Среди немногочисленных старинных грамот, в которых упоминается Ярополч-Залесский — предтеча нынешних Вязников, известна жалованная грамота великого князя Московского Ивана Васильевича игумену Троице-Сергиева монастыря Вассиану об освобождении Георгиевской пустыни при впадении Луха в Клязьму от постоя, кормов и дачи проводников и о запрещении езды через монастырь. Упоминаемый в ней великий князь, не кто иной, как Иван III Васильевич — правнук Дмитрия Донского и дед первого русского царя Ивана Грозного. Георгиевскую пустынь в устье Луха основал преподобный Сергий Радонежский по пути из Троице-Сергиева монастыря в Нижний Новгород в 1365 году. Эта пустынь с самого основания находилась в ведении Троице-Сергиева монастыря, будущей лавры. Сегодня данная обитель после длительного запустения вновь существует. Она находится на левом берегу Клязьмы в пределах нынешнего Гороховецкого района примерно напротив вязниковской деревни Перово на правом берегу той же реки.
Указанная грамота была составлена, скорее всего, в 1462 или в 1463 году, вскоре после того, когда Иван III взошел на великокняжеский престол после своего умершего отца Василия II Темного и, по обычаю того времени, в массовом порядке подтверждал пожалования своего предшественника. Кстати, грамота и начинается словами «по отца своего грамоте великого князя Василия Васильевича, се князь великий Иван Васильевич пожаловал…».
Для истории Вязниковского края эта грамота любопытна тем, что в ней упоминается Ярополч. Этим документом Иван III предоставлял Георгиевской пустыни, ее братии, послушникам и трудникам, право не подчиняться никому, кроме великого князя и монастырского начальства. Есть там и такая фраза: «и кто оу них туто живет людеи или на Городищи, или в Лужкех, или в Ярополчи, или сирот монастырских».
На этом основании историки делали вывод о том, что Ярополч в ту пору «был монастырской деревней» и принадлежал Троице-Сергиеву монастырю. Однако на самом деле Ярополч никогда не принадлежал ни этой, ни какой-либо другой обители, а являлся государевым владением. В 1390-1426 гг. в течение 36 лет Ярополч был вотчиной героя Куликовской битвы князя Серпуховского Владимира Андреевича Храброго (которому был пожалован великим князем Дмитрием Донским), а потом его сына князя Серпуховского и Боровского Семена Владимировича. После смерти последнего в 1426 году от чумы, за отсутствием прямых наследников, Ярополческая волость вернулась во владение к великим князьям. Никаких данных об ее пожаловании обители Сергия Радонежского нет.
Не являлись монастырскими и деревни Большие и Малые Лужки в приходе погоста Быстрицы на Клязьме между нынешними Вязниками и Гороховцом, а также деревня Городище близ Гороховца, упоминаемые в грамоте 1462-1463 гг. Гороховец с окрестностями еще и в XVI веке был великокняжеским владением. Например, в 1508 году великий князь Василий III, сын Ивана III и отец Ивана Грозного, пожаловал Гороховец с окрестными угодьями «в кормление» (то есть во временное владение) своему боярину Прокофию Матвеевичу Апраксину.
Поэтому ни о каких «монастырских деревнях» Ярополче, Лужках и так далее и речи быть не может. Как же тогда понимать грамоту 1462-1463 гг.? Там, помимо прочего, идет речь о том, что великий князь повелел закрыть для транзитного проезда дорогу по правому берегу Клязьмы, которая как раз шла от Ярополча через Лужки и Городище на Гороховец, дабы проезжающие не беспокоили иноков. Иван III повелел ездить другой дорогой на Бережец — исчезнувший город, находившийся недалеко от впадения Клязьмы в Оку. Возможно, речь шла о том, чтобы сторонние люди не ездили в деревни, где отдельными слободами селились трудники (православные добровольцы, приходившие потрудиться на монастырь ради спасения своей души) и пресловутые «сироты монастырские» (оставшиеся без попечения дети-сироты, которых монастырь призревал в качестве своего рода воспитательного дома, потом работавшие на обитель).
Характерно, что точно принадлежавшее в 1460-е гг. Троице-Сергиеву монастырю сельцо Перово (ныне — одноименная деревня Вязниковского района), находившееся между Георгиевской пустынью и Ярополчем, в рассматриваемой грамоте Ивана III не упоминается вовсе. Не упоминаются и принадлежавшее Троице-Сергиеву монастырю по вкладу вдовы князя Семена Боровского княгини Василисы Семеновны село Пировы-Городищи близ Ярополча. Видимо, все-таки речь шла не просто о «монастырских деревнях», а о конкретных монастырских слугах, расселившихся вдоль тогдашней «трассы» — одного из средневековых аналогов нынешней М7. Только в то лихое время, когда были нередки междоусобицы и вражеские набеги, житье при большой дороге сулило, кажется, больше проблем, чем прибыли.
Что же касается нашего Ярополча-Залесского, то грамота 560-летней давности, во-первых, свидетельствует о том, что этот, хотя и захиревший город на Клязьме, в то время существовал. А во-вторых, там, очевидно, находилось монастырское подворье Георгиевской пустыни — практика иметь свои подворья в городах и крупных селениях была широко распространена среди монастырей на Руси.
Необходимо отметить, что игумен Троице-Сергиева монастыря Вассиан (Рыло), которому адресована рассматриваемая грамота Ивана III (и который, скорее всего, инициировал ее появление) был весьма влиятельной духовной особой. Настоятелем Троице-Сергиева монастыря он являлся в 1455-1467 гг., а позже стал архиепископом Ростовским и в 1479 году крестил наследника престола Василия Ивановича — будущего великого князя Василия III, отца Ивана Грозного. В 1480 году во время «стояния на Угре», когда после отражения набега на Русь хана Большой Орды Ахмеда было окончательно свергнуто монголо-татарское иго, обладавший огромным авторитетом владыка Вассиан фактически выступал в качестве идеолога Московской Руси, ободряя своими патриотическими письмами великого князя Ивана III и его воевод. «Послание на Ургу» архиепископа Вассиана о мужественном стоянии против татар заслуженно считается одним из ярких памятников древнерусской литературы. И то, что имя владыки Вассиана напрямую связано с прошлым Ярополча — еще одна значимая деталь в истории нашего края.
Комментарии