Среди лаковых промыслов особое место занимает Мстёра. Весь быт мстерян пронизан искусством, от резных наличников на окнах до расшитой одежды. С детства их окружает целостный эстетически обжитый мир вещей. Для мстерян характерны большая потребность в творчестве, традиции которого глубоки, и высока его художественная культура.
Издавна население здесь занималось торговлей и ремеслом. Первые упоминания об иконописцах относятся к 1710 году. К концу 19 века Мстера становится самым крупным иконописным центром в России. Известные мастерские Мстёры — И.Е. Мумрикова, В.О. Шитова, С.А. Суслова, братьев Янцовых. Наиболее предприимчивые мастера перенесли свои мастерские в Москву – В.П.Гурьянов, М.И. Дикарев, О.С. Чириков, братья Тюлины, Е.И. Брягин. Иконописцы Мстеры были одними из лучших реставраторов в России.
Именно в этих мастерских и были заложены принципы миниатюрного письма, заложено написание пейзажа, которое и перейдет в лаковую миниатюру Мстеры после революции.
В 1923 г. во Мстёре была организована артель «Древнерусской народной живописи», в которую вошли бывшие мастера иконописцы – Клыков Н.П., А.Ф. Котягин, А.И. Брягин, В.Н. Овчинников, Е.В. Юрин, А.И. Меркурьев, Серебряков И.А., А.Н. Куликов. Сначала они предприняли попытку расписывать деревянные изделия — солонки, бурачки, матрешки, декоративные тарелки. Первые пробные опыты росписи на папье–маше были сделаны Н.П. Клыковым в 1928 г.
Позднее, 22 июня 1931 года, живописный цех отделился от столярной мастерской, и художники начали самостоятельную работу. Основоположники мстёрской лаковой миниатюры нашли свое собственное неповторимое лицо, определившееся двумя художественными тенденциями. Для первой характерными признаками являются – статичность в изображении фигур, медленный плавный ритм композиции, холодный голубовато-серебристый колорит. Самый яркий представитель этой группы — Николай Прокофьевич Клыков.
Вторая линия развивается в формах более декоративного плоскостного стиля. Здесь оживает орнаментальность, идущая от искусства Москвы второй половины 17 века. Самые яркие представители этой группы Брягин А.И., Овчинников В.Н., Серебряков И.А., КотягинА.Ф.
Евгений Васильевич Юрин создал новое направление в лаковой живописи, получившее название «юринский орнамент».
С 1932 г. организация стала именоваться артелью «Пролетарское искусство», с 1960 г. — фабрикой «Пролетарское искусство». В 1994 г. фабрика была реорганизована в ПК ЦТММ. (производственный центр традиционной мстёрской миниатюры) В настоящее время организацию возглавляет Евгений Викторович Соколов.
На выставке, посвященной 100 летию образования артели «Древнерусской народной живописи», представлены 110 произведений из музея ПКЦТММ. Это работы шести десятилетий, начиная с 1970-х по 2023 год. Всего же на выставке 184 работы.
Для художников Мстёры характерна глубокая содержательность произведений. Тематика работ также разнообразна. Например, самым раритетным является панно, написанное в 1943 г. И.А. Фомичевым «Битва русских на Куликовом поле в 1380 г.», принявшее участие в Москве на выставке «Героический фронт и тыл» в Третьяковской галерее 8 ноября 1943 года. Этому панно 80 лет, оно привлекает не только грамотностью композиционного построения, но и теплым, нарядным колоритом.
Славу и гордость предприятия составляют, прежде всего люди. В малом выставочном зале зритель может познакомиться с миниатюрами 27 авторов — народного художника РСФСР Н.И. Шишакова, заслуженных художников РФ — Е.Н. Зониной, Л.А. Демидовой, В.К. Мошковича, П.И. Сосина, Н.А. Любомудровой. Представлены работы членов СХ РФ — Ю.М. Ваванова, Б.Н. Любомудрова, Л.Г. Зуйкова, Р.А. Култышевой, А.Д. Щадрина, А.И. Широкова. Не менее интересными являются орнаментальные миниатюры В.Филиппова, Н. Оськиной, Н. Бережной.
Современный рассказ о Великой Отечественной войне зритель найдет в панно А.Г. Грачева «Для того, чтобы тучи рассеялись, парень нужен был именно там». На примере одного уходящего на фронт молодого семнадцатилетнего мальчишки, художник раскрывает судьбы тысячи русских семей. Работа является автобиографичной, так как в ней повествуется о брате бабушки — Алексее, который были призван на фронт в 1941 г. и погиб в первом бою за Москву. Эта тема продолжается в миниатюрах В.К. Мошковича «Соловьи, соловьи», Н.Оськиной «Победный вальс», А.И. Широкова «Парад Победы», О.Л. Струниной «Возвращение».
Тема истории русского государства отражена в миниатюрах в большом выставочном зале в произведениях народных художников России: Льва Александровича Фомичева — «Орда у стен Владимира», «Молодой богатырь Суровец-Суздалец», «Звон булата»; Владислава Фёдоровича Некосова — «Ермак», «Тревога», «Князь»; Заслуженного художника РФ Валентина Павловича Фокеева — «Декабристы», «Мои воспоминания»; А.Г. Калиниченко панно «Андрей Рублев», А.Г. Грачева «Детство золотое». Поэтический мир души наших предков, тема обрядов и праздников славянского народа наглядно просматривается в миниатюрах народного художника РФ Владимира Николаевича Молодкина — «Берегиня», «Праздник Рождества Христова», «День Святой Троицы».
Народные художники Мстёры в совершенстве владеют всеми секретами и художественными манерами написания лаковой живописи. Тема сказки, былин, русских песен, троек отражены в произведениях Ю.М. Ваванова, П.И. Сосина, В.К. Мошковича, В.Л. Тихомирова, В.П. Фокеева и др.
Произведения художников Мстёры отличаются сложными многофигурными композициями, повествовательностью сюжетов, большой культурой письма. Каждый художник имеет ярко выраженную индивидуальность.
Важно обратить внимание, что основоположники мстёрской лаковой миниатюры, заложили основу художественного образования, 5 декабря 1931 г. на правлении постановили открыть при артели «Пролетарское искусство» школу – ФЗУ. Первый набор был произведен в 1932 г, а 3 июня 1936 г. состоялся первый выпуск учащихся профшколы. На сегодняшний день художественному образованию лаковой миниатюрной живописи 90 лет. Необходимо отметить дипломные работы Мстёрского института лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А Модорова ВШНИ г. Санкт-Петербург (Академия) — это панно, написанные в 2018 г. на тему «Колокольные звоны в песенной лирике». Песенная тематика всегда находила своё отражение в работах известных мстерских художников: Некосова В.Ф., Молодкина В.Н., Мошковича В.К., Демидовой Л.А. Все работы несут в себе характерную для мстерского искусства праздничность и нарядность цветовых сочетаний. В дипломных работах наглядно видно уверенное техническое исполнение.
На выставке представлены портреты художников и педагогов Мстёры, созданных художником, педагогом Николаем Александровичем Шаландиным в 2005-2007 г. Образы художников Н.И. Шишакова, В.К. Мошковича, Л.А. Демидовой, В.Ф. Некосова, В.Н. Молодкина, Ю.М. Ваванова, Н.Г. Дмитриева, Л.А. Фомичева, абсолютно разные, со сложным духовным миром, непростыми судьбами. Каждый портрет привлекает правдивостью характеристик.
Помимо этого, на выставке представлены иконы, написанные В.Ф. Некосовым, А.Г. Грачевым, В.А. Курчаткиным. Например, образ Богородицы проходит через все творчество А.Г. Грачева. На выставке представлены иконы: «Богоматерь Казанская», «Благовещение», «Богоматерь Неувядаемый цвет», «Троица». Иконы, написанные художником, вобрали в себя все те лучшие традиции, что были заложены в Мстере на протяжении двух столетий. Большой интерес представляет для зрителя икона Владимира Анатольевича Курчаткина — «Святой благоверный царь Николай» работа написана очень мягко, передает идеальное портретное сходство.
Для современного зрителя выставка в нашем музее, посвященная 100 летию Мстёрской лаковой миниатюрной живописи, может стать большим откровением, Она удивит посетителей как раритетами, так и многими интересными произведениями, созданными в XXI веке.
Комментарии