16+
Сообщить новость
Вязниковская общественно-политическая газета Основана в марте 1917 г.
09:49, 29.08.2023

С глубоким уважением к традициям

/ Культура

Во Мстёрском художественном музее продолжает работать выставка, посвящённая 100-летию местной лаковой миниатюрной живописи.

Среди лаковых промыслов особое место занимает Мстёра. Весь быт мстерян пронизан искусством, от резных наличников на окнах до расшитой одежды. С детства их окружает целостный эстетически обжитый мир вещей. Для мстерян характерны большая потребность в творчестве, традиции которого глубоки, и высока его художественная культура.

Издавна население здесь занималось торговлей и ремеслом. Первые упоминания об иконописцах относятся к 1710 году. К концу 19 века Мстера становится самым крупным иконописным центром в России. Известные мастерские Мстёры — И.Е. Мумрикова, В.О. Шитова, С.А. Суслова, братьев Янцовых. Наиболее предприимчивые мастера перенесли свои мастерские в Москву – В.П.Гурьянов, М.И. Дикарев, О.С. Чириков, братья Тюлины, Е.И. Брягин. Иконописцы Мстеры были одними из лучших реставраторов в России.
Именно в этих мастерских и были заложены принципы миниатюрного письма, заложено написание пейзажа, которое и перейдет в лаковую миниатюру Мстеры после революции.
В 1923 г. во Мстёре была организована артель «Древнерусской народной живописи», в которую вошли бывшие мастера иконописцы – Клыков Н.П., А.Ф. Котягин, А.И. Брягин, В.Н. Овчинников, Е.В. Юрин, А.И. Меркурьев, Серебряков И.А., А.Н. Куликов. Сначала они предприняли попытку расписывать деревянные изделия — солонки, бурачки, матрешки, декоративные тарелки. Первые пробные опыты росписи на папье–маше были сделаны Н.П. Клыковым в 1928 г.

ВШНИ Кочеткова Т. «Вот мчится тройка удалая», панно, 2018 год.

Позднее, 22 июня 1931 года, живописный цех отделился от столярной мастерской, и художники начали самостоятельную работу. Основоположники мстёрской лаковой миниатюры нашли свое собственное неповторимое лицо, определившееся двумя художественными тенденциями. Для первой характерными признаками являются – статичность в изображении фигур, медленный плавный ритм композиции, холодный голубовато-серебристый колорит. Самый яркий представитель этой группы — Николай Прокофьевич Клыков.

Вторая линия развивается в формах более декоративного плоскостного стиля. Здесь оживает орнаментальность, идущая от искусства Москвы второй половины 17 века. Самые яркие представители этой группы Брягин А.И., Овчинников В.Н., Серебряков И.А., КотягинА.Ф.

Евгений Васильевич Юрин создал новое направление в лаковой живописи, получившее название «юринский орнамент».

С 1932 г. организация стала именоваться артелью «Пролетарское искусство», с 1960 г. — фабрикой «Пролетарское искусство». В 1994 г. фабрика была реорганизована в ПК ЦТММ. (производственный центр традиционной мстёрской миниатюры) В настоящее время организацию возглавляет Евгений Викторович Соколов.

На выставке, посвященной 100 летию образования артели «Древнерусской народной живописи», представлены 110 произведений из музея ПКЦТММ. Это работы шести десятилетий, начиная с 1970-х по 2023 год. Всего же на выставке 184 работы.
Для художников Мстёры характерна глубокая содержательность произведений. Тематика работ также разнообразна. Например, самым раритетным является панно, написанное в 1943 г. И.А. Фомичевым «Битва русских на Куликовом поле в 1380 г.», принявшее участие в Москве на выставке «Героический фронт и тыл» в Третьяковской галерее 8 ноября 1943 года. Этому панно 80 лет, оно привлекает не только грамотностью композиционного построения, но и теплым, нарядным колоритом.

Фомичев Л.А. «Звон Булата», 1999 год
Фомичев Л.А. «Молодой богатырь-Суровец-Суздалец», шкатулка, 1999 год.
Фомичев Л.А. «Орда у стен Владимира», 2007 год.
Фомичев Л.А. «Сказка о царе Салтане», 1972 год.

Славу и гордость предприятия составляют, прежде всего люди. В малом выставочном зале зритель может познакомиться с миниатюрами 27 авторов — народного художника РСФСР Н.И. Шишакова, заслуженных художников РФ — Е.Н. Зониной, Л.А. Демидовой, В.К. Мошковича, П.И. Сосина, Н.А. Любомудровой. Представлены работы членов СХ РФ — Ю.М. Ваванова, Б.Н. Любомудрова, Л.Г. Зуйкова, Р.А. Култышевой, А.Д. Щадрина, А.И. Широкова. Не менее интересными являются орнаментальные миниатюры В.Филиппова, Н. Оськиной, Н. Бережной.

Кожокарь А. «В лунном сиянии снег серебрится», панно, 2018 год.

Современный рассказ о Великой Отечественной войне зритель найдет в панно А.Г. Грачева «Для того, чтобы тучи рассеялись, парень нужен был именно там». На примере одного уходящего на фронт молодого семнадцатилетнего мальчишки, художник раскрывает судьбы тысячи русских семей. Работа является автобиографичной, так как в ней повествуется о брате бабушки — Алексее, который были призван на фронт в 1941 г. и погиб в первом бою за Москву. Эта тема продолжается в миниатюрах В.К. Мошковича «Соловьи, соловьи», Н.Оськиной «Победный вальс», А.И. Широкова «Парад Победы», О.Л. Струниной «Возвращение».

Широков А.И. «Парад Победы»

Тема истории русского государства отражена в миниатюрах в большом выставочном зале в произведениях народных художников России: Льва Александровича Фомичева — «Орда у стен Владимира», «Молодой богатырь Суровец-Суздалец», «Звон булата»; Владислава Фёдоровича Некосова — «Ермак», «Тревога», «Князь»; Заслуженного художника РФ Валентина Павловича Фокеева — «Декабристы», «Мои воспоминания»; А.Г. Калиниченко панно «Андрей Рублев», А.Г. Грачева «Детство золотое». Поэтический мир души наших предков, тема обрядов и праздников славянского народа наглядно просматривается в миниатюрах народного художника РФ Владимира Николаевича Молодкина — «Берегиня», «Праздник Рождества Христова», «День Святой Троицы».

Некосов В.Ф «Ермак»
Фокеев В.П. «Декабристы», шкатулка, 1990 год.

Народные художники Мстёры в совершенстве владеют всеми секретами и художественными манерами написания лаковой живописи. Тема сказки, былин, русских песен, троек отражены в произведениях Ю.М. Ваванова, П.И. Сосина, В.К. Мошковича, В.Л. Тихомирова, В.П. Фокеева и др.

Мошкович В.К. «Вдохновение»
Мошкович В. «Соловьи- Соловьи», шкатулка, 20х13, 1998 год

Произведения художников Мстёры отличаются сложными многофигурными композициями, повествовательностью сюжетов, большой культурой письма. Каждый художник имеет ярко выраженную индивидуальность.

Важно обратить внимание, что основоположники мстёрской лаковой миниатюры, заложили основу художественного образования, 5 декабря 1931 г. на правлении постановили открыть при артели «Пролетарское искусство» школу – ФЗУ. Первый набор был произведен в 1932 г, а 3 июня 1936 г. состоялся первый выпуск учащихся профшколы. На сегодняшний день художественному образованию лаковой миниатюрной живописи 90 лет. Необходимо отметить дипломные работы Мстёрского института лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А Модорова ВШНИ г. Санкт-Петербург (Академия) — это панно, написанные в 2018 г. на тему «Колокольные звоны в песенной лирике». Песенная тематика всегда находила своё отражение в работах известных мстерских художников: Некосова В.Ф., Молодкина В.Н., Мошковича В.К., Демидовой Л.А. Все работы несут в себе характерную для мстерского искусства праздничность и нарядность цветовых сочетаний. В дипломных работах наглядно видно уверенное техническое исполнение.

Ф. Модоров «Групповой портрет художников Мстёры», 1934 год, 95х125.

На выставке представлены портреты художников и педагогов Мстёры, созданных художником, педагогом Николаем Александровичем Шаландиным в 2005-2007 г. Образы художников Н.И. Шишакова, В.К. Мошковича, Л.А. Демидовой, В.Ф. Некосова, В.Н. Молодкина, Ю.М. Ваванова, Н.Г. Дмитриева, Л.А. Фомичева, абсолютно разные, со сложным духовным миром, непростыми судьбами. Каждый портрет привлекает правдивостью характеристик.

Помимо этого, на выставке представлены иконы, написанные В.Ф. Некосовым, А.Г. Грачевым, В.А. Курчаткиным. Например, образ Богородицы проходит через все творчество А.Г. Грачева. На выставке представлены иконы: «Богоматерь Казанская», «Благовещение», «Богоматерь Неувядаемый цвет», «Троица». Иконы, написанные художником, вобрали в себя все те лучшие традиции, что были заложены в Мстере на протяжении двух столетий. Большой интерес представляет для зрителя икона Владимира Анатольевича Курчаткина — «Святой благоверный царь Николай» работа написана очень мягко, передает идеальное портретное сходство.

А. Грачев «Образ Божьей Матери Казанской»
А. Грачев «Святая Троица»

Для современного зрителя выставка в нашем музее, посвященная 100 летию Мстёрской лаковой миниатюрной живописи, может стать большим откровением, Она удивит посетителей как раритетами, так и многими интересными произведениями, созданными в XXI веке.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме

Архив новостей
11:29, 21.11.2024 0 комментариев
От классики до современных композиций / Культура

Многие вязниковцы не зря считают Детскую школу искусств имени Л.И. Ошанина буквально-таки местной филармонией. Здесь постоянно проходят замечательные концерты, мастер-классы от мэтров и творческие встречи. Одним из ярких событий ноября стал очередной приезд в наш город прославленного гитариста, лауреата множества всероссийских и международных конкурсов, обладателя премии Президента России Владислава Домогацкого. С коллективом школы он дружит давно и плодотворно.


09:37, 19.11.2024 0 комментариев
Лирика – от барда и художника / Культура

Творчество талантливых жителей Вязниковского края востребовано далеко за его пределами. Так, в областной научной библиотеке 14 ноября прошел вечер художника, литератора, барда Юрия Лебедева из Мстёры. Встреча получила лиричное название «Струна души свободной». Юрий Анатольевич исполнял романсы, песни на стихи классиков отечественной поэзии, а также современных мастеров слова из Владимирской области. Услышали зрители и авторские произведения.


09:19, 31.10.2024 0 комментариев
МНОГОГРАННОЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / Культура

В Вязниковском районе 23 октября прошёл нетривиальный семинар в формате экспедиции. Работники культуры отправились в посёлок Мстёра. Главная тема – популяризация всего многообразия народных художественных промыслов, которыми славится наш край.
В этот день коллеги побывали и в Мстёрском художественном музее, и в местном Доме культуры, и в Молодёжном центре. Каждый визит имел свой колорит.


теги:
Архив блога