Считается, что Михаил Верижник (это прозвание старец получил из-за ношения вериг — тяжелых железных оков, которые постоянно носил для смирения плоти, что почиталось христианским подвигом) скончался в 1333 году. Будущему великому подвижнику Сергию Радонежскому тогда исполнилось лишь 12 лет; Евфимию Суздальскому, основателю Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале, было лишь 17. Даже епископ Суздальский Даниил I, возведенный в этот сан в 1330 году после того, как Суздальская епархия в течение 31 года не имела своего архипастыря, и тот являлся лишь младшим современником инока Михаила.
Существует легенда, что с Михаилом Верижником был знаком архиепископ Суздальский и Нижегородский Дионисий, который в 1330 году основал Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода. Иноку Дионисию тогда исполнилось 30 лет, он был ровесником XIV века. Несомненно, что для него старец Михаил, как минимум вдвое старше, являлся духовным наставником и авторитетом. По преданию, старец, искавший уединения в лесных дебрях за Клязьмой, благословил молодого собрата на духовный подвиг. Позже Дионисий станет митрополитом Киевским и всея Руси и обретет венец мученика, взятый в плен литовцами и окончивший свои дни в темнице.
Святитель Дионисий Сузальский, младший современник Михаила Верижника
Очевидно, что Михаила Верижника можно причислить к тем духовным деятелям, которые положили самый тяжкий, первый и потому позже почти незаметный камень в дело возрождения Руси в качестве великой православной державы. Именно поэтому память о простом монахе, покинувшем этот мир уже почти семь веков назад, жива до сих пор. Точное место его погребения неизвестно. По одной из версий он покоится под фундаментом храма нынешней Пустынки. По другой праведник похоронен в селе Станки неподалеку от Вязников, где когда-то находился давно упраздненный Успенский монастырь, поэтому в некоторых источниках Михаил Верижник именуется Михаилом Вязниковским. Краеведы высказывали предположения, что иноков с именем Михаил было два: один погребен в Пустынке, а в Станках — другой. Однако в Станках никаких свидетельств о пребывании там инока не сохранилось, а существование Михайловой пустыни — Пустынки — факт вполне наглядный.
Впрочем, не исключено, что Михаил Верижник был связан сразу с обеими обителями — Михайловой пустынью и Успенским монастырем в Станках. К примеру, преподобный Сергий Радонежский помимо Троицкого монастыря, который теперь носит его имя, основал и еще несколько обителей, в том числе Георгиевский монастырь напротив вязниковского Перово на левобережье Клязьмы.
В старину все строения Михайловой пустыни были деревянными. Несколько раз их уничтожали пожары, но иноки все отстраивали заново. В монастыре имелось три деревянных храма — в честь Владимирской иконы Божией Матери, в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и самый главный соборный храм в честь Сретения Господня, по названию которого обитель именовали Сретенской Михайловой пустынью. Имена ее настоятелей известны лишь с начала XVIII столетия. Это строитель (монашеский чин ниже игумена) Александр, возглавлявший пустынь в 1710-е годы, и иеромонах Герасим, служивший там уже в 1730-е.
В 1764 году императрица Екатерина II издала указ о секуляризации церковных имений, которые отбирались в казну. Тогда же было упразднено и множество небольших и небогатых монастырей. Годом ранее в 1763-м Михайлова пустынь претерпела страшное бедствие. Во время сильнейшего пожара сгорела практически вся обитель вместе с храмами и иноческими кельями. Поэтому и оказался монастырь в числе тех, которые подлежали немедленному закрытию.
Однако жители окрестных деревень, привыкшие видеть в пустыни местную святыню и почитая память старца Михайлы, обратились к властям с просьбой за свой счет восстановить сгоревшие церкви. Такое дозволение им было дано, но с условием, что храмы станут обычными приходскими, а монашеского житья при них не дозволялось. В 1773 году в упраздненной Михайловой пустыни (так официально она стала именоваться в документах) были заново построены деревянный Владимирский и каменный Предтечинский храмы. Но простояли они недолго. Новый пожар спустя четверть века повредил и эти постройки.
В 1806-1808 гг. по инициативе ктитора Григория Яковлева из местных крестьян на средства прихожан на месте старых церквей был построен каменный пятиглавый Владимирский храм с высокой трехъярусной колокольней и с приделом в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Позже там появился еще один придел — Рождества Пресвятой Богородицы. Вместе с каменными оградой, святыми вратами, часовней и домом священника храмовый комплекс образовал собой подобие прежней обители. В качестве главной святыни там бережно хранилась старинная икона Владимирской Божией Матери, чудесным образом оставшаяся невредимой во время всех пожаров, в том числе и самого страшного в 1763 году.
Вплоть до начала 1920-х гг. Михайлова пустынь, фактически к тому времени ставшая селом, была центром местной округи. В престольный праздник в июне там проходили ярмарки, почти рядом с церковной оградой шел оживленный почтовый тракт из Вязников в Шую, а неподалеку на Клязьме действовала паромная переправа. В 1913 году Михайлову пустынь посетил митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский), ныне причисленный к лику святых.
После того, как при новой власти начались гонения на Церковь, бывшая обитель Михаила Верижника получила последний и самый сильный удар. Решением местного райисполкома от 18 августа 1935 года храм в честь Владимирской иконы Божией Матери в селе был закрыт и разорен. Судьба его древнего престольного образа, уцелевшего, как верили прихожане, со времен Михаила Верижника, до сих пор неизвестна. А дабы лучше стереть память о поруганной святыне, Михайлову пустынь официально переиначили в Пустынку.
Паромную переправу через Клязьму близ Пустынки упразднили в конце 1960-х гг., хотя на картах до сих пор значится на самом деле уже почти несуществующее старое шоссе, проходившее рядом с Владимирской церковью Михайловой пустыни. Несмотря на то, что многие прежде закрытые храмы сегодня уже восстановлены, в сравнительно труднодоступном и малонаселенном селении кирпичное церковное здание и сегодня пустует, купола и ограда снесены, священнический дом приспособлен под жилье, а часовня — под частный сарай. До сих пор бытуют неправдоподобные рассказы о якобы спрятанных монахами в Пустынке кладах, село является притягательным местом для туристов, любителей рыбной ловли и популярного нынче геокэкшинга. А вокруг до сих пор высятся старые сосны — ровесницы разоренной церкви.
Говорят, что заблудившиеся грибники или рыбаки иногда встречали в лесных дебрях седобородого старца, который молча показывал им верное направление своим посохом. Так помогает Михайло Верижник — небесный покровитель вязниковской и ковровской земли.
Комментарии