Род Румянцевых восходит к XIV столетию и пошел от бояр Нижнего Новгорода. Известно, что нижегородский боярин Василий Румянец в 1391 году перешел на сторону сына Дмитрия Донского великого князя Московского Василия I Дмитриевича в его противостоянии с нижегородским князем Борисом Константиновичем. Впрочем, родословная Румянцевых до конца еще не изучена. Основные ветви этой фамилии пошли от Владимира Румянцева, жившего в конце XV века, и его сыновей Василия и Игнатия. Прямым потомком Игнатия Владимировича Румянцева в пятом колене и был воевода дворцового города Ярополча.
Румянцевы являлись потомственными защитниками Отечества, главным их поприщем из поколения в поколение была ратная служба. Отец воеводы Ярополча Никита Михайлович Румянцев вместе со своим сверстником и четвероюродным братом Иваном Никитичем Румянцевым в качестве голов (аналога младших офицеров) участвовали в войне России с Польшей 1654-1667 гг. за освобождение левобережной Украины и ранее захваченных поляками русских земель. В одном из сражений Иван Румянцев погиб. Ему было всего 30 с небольшим лет. Его кузен Никита Румянцев тоже пропадает из уцелевших письменных источников (в 1660-х гг. он уже не упоминается) и, весьма вероятно, тоже был убит в одном из сражений совсем молодым или оказался в числе пропавших без вести. Потери с обоих сторон тогда оказались велики, но в итоге Россия освободила Смоленск и часть Малороссии (Украины), включая Киев.
Сын героя польской войны Яков Никитич Румянцев появился на свет в начале 1650-х гг. и, по всей видимости, остался сиротой еще в детстве. Однако царь Алексей Михайлович не оставил сына своего офицера своей милостью. Яков получил поместья отца в Переславль-Залесском, Кинешемском и Орловском уездах и был если и не богатым, то вполне состоятельным человеком. Его матушка Анна Лукьяновна, как могла, дала Якову приличное дворянскому сыну воспитание. Благодаря отцовской службе, знатности своей фамилии и, очевидно, влиятельной родне, Яков Никитич Румянцев новым молодым царем Федором III Алексеевичем (старшим братом Петра I) в 1676 году был пожалован в стряпчие государева двора — то есть чиновником, выполнявшим какие-либо хозяйственные или административные функции как в царской резиденции, так и в провинции.
Очевидно, в качестве стряпчего Яков Румянцев служил вполне исправно, и в мае 1682 года, когда умер 20-летний царь Федор III Алексеевич, от имени новых государей, его младших братьев Петра I и Ивана V Алексеевичей он был пожалован в стольники — более высокий придворный чин. Стольники не только служили лично царю, но и выполняли его важные поручения: могли командовать военными отрядами, служить воеводами (губернаторами), проводить проверки (ревизии) на местах, строить города и укрепления, решать финансовые и кадровые вопросы. Реальную власть тогда захватила царевна Софья Алексеевна — старшая сестра братьев-государей. Первой службой нового стольника Румянцева стало дежурство в почетном карауле у гроба царя Федора III — это считалось весьма престижным, так как придворных было много, а караулить почившего государя доверяли лишь немногим.
В том же 1682 году грянул стрелецкий бунт, после чего в течение нескольких месяцев царевна Софья пыталась укрепить свою власть и разгромить мятежников. Лишь в начале 1683-го ей это удалось, после чего она и ее фаворит князь Василий Васильевич Голицын стали выдвигать на руководящие административные посты своих людей. В их числе оказался и 30-летний стольник Яков Румянцев, назначенный в марте 1684 года воеводой в Ярополч. Помимо функций коменданта тогда еще грозной ярополчской крепости со стрельцами, пушкарями и сильной артиллерией, местный воевода управлял обширным краем и боролся не столько с врагами внешними, сколько с врагами внутренними. К последним тогда причислялись раскольники-старообрядцы, которые представляли собой немалую силу не только на берегах Клязьмы, но и Оки и Волги. В нижегородских заволжских лесах старообрядческие пустыни-монастыри обладали большим экономическим потенциалом и пользовались огромным влиянием у местного населения.
Именно раскольники активно поддержали в 1682 году мятежных стрельцов. Поэтому в том, что в Ярополче одной из главных задач воеводы Румянцева была борьба с расколом, сомневаться не приходится. Воеводствовал он в Ярополче более пяти лет, в целом, неплохо, и получил в качестве награды село Покровское в Можайском уезде. Возможно, Румянцев управлял бы Ярополчем и дальше, но на его карьеру повлияли события в Москве. Летом 1689 года давно назревавший конфликт между царевной Софьей и ее подросшим 17-летним братом царем Петром привел к открытому противостоянию. Осенью того же года власть целиком перешла к Петру I (его недужный брат Иван V царем числился лишь номинально), после чего по всей России началась «смена караула» — приверженцев Софьи заменяли на ставленников юного царя и его окружения. Однако стольник Яков Румянцев был отозван из Ярополча еще раньше — в июле 1689-го еще по воле Софьи. Очевидно, правительница узнала о том, что ярополческий воевода оказался в числе привержецев ее брата, потому что Румянцев тогда не получил никакого другого назначения.
По-видимому, и молодой Петр I не слишком доверял Якову Румянцеву. Так как он вовремя перешел на сторону царя, Румянцев сохранил звание государева стольника и, тем более, не подвергся никаким репрессиям, однако два с половиной года оставался в Москве на придворной службе, не получая самостоятельного поста. Лишь в марте 1692 года, присмотревшись к Румянцеву, Петр I назначил его воеводой в Брянск.
Это было существенным повышением по службе. Тогда этот город являлся важной пограничной крепостью, точнее даже сразу двумя крепостями. Брянск окружали рубленые дубовые стены, протяженность которых доходила до 1 км, а высота — до 10 м. Их усиливали девять башен высотой около 20 м. Две башни были проездными. Вторая, более новая крепость, имела деревянные стены с семью башнями высотой до 17 м. Перед крепостью был насыпан высокий земляной вал протяженностью 950 м, на котором установили два бастиона, вооруженных пушками. Роль брянской крепости еще больше выросла во время Азовских походов 1695 и 1696 гг., так как она обеспечивала коммуникации русской армии с фланга. Руководить такой крепостью в ту пору мог только опытный воевода, пользовавшийся безусловным доверием царя Петра.
Однако жизненный путь Якова Румянцева уже был на исходе. Точная дата его кончины неизвестна. Но к февралю 1698 года он уже скончался, будучи всего лишь на пятом десятке. Хотя Яков Никитич и состоял в браке с некоей Анной, но детей не оставил.
А вот внук погибшего в польской войне соратника его отца Ивана Никитича Румянцева Александр Иванович Румянцев (племянник бывшего ярополческого воеводы в пятом колене) был генералом, известным полководцем и получил графский титул. Его сын граф Петр Александрович Румянцев-Задунайский — один из величайших полководцев России.
А история Ярополча и Вязниковского края навсегда связаны со знаменитым родом Румянцевых.
Комментарии