Строители более подробно обследовали загадочный объект и обнаружили несколько полузасыпанных узких ходов, уходящих куда-то вглубь песчаной насыпи. Каждый из этих ходов был более чем наполовину засыпан кирпичной крошкой, камнями и землей. При частичной очистке выяснилось, что стены и своды туннелей облицованы камнями, хорошо подогнанными друг к другу и покрытыми с лицевой стороны подобием зеленой глазури, почти идеально гладкой на ощупь. Куда ведут эти подземные ходы, выяснить не удалось — углубляться в них было смертельно опасно из-за возможного обвала, который мог похоронить любопытного заживо. Но, во всяком случае, сомневаться в рукотворном происхождении данного сооружения не приходилось.
— Возможно, подземные галереи где-то внизу соединяются между собой, — рассказал один из рабочих. — Во всяком случае, когда подносил к выходам некоторых из них горящую спичку, то пламя задувалось внутрь напором воздуха, что свидетельствует о наличии тяги. Очевидно, это строение очень старое. Сосны, выросшие над ним, до того, как их свели, достигали двухсотлетнего возраста, если не больше. Таким образом, получается, что подземные ходы сооружались еще как минимум столетием раньше — не позднее, чем в XVII веке, а, возможно, еще раньше. Для того же, чтобы понять назначение системы подземных сообщений и вообще всей постройки, требуется расчистить куда большую территорию, а еще лучше провести там полноценные археологические раскопки.
Среди окрестных старожилов удалось узнать, что глухие толки о некоем легендарном подземном схроне в близлежащем лесу бытовали среди местного населения давным-давно. Поговаривали, будто бы один старичок из местных и прежде наведывался в заповедное место, где под сенью соснового бора проникал через узкие ходы вглубь холма и даже, якобы, выносил оттуда некие артефакты — старинную потемневшую от времени металлическую посуду и фрагменты ржавого холодного оружия. Но и этот самодеятельный диггер так и не смог добраться до конца скрытого в холме лабиринта, так как в глубине хода наткнулся на некую наглухо закрытую металлическую дверь, преодолеть которую не сумел, или попросту не решился.
Окрестные селяне окрестили найденный в лесу загадочный холм с уходящими в никуда ходами «замком князей Осиповских». Такие князья действительно существовали. Село Осипово в старину являлось столицей удельного княжества, в котором правили князья Осиповские — одна из ветвей стародубской династии из дома Рюриковичей (уроженец этого же села математик Осиповский был лишь однофамильцем их сиятельств). Первый князь Осиповский Петр Федорович, живший в середине XV столетия, приходился правнуком герою Куликовской битвы 1380 года князю Андрею Федоровичу Стародубскому — воеводе полка правой руки в войске Дмитрия Донского.
Осиповское княжество простиралось от реки Клязьмы до нынешней трассы М7, причем в его состав входило село Сарыево нынешнего Вязниковского района и часть территории современного МО Сарыевское. Однако удел Осиповских просуществовал недолго. Уже внук Петра князь Василий Иванович Осиповский, воевода и ветеран войн с Казанским ханством, скончался бездетным где-то в 1550-е годы. После него вотчины князей Осиповских достались, как выморочные, царю Ивану Васильевичу Грозному.
Поэтому вовсе не исключено, что замок князей Осиповских когда-то действительно существовал. Во всяком случае, существует старинное изображение замка князей Ковровых (тоже из династии Стародубских, ближайших родственников Осиповских) на берегу Клязьмы на месте нынешнего города Коврова. Этот рисунок был выполнен неизвестным на оборотной стороне одной из икон Христорождественского собора — ныне старейшего храма Коврова. От этого замка с двумя высокими башнями (в том числе одной проездной) и тремя башенками поменьше, с вооруженными пушками бастионами сегодня не осталось и следа. Не удивительно, что от «гнезда» Осиповских, разоренного в годы бурного правления грозного царя и в последующие годы Великой Смуты начала XVII века не сохранилось ни руин, ни даже сколько-нибудь внятных воспоминаний. Над развалинами замка давным-давно поднялась сосновая поросль, и зеленый полог леса на долгое время скрыл от потомков погребенную в глубоких замковых погребах тайну твердыни бывших удельных владык.
От многих даже знаменитых крепостей дошло до наших дней очень мало или вообще ничего. В качестве подобных примеров можно привести судьбу подмосковных крепостей Серпухова, Вереи и Можайска, уничтоженных временем и людьми практически полностью. Рядом с Ковровом подобная же участь постигла укрепления Стародуба и Ярополча (ярополчская крепость была с каменными башнями), а чуть далее, за Гороховцом — и города Бережец.
Да что там крепости, в том же селе Осипово, к примеру, прежде существовал деревянный храм в честь Святого Георгия Победоносца — уникальный памятник культовой деревянной архитектуры, который уже почти 80 лет как утрачен. Если бы не сохранился рисунок этой церкви, выполненный в середине позапрошлого века известным книгоиздателем и краеведом Иваном Голышевым из вязниковской слободы Мстеры, то это строение тоже можно было бы считать легендарным.
И, возможно, еще отыщутся сокровища бывших удельных князей Осиповских — прямых потомков Владимира Мономаха и Юрия Долгорукова!
Комментарии