Известно, что помимо казенного дома во Владимире, резиденцией графа было имение Воронцовых в селе Андреевское Петушинского района. Там длительное время размещался санаторий, многое перестроено, а от прежнего внутреннего убранства ничего не сохранилось. Куда менее известна усадьба графа Романа Илларионовича в сельце Лосево Вязниковского уезда (теперь это поселок Октябрьский Вязниковского района, центр Октябрьского муниципального образования). Прежде Лосево числилось в 7 верстах от Вязников, в середине 1770-х гг. там имелся господский дом Р. И. Воронцова и «плодовый сад» при нем на берегу безымянного ручья. В Лосево у графа тогда имелись 37 крепостных, служивших в господском доме и проживавших в 6 дворах при усадьбе. К сожалению, в отличие от Андреевского, графский дом в Лосево не сохранился. Зато чудом уцелел еще один дом-дворец Воронцовых близ северной окраины прежнего Вязниковского уезда в ныне несуществующем селе Батыево на границе Владимирской и Костромской губерний в их старых границах.
Усадьба Воронцовых в Батыево, национализированная вскоре после революционного 1917 года, с течением времени оказалась брошенной. Вначале там устроили квартиры для местных крестьян, потом в барском доме разместили школу. Но от соседних селений она оказалась удаленной на несколько километров. Школьникам и учителям приходилось совершать туда-сюда немалые концы в любую погоду и время года. Школьных автобусов тогда не было, поэтому неудобно расположенное образовательное заведение закрыли. И теперь в гости к Их Сиятельствам можно войти запросто и без доклада…
Ровесник Владимирской губернии, построенный в начале 1770-х годов в архитектурном стиле классицизма, дворец Воронцовых стал «домом с привидениями». Вокруг — остатки наполовину вырубленного липового парка, руины надворных построек и наполовину заросший тиной пруд с темной водой из перегороженной плотиной невеликой речки.
Когда-то Батыево принадлежало кабинет-министру императрицы Анны Иоанновны Артемию Петровичу Волынскому. Генерал-адъютант Петра I, видный государственный деятель, Волынский боролся с немецким засильем в Петербурге и вступил в конфликт с фаворитом царицы герцогом Бироном. Строптивый министр был казнен, а все имущество опального иноземцы забрали себе. Но вскоре императрица Анна умерла, а воцарившаяся на российском престоле дочь Петра Великого Елизавета вернула Батыево дочери Волынского Марии Артемьевне. Последняя вышла замуж за графа Ивана Илларионовича Воронцова — младшего брата будущего первого владимирского наместника и генерал-губернатора. Граф Иван достиг чина генерал-поручика, а Екатерина II назначила его президентом Вотчинной коллегии.
Роман Илларионович был очень дружен с братьями — со старшим, канцлером Михаилом и особенно с младшим — Иваном. Графы подолгу жили и в Андреевском, и в Лосево, и в Батыево, и в своих подмосковных владениях. Сегодня трудно представить былое великолепие дома-дворца в Батыево. От роскошной обстановки не сохранилось ничего, но изящество архитектурных линий и остатки лепнины фасада и внутренних интерьеров дает хотя бы отдаленное представление о былой красоте. Сегодня там, где в освещенных десятками канделябров в сотни свечей залах когда-то собиралось аристократическое общество, и звучала музыка менуэтов и экосезов светских балов, темно и пугающе тихо. Первый этаж дома Воронцовых предназначался для прислуги и хозяйственных надобностей, поэтому помещения там темны и особенно загадочны, имеют низкие сводчатые потолки и напоминают монастырские кельи.
Верхние этажи занимали господские покои. Ныне от них почти ничего не осталось. Деревянные перекрытия частично рухнули. Уцелели лишь лестничные башни, поломанные изразцовые печи, стенные ниши, где раньше стояли мраморные статуи античных богов, а также часть внешней отделки. С некоторым риском можно попытаться подняться на третий этаж и даже выше — на чердак старинного здания. Внизу расстилается изумрудная зелень лужаек (по легенде траву туда выписывали из Англии, где российское посольство возглавляли дети Романа Илларионовича), видны фрагменты регулярной части парка и сонная гладь прудов. Кажется, что вот-вот из-за стволов лип и сосен покажутся белые зонтики дам и блестящие мундиры гвардейцев. Несмотря на полное разорение вокруг, очарование уникального «дворянского гнезда» столь велико, что поневоле чувствуешь присутствие давно покинувших Батыево хозяев.
Прежде главный зал дома украшали семейные портреты Воронцовых и их ближайших родственников. Центральное место занимали творения выдающегося художника Федора Рокотова, который написал парадные портреты графа Ивана Илларионовича, его супруги и детей.
Согласно преданию, в доме Воронцовых в Батыево почти полтора столетия хранился фамильный архив Волынских, содержащий ценнейшие документы царствований Петра Великого и его ближайших преемников. В начале 1870-х годов драматург и романист Алексей Потехин, почётный академик по разряду изящной словесности, увлекавшийся отечественной историей, нашел спрятанный в нежилой тогда усадьбе тайник, в котором хранились бумаги Волынского. Некоторые из обнаруженных источников он передал историку Михаилу Погодину. Вскоре в научных кругах разнеслась сенсационная новость — обнаружены ранее неизвестные данные о русской истории первой половины XVIII века, позволяющие значительно расширить представления о том времени, в том числе о существовании заговора русских патриотов против ненавистного Бирона. Однако вскоре Погодин умер, а Потехин вплоть до самой своей кончины в 1908 году так ничего и не опубликовал из своих находок. Они унесли в могилу тайну воронцовских усадеб. Судьба архива Волынского из бывшей воронцовской усадьбы до сих пор неизвестна.
Посещение дома графов Воронцовых в Батыево, который словно заколдованный замок скрыт в уединенной лесной глуши, производит сильное, почти непередаваемое словами впечатление. Почти нереальное чувство сопричастности к миру исторических лиц минувшего словно воскрешает на мгновение картины далекого прошлого и помогает лучше понять и даже увидеть безвозвратно утраченное. В том числе и бесследно пропавшую усадьбу графов Воронцовых в вязниковском сельце Лосево…
Комментарии