Приезд прославленного хора в наш небольшой городок — явление незаурядное, но, видимо, звезды так сошлись или контакты на личностном уровне оказались столь значительными, что, вернувшись из гастрольной поездки в Санкт-Петербург и Псков, коллектив оказался в Вязниках. А поскольку все это происходило в майские праздники, главным из которых был День Победы, то гимном ему в зале звучали песни о Великой Отечественной войне.
Первой из них стала «Священная война» А. Александрова на стихи В. Лебедева-Кумача. Затем были «Березовые сны» В. Гевиксмана и Г. Фере, «Алеша» Э. Колмановского и К. Ваншенкина, «До свидания, мальчики» Б. Окуджавы. Исполнение каждой песни предварял небольшой рассказ артистки хора об истории создания произведения. Разве не удивительно было услышать, что одну из самых задушевных песен военных лет «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого и А. Чуркина комиссия не приняла «как не способствующую поднятию боевого духа…». И все-таки композитор сумел донести песню до слушателей, а ими в первую очередь были фронтовики.
Песни нужны были на фронте, и, как верно отметила ведущая, лучшие из них написаны в начале войны. Это было требованием времени. Недаром автор слов мгновенно ставшей знаменитой песни «Жди меня» (музыка Матвея Блантера) Константин Симонов позднее был уверен: если бы не он, подобные строки написал бы кто-то другой. Еще один песенный шедевр «В лесу прифронтовом» Матвея Блантера и Михаила Исаковского появился в период Сталинградской битвы. Нет, музы не молчали, а песни помогали нашим бойцам сражаться и выживать в той страшной войне.
Все эти песни и ряд других были исполнены хором на высочайшем профессиональном и эмоциональном уровне. Они трогали слушателей до глубины души. Но не только своими голосами, искусством академического пения, но и внешне «Распев» производил неизгладимое впечатление на зрителей. Мужчины в черных смокингах, белых сорочках и галстуках-бабочках в верхнем ряду, женщины в светлых блузках и длинных темно-вишневых платьях. Их прекрасные одухотворенные лица. И, наконец, сама руководитель хора Наталья Колесникова, коренастая, энергичная, с короткой стрижкой, в просторной рубашке навыпуск надолго запомнится зрителям. Во время исполнения песен её можно было видеть из зала только со спины – вся она была обращена к хору и то импульсивными, то плавными движениями рук, мимикой как будто давала ток мелодии, показывала, где нужно подняться до высокой патетики, где дотронуться до сердца нежнейшим лиризмом. Каждая песня как будто творилась в данный момент, и наблюдать за этим дорого стоило. И только когда песня заканчивалась, и раздавался шквал аплодисментов, Наталья Александровна поворачивалась к залу лицом и с улыбкой благодарила вязниковцев.
Наряду с творчеством военных лет «Распев» с большим пиететом относится к русским народным песням. В этом можно было убедиться, послушав в исполнении хора жемчужину песенной лирики «Однозвучно гремит колокольчик». Песня была исполнена а капелла, все же остальные произведения звучали под аккомпанемент рояля Галины Рудецкой, концертмейстера хора. И совершенно особое отношение у коллектива и его руководителя к музыке Георгия Свиридова, которого Наталья Александровна знала лично, на уровне пожатия руки. В концерте прозвучали «Запевка» на стихи Игоря Северянина (строчка из нее вынесена в заглавие этой статьи) и «Романс» из музыки к повести А.С. Пушкина «Метель». В записях мы слышим лишь инструментальную его версию, а хор «Распев» дал нам возможность услышать этот романс со словами Станислава Золотцева. Это было настолько замечательно, что кроме криков «Браво!», а их можно было слышать чуть ли не после каждого вокального номера, прозвучало: «Брависсимо!» — как наивысшая оценка услышанного.
Когда отгремели овации, Наталья Александровна усадила аплодировавших стоя зрителей в кресла и сказала несколько памятных слов об искусстве хорового пения, его уходящей в глубь веков истории, бережно сохраняющихся традициях. С большой похвалой профессор отозвалась о вязниковской школе академического пения. Оказалось, что трое участников «Распева» — наши земляки.
Комментарии