на Московском фестивале молодёжи в 1957 году, стала русской визитной карточкой и занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая исполняемая композиция.
Комментарии