И словом, и делом
В современном обществе буллингом называют ситуации, когда агрессия со стороны одних детей нацелена на других. Относительно новый термин обозначает, по сути, старое явление – детскую жестокость. Специалисты отмечают, что буллинг не всегда выражен в физической атаке. Часто речь идёт скорее о психологическом насилии.
— Это может быть словесная травля, когда дети адресуют сверстнику оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки. Также подростки могут распространять о ком-то сплетни, показывать унижающие и обесценивающие жесты, пытаться выставить человека в смешном виде, — рассказывает Кристина Ганжа. – В общении могут присутствовать отбирание или повреждение школьных принадлежностей и каких-либо вещей, необоснованные обвинения, пинки, толчки, удары, а порой – шантаж и вымогательство. Нападкам и насмешкам с большей вероятностью подвергнется ребёнок, имеющий особенности внешности или, например, проблемы с дикцией. Тихий и слабый, не умеющий за себя постоять. Возможно, неопрятный. Или получающий плохие оценки, или, напротив, одарённый. Также «жертвой» может стать ребёнок, которого чрезмерно опекают родители. В общем, разброс велик. Заметное звучание проблема буллинга приобретает в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих детей, внутренних и внешних условий их развития. При этом каждая такая ситуация негативно влияет не только на ребёнка под давлением, но и на агрессора, поскольку подобная модель поведения может закрепиться в качестве главенствующего стиля в будущем.
Дети-агрессоры — их ещё называют буллерами – что и говорить, не сахар. Часто они испытывают проблемы со школьной успеваемостью. Зачастую вынуждают педагогический коллектив тотально заниматься поддержанием дисциплины вместо непосредственно уроков. Могут и взрослым ответить в грубой форме.
— Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом, — поясняет специалист. — Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с большой вероятностью на следующий день он попробует отыграться на слабых одноклассниках. Такому ребёнку, бесспорно, нужна поддержка специалистов, но главное – проанализировать, что происходит в семье. Бывают и другие случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией. Он проявляет агрессию намеренно, вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы. Важно, чтобы он задумался о последствиях.
Психологи добавляют, что всегда присутствует и третья сторона – очевидцы. Сверстники зачастую боятся, что могут оказаться на месте «жертвы», и потому присоединяются к буллерам. Некоторые ребята подчиняются «стадному чувству», не рискуют идти против большинства. К слову, позднее они могут испытать чувство вины за своё невмешательство, получив так называемую травму наблюдателя. Одним словом, напряжение несёт негативные последствия абсолютно для всех.
Доверительный разговор – задача для взрослых
Буллинг может сказаться на ребятах самым серьёзным образом, вплоть до снижения успеваемости, депрессии, развития психических расстройств. В связи с этим от взрослых требуется постоянная внимательность к переживаниям того или иного ребёнка. Ни в коем случае нельзя закрывать глаза на случаи травли. Разбираться с нападками должен не сам школьник, а все стороны, включая родителей и учителей.
— Возьмём ситуацию, когда ребёнок стал жертвой буллинга, — говорит Кристина Ганжа. — Его родители, узнав о случившемся, могут испытывать чувства вины, стыда, гнева, боли, бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия они обрушиваются на чадо с советами и обвинениями. Дескать, «Что же ты не дал сдачи?!», «Сам виноват» и так далее.
Это в корне неверный подход. Важно понять, что тяжёлая ситуация может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок. Обратите внимание на окружение сына или дочери. Не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей? Иногда ведь от них достаточно одних только постоянных саркастических замечаний. Если в какой-то момент вы как родитель чувствуете, что не справляетесь с ситуацией, а это нормально, обязательно обратитесь к специалисту. В этом случае вам тоже нужна поддержка. Не стесняйтесь сходить на консультацию к психологу. Уже после этого можно будет нормально поговорить о произошедшем с ребёнком.
Хорошим подспорьем в беседе станут фразы «Я тебе верю», «Хорошо, что ты мне об этом рассказал», «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Ребёнок должен ощутить максимальную защиту, почувствовать, что вы с ним на одной стороне. В целом же важно всегда стремиться к семейной гармонии и доверительным отношениям. Если они есть, подросток точно сможет вовремя попросить о помощи.
Со всей силой убеждения
А что делать педагогам? Психологи подчёркивают: если в ситуации замешаны дети в возрасте до 12 лет, проблему буллинга решить проще, чем с ребятами постарше. В этот период дети в значительной степени опираются на мнение учителя. Педагогу будет достаточно провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему. У подростков же убеждения отчасти сформировались. Авторитет взрослого для них второстепенен, на первый план выходит референтная группа ровесников.
— Тут действовать придется тонко, исподволь формируя общественное мнение, — считает психолог. — Сначала надо попробовать переубедить, объяснить недопустимость и неэффективность буллинга. Разговаривать с классом должен авторитетный для детей педагог или привлеченный взрослый. Большое значение имеют сила убеждения и внутренняя вера в то, о чём говорит человек. Дети должны уважать наставника, прислушиваться к нему. Педагогу следует занять недвусмысленную позицию. Обсуждая с ребятами произошедшее, попытайтесь добиться того, чтобы, по меньшей мере, «наблюдатели», а по возможности и сам буллер также изменили свои взгляды. Объясните им, каковы психологические последствия для «жертвы» в этой ситуации.· Также обсуждение конкретного случая с ребятами в классе лишит ситуацию покрова «тайны», сделает её явной для всех. Это путь к разрешению конфликта. Совместно можно будет выработать какие-то постулаты и правила поведения детей и педагогов. При этом у учителя есть возможность активно использовать потенциал школьников, которые ведут себя позитивно. Если буллинг имеет место в младшем звене, особенно важно как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ними тревожные сигналы, выработать стратегии реагирования.
Альтернативная зона успешности
Школьный класс для каждого ребенка можно назвать вторым по важности сообществом после семьи. Всё, что там происходит, накладывает отпечаток на подрастающую личность. Бывает, что изменить иерархию отношений в конкретном классе довольно сложно…
— В этом случае психологи советуют решать проблему с помощью создания альтернативной зоны успешности, — рассказывает Кристина Ганжа. — Можно, например, организовать для ребенка посещение кружков и секций, где он встретит друзей по интересам. Еще один путь получения положительного опыта социализации связан с выстраиванием контакта через успешность в учебе. Когда отвергаемые классом дети начинают лучше учиться, они получают необходимую им «дозу» принятия и признания непосредственно от учителей, взрослых. А если такие ребята представляют школу на олимпиадах, принимают участие в различных акциях, то рано или поздно начинают получать уважение от класса. Этот путь является компенсаторным: ребенка принимают не таким, какой он есть, а в «усеченном» виде — как носителя знаний и получателя высоких баллов. В любом случае школьнику на пользу позитивное отношение со стороны сверстников.
В общем, важно сделать максимум, чтобы ребёнок реализовал себя, самоутвердился. В этом случае ему не грозит отчуждение, а мир подрастающего человека будет играть добрыми, светлыми, яркими красками. Как и должно быть.
- ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Если ребёнок вдруг стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, можно обратить внимание на ряд косвенных признаков. Специалисты выделяют следующие моменты:
— беспричинные боли в животе и груди;
— нежелание идти в школу и плохая успеваемость;
— печальный вид, беспокойство, тревожность;
— нарушенный сон, кошмары;
— длительное подавленное состояние;
— склонность к уединению, нежелание общаться;
— проблемы с аппетитом;
— излишняя уступчивость и осторожность;
— частые слёзы без очевидных причин;
— в столовой покупает на свои деньги еду для другого;
— ученик приходит в класс в потрепанном виде: у него разорванная, испачканная одежда, синяки, ссадины;
— с кем-то из учеников никто не хочет сидеть;
— никто из одноклассников не приглашает ребёнка в гости, на дни рождения, и он тоже никого не хочет позвать;
— группа детей после уроков ждет кого-то на школьном дворе.
Комментарии