Ярополч — предтеча современных Вязников. Медуши — Медушский погост с обширным Медушским станом. То есть в средние века Медуши фактически имели статус аналога целого города с уездом и вместе со своим «собратом» Ярополчем входили в состав одного удельного княжества. А свое название стан и погост получили, потому что там находился центр бортного пчеловодства всероссийского масштаба, откуда мед доставляли в Москву к великокняжескому столу.
До конца XVII столетия Медушский погост являлся еще и центром Медушской десятины — церковного административного образования, объединявшего многие десятки православных храмов, сел и погостов на территории нынешней Владимирской области — от Суздаля до Вязников. В пределах Вязниковсковского района к Медушской десятине относились Вязниковская слобода, село Минино (будущий город Ярополч, второй этого имени), села Барское-Татарово (ныне в черте Мстеры), Акиншино, Иваново-Спасское, Воскресенское (ныне деревня Галкино), Нагуево, Малые Липки; погосты Никологорский, Архидиаконский (Налескино), Кинешемский, Борисоглебский в заречье, Преображенский на Клязьме, Саварня, Николо-Дебрский и Ильинский, что в Костином углу (в Сарыевском МО), Успенский (в Паустовском МО), и ряд иных селений. Таким образом, Медуши являлись своего рода «церковной столицей» почти для всего нынешнего Вязниковского
района.
С давних пор в Медушском погосте стояла деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В XVII столетии при ней в небольшой келье жил инок Карп, который там умер и был похоронен при медушском храме. Уже при жизни он почитался как подвижник, а после кончины его объявили святым. Множество паломников приезжали и приходили на могилу Карпа Медушского, и получали там исцеления от разных хворей. Официально праведника Карпа Медушского Русская Православная Церковь канонизировала только в 1982 году, включив его в Собор Владимирских святых по инициативе архиепископа Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева) и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова).
В 1812 году во время Отечественной войны из Москвы, занятой французской армией Наполеона Бонапарта, эвакуировался старичок Григорий Михайлович Дроздов. Отставной поручик, участник войны с Пруссией в конце 1750-х гг., он перебрался в свое имение в сельце Дмитриево Владимирской губернии в приходе Медушского погоста. Старинный погост так полюбился Дроздову, что когда французов прогнали из Москвы, ветеран в первопрестольную возвращаться не стал. Прежде он активно занимался коммерцией: контролировал более 2/3 производства московского кирпича и владел фабрикой по пошиву парусов для кораблей военного флота в Ярославской губернии. Поэтому Григорий Михайлович был человек состоятельный. Когда в августе 1818 года он скончался почти в 90-летнем возрасте, то в своем завещании выделил крупную сумму на строительство новой каменной церкви в Медушском погосте. В Медушах господина Дроздова и похоронили, рядом с его супругой, умершей там несколькими годами ранее.
Достигший столь преклонного возраста Г. М. Дроздов пережил не только свою единственную дочь, но и внука титулярного советника Ефима Ильича Андреева. Поэтому исполнителями завещания оказались его правнуки Николай и Александр Ефимовичи Андреевы (служившие поручиками в Ахтырском гусарском полку) и правнучка Ольга Ефимовна, вышедшая замуж за гвардии полковника Александра Аполлоновича Майкова.
В 1820 году каменный храм в Медушах заложили, но строили его долго и окончательно освятили лишь в 1854-м. Зато новая Богородице-Рождественская церковь оказалась одним из самых больших сельских храмов в губернии. Один из ее приделов был посвящен святому Карпу. В 1941 году этот храм был закрыт и разорен, но во второй половине 2000-х гг. восстановлен при поддержке одного из предпринимателей братией Мстерского Богоявленского монастыря. Сейчас Медуши имеют официальный статус архиерейского подворья Владимиро-Суздальской епархии.
И вот буквально на днях там была сделана поистине сенсационная находка. Найден надгробный памятник храмоздателя Григория Михайловича Дроздова, скончавшегося 205 лет назад!
Белокаменное надгробие в виде саркофага находилось с южной стороны от церкви неподалеку от колокольни. Проблема заключалась в том, что местный камень-известняк, из которого изготовили памятник, со временем подвержен эрозии, и выполненные на нем надписи постепенно изглаживаются. Поэтому разобрать надписи на надгробиях, установленных полтора, а то и два столетия назад и даже еще ранее, порой крайне затруднительно, или даже невозможно. Кроме того, старинных памятников в Медушском погосте очень много, счет им идет на десятки. И найти среди них памятник поручика Дроздова казалось неразрешимой задачей, тем более, что он мог не сохраниться или же надпись на нем могла оказаться стертой временем.
И, тем не менее, длительный поиск увенчался успехом. Опытный некрополист, опубликовавшая описание более чем тысячи (!) старинных надгробий, кандидат исторических наук Элла Фролова отыскала-таки памятник Дроздова. Для этого пришлось длительное время работать на солнцепеке, удалять слои дерна, земли, лишайника и просто грязи на нескольких старых памятниках, кропотливо выверяя потом каждую букву, порой еле проступающую из глубины веков.
Наконец, на одном из расколотом с одной стороны надгробий, относящихся по типажу и форме надписи к первой трети XIX века, удалось четко разобрать: «Под сим камнем погребено тело поручика… Дроздова». То место, где были указаны имя и отчество повреждены, но из метрических книг Медушского погоста, хранящихся в Госархиве Владимирской области, известно, что поручик Дроздов в Медушах был похоронен лишь один — храмоздатель Григорий Михайлович Дроздов. Рядом отыскался и второй памятник некоей Дарьи Ивановны — фамилию там разобрать не удалось. Зато точно известно, что женой Г. М. Дроздова была Дарья Ивановна Дроздова. По данным памятника удалось уточнить: она родилась в 1742 году, а умерла в 1812-м.
Это не только старинные памятники, но и едва ли не единственные надгробия семейства храмоздателей, построившего столь внушительную церковь в древних Медушах. Любопытно также, что данный памятник поставлен человеку, в честь которого назван населенный пункт — построенная правнуками Г. М. Дроздова Андреевыми в начале 1840-х гг. деревня Дроздовка, ныне находящаяся на трассе М-7.
«Собрат» Ярополча сохранил уникальные памятники 1810-х гг.
/ КраеведениеРасположенный на окраине Ковровского района погост Медуши — одно из древнейших селений нашего края и ровесник Ярополча. Первое документальное известие о Медушском погосте относится к 1390 году. Тогда старший сын Дмитрия Донского, скончавшегося годом ранее, молодой великий князь Московский и Владимирский Василий I Дмитриевич поменялся частью своих владений с двоюродным дядей — героем Куликовской битвы князем Владимиром Андреевичем Храбрым Серпуховским. Василий I получил город Ржев с округой (ныне это райцентр Тверской области), обменяв его на «Ярополч и Медуши».
Новости по теме
Архив новостейУченики певицы и автора песен о Вязниках познакомили гостей вечера с творчеством вязниковской певицы, участницы многих Фатьяновских праздников, автора песен. Ведущей и главной исполнительницей стала дочь Сёминой – Дария Курпаяниди.
В ясный теплый день 31 мая 1898 года, накануне начала лета, в селе Барское-Татарово Вязниковского уезда произошла трагедия. В господской усадьбе Протасьевых, расположенной посреди старинного тенистого парка на высоком берегу реки Мстерки, из револьвера застрелился 15-летний Евлампий Игнатьевич Демин. Вместе с родителями он гостил у своего дяди вязниковского земского начальника Ивана Евлампиевича Протасьева. Живописнейший уголок, материальное изобилие, отличные перспективы в жизни и почти летнее ласковое солнышко разом померкли для молодого человека. Причины рокового решения так и остались до конца не разъяснены. Безутешная родня несчастного самоубийцы всячески стремилась избежать огласки. Известно лишь, что роковой выстрел стал следствием неразделенной любви и неизбежного в подростковом возрасте юношеского максимализма...
Вязниковский край по праву славится своими спортивными традициями и людьми, которые посвятили себя этой сфере. В их числе – известный легкоатлет Виктор Крестов. Человек, что и говорить, уникальный. В разные годы Виктор Финогентович пробежал более 90 международных марафонов. Ему покорялись самые разные дистанции. Сегодня спортсмен продолжает выступать, а для поддержания формы бегает по асфальту и лесным трассам несколько раз в неделю.
Комментарии