За круглым столом собрались начальник управления Галина Рогова, заведующий отделом общего образования Лариса Туранова, ответственный за религиозное образование и катехизацию Вязниковского благочиния, настоятель Свято-Сергиевского храма деревни Пески Пётр Галанюк и ответственный по делам молодежи Вязниковского благочиния протоиерей Сергий Арапов.
Диалог получился открытым и конструктивным. Участники встречи в деталях обсудили вопросы сотрудничества. Результатом стал принятый и подписанный план мероприятий на 2023 год.
— Президент России Владимир Владимирович Путин объявил 2023-й Годом наставника и педагога, — говорит начальник управления образования администрации Вязниковского района Галина Рогова. — Для нашей системы он особенный. Мы запланировали осуществить в течение года большой педагогический марафон, логичной частью которого станет взаимодействие с конфессиями, духовенством. Так, впервые проведём в Вязниковском районе Рождественские чтения, предусмотрен ряд других событий. Сегодня мы говорим о значимости простого человеческого общения, важности умения слушать и слышать, понимать друг друга. О том, что главной ценностью в мире остаётся личность. Совместные проекты и начинания будут нацелены на воспитание в молодёжи нравственности, эмпатии, общей культуры.
Наша газета воспользовалась возможностью задать несколько вопросов Петру Галанюку. Священник переехал в Вязниковский район в 2021 году. Сегодня он активно занимается восстановлением храма в Песках. Как выяснилось, за плечами собеседника не только духовное образование в Смоленской семинарии, но и высшее светское, в том числе магистратура Уэльского университета. Будучи преподавателем истории, он дважды признавался победителем конкурса лучших учителей России, а в 2010 году стал лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2010». Что и говорить, внушительный опыт.
❓ — Добрый день, отец Пётр. в Вязниках Вы относительно недавно. Как Вам наш район, храмы, люди? Что уже успели увидеть, посетить?
— К сожалению, совсем немного. В культурный досуг вязниковцев пока не успел вникнуть, поскольку большую часть времени провожу в деревне, но архитектурный облик города вполне готов оценить. Изрядно впечатлил историко-художественный музей, а также небольшая, но совершенно сказочная Мстёра. Весной-летом непременно буду расширять свои познания.
❓ — Вас избрали новым ответственным за религиозное образование и катехизацию в Вязниковском благочинии. Что входит в круг обязанностей?
— В широком смысле это общение и взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса: учителями, учащимися, родителями. Проведение совместных мероприятий с управлением образования. Среди самых значительных и первоочередных задач — подготовка и проведение муниципального этапа Рождественских чтений в декабре 2023 года. Подобное событие состоится в Вязниках впервые. Ещё одна общая задача — развитие духовно-просветительского потенциала приходов Вязниковского благочиния.
❓ — У Вас очень интересная педагогическая биография и богатый профессиональный опыт. Расскажите, пожалуйста, каким было начало Вашего пути?
— Любой опыт слагается не только из достижений, но и ошибок. Слава Богу, меня окружали мудрые наставники. Они помогали, поддерживали, были примером того, как нужно учить и служить. Свои первые шаги в школе вспоминаю с радостью и благодарностью. Это невыразимый дар небес, несмотря на то, что «через большое горнило сомнений и страстей прошла моя педагогическая осанна» (простите мне перефраз Достоевского). А самое ценное, конечно, это живое общение с детьми, учителями, родителями.
❓ — Насколько знание педагогики помогает Вам сегодня как священнику?
— Любая форма служения священника в современном мире немыслима без взаимодействия с людьми, духовного наставничества и консультирования. Нам всем приходиться «учить и воспитывать друг друга», как говорил Симон Соловейчик, и это особенно актуально в отношении детей и молодежи. Поэтому педагогическое мастерство, если оно есть, отражается и на пастырской деятельности, и на проповеди.
❓ — Как вы представляете соработничество школы и церкви сегодня? Есть ли в истории интересные примеры такого взаимодействия?
— Есть замечательный пример Петербургской школы Карла Мая, выпускниками которой были Д.Лихачев, Л.Успенский, Н.Рерих, В.Серов, А.Бенуа и многие другие. Как их учили? С любовью! Просто постулат «сперва любить – затем учить», который был сформулирован еще в XVII веке Яном Амосом Коменским, стал девизом школы, краеугольным камнем всей педагогической системы. Позднее появились основные принципы: «семья, школа и церковь – три силы, которые воспитывают», «пример преподавателя – самое действенное средство воспитания». В этих принципах очень глубокий смысл. Чтобы воспитать духовную личность, нужно самому быть носителем духовной культуры.
При этом кроме учителей есть еще семья и церковь. Родители сегодня являются полноправными участниками образовательного процесса, но нередко об этом забывают. Интересно, что в гимназии Карла Мая всегда был священник, несмотря на то, что это была частная школа. Приход священника в школу – это норма для европейских стран. Нет негативной реакции или опасения. У нас же ситуация разительно контрастирует на фоне всевозможных предубеждений на эту тему. Я думаю, что наша школа жизненно нуждается в сотворчестве с семьей и церковью. Такой путь реально может изменить ситуацию, которая сложилась в результате исторического изгиба.
❓ — Что с точки зрения Вашего опыта является главным фактором успешной деятельности педагога?
— В основании должна быть любовь. Это главное. Бог есть любовь! Нет любви – нет педагогики, нет любви – нет христианства. Что касается факторов успешности, я бы назвал духовную культуру учителя – жажду жить напряженной духовной жизнью и, конечно, радость. На эту тему есть замечательное рассуждение В.О. Ключевского, который, кстати, был сыном священника. Оценивая педагогические взгляды своего предшественника – И.И. Бецкого, он не без иронии заметил, что уже за одно единственное требование к учителям, ему, Бецкому, отпустится тысяча его педагогических грехов, логических промахов и психологических недосмотров. Знаете, что это было за требование? Чтобы учителя всегда при детях хранили радостный вид и в них поддерживали «бодрый дух и веселый нрав». Нам всем нужно задуматься об этом, потому что без этого, на самом деле, не может быть никакой школы и педагогики. Это конечные выводы, к которым пришел Ключевский с высоты своего педагогического дарования и опыта. Нам действительно не хватает радости – в семьях, школах, в наших приходах. Усвоение знаний должно непременно сопровождаться наличием радостного духа.
❓ — Каковы перспективы религиозного и духовно-нравственного компонента в современном российском образовании?
— Перспектива, безусловно, есть, и она связана с ретроспективой, естественным желанием сохранить и приумножить свое наследие. Важно, чтобы само общество проявило серьезность в этом вопросе, чтобы оно критически измеряло ситуацию, поскольку переизбыток информации и новые технологии не снимают проблему отсутствия ориентира. Важно, чтобы и церковь продолжала осуществлять свою просветительскую миссию.
Комментарии