Родоначальник Хметевских сын боярский Никита Иванович Хметевской жил во второй половине XV столетия в правление великого князя Московского Ивана III — деда Ивана Грозного. Хметевские состояли в родстве со многими старинными дворянскими родами нашего края, в том числе с Танеевыми, Молвяниновыми, Владыкиными, Лазаревыми, Оболдуевыми, Ошаниными, князьями Гундоровыми и Вяземскими.
Потомок Никиты Хметевского в пятом колене Осип Салтанович Хметевской был современником Минина и Пожарского и в 1618 году участвовал в обороне Москвы от войска польского короля Сигизмунда III. Архивные документы свидетельствуют, что Осип Хметевской служил «на коне в саадаке с саблею, за ним конь простой, а с простым конем человек на мерине с пищалью, с саблею» и был «собою добр», а «прожитком средний».
Его сын Федор Осипович Хметевской в середине XVII столетия служил в жильцах (в конной гвардии) при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче из династии Романовых, а внук Андрей Федорович Хметевской достиг весьма высокого для провинциального дворянина придворного чина стольника в начале царствования Петра Великого. От брака с Евфимией Трубниковой стольник Хметевской имел сына Ивана, который участвовал в Северной войне со Швецией и дослужился до капитанского чина. Капитан Иван Федорович Хметевской вступил в брак с княжной Прасковьей Федоровной Гундоровой из старинного рода князей Стародубских. Таким образом, их потомки имели в качестве прямых предков Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого и Всеволода Большое Гнездо.
У капитана Ивана Хметевского и его жены княжны Прасковьи Гундоровой известны два сына Елпидифор и Андрей. Оба в начале царствования Екатерины II дослужились в армии до капитанских чинов. Старший брат так и умер капитаном. Он хотя и женился, но потомства не оставил. Младший брат Андрей Иванович Хметевской, выйдя в отставку из армии, затем служил по статской и достиг чина надворного советника, равного подполковнику. За своей женой Лукерьей Алексеевной Жеребцовой он получил богатое приданое, оставив своему единственному сыну Петру немалое состояние. А. И. Хметевской был очень богомолен, любил ездить молиться по церквям и монастырям и даже выстроил на свои средства целый храм.
Представитель следующего поколения Хметевских Петр Андреевич появился на свет в 1757 году, в молодости служил офицером в гвардии, а затем в течение 11 лет занимал пост городничего в Суздале и скончался в 1799 году в чине надворного советника. П.А. Хметевской был женат на княжне Прасковье Александровне Вяземской и еще больше приумножил фамильное состояние. И все оно досталось их единственному сыну, родившемуся в 1784 году и нареченному в честь деда по отцу Андреем.
С детства Андрей Хметевской-младший был баловнем судьбы. Потомок князей Стародубских и Смоленских, единственный наследник старинного рода он рос балованным ребенком, которому не отказывали ни в каких прихотях. Ему было 15, когда всего в 42-летнем возрасте умер его отец. Подросток стал богатым барином, получив более 1200 крепостных крестьян в нескольких имениях, над которыми был полным господином, а также немалую сумму денег и фамильные драгоценности. В числе прочих имений Хметевской владел сразу тремя деревнями в пределах нынешнего МО «Поселок Мстера»: Налескино, Дороново и Осинки в прежней Станковской волости.
Поначалу молодой наследник вдоволь покуролесил в нашем крае, но уже на следующий год 16-летний Андрей Хметевской поступил на военную службу — в Навагинский мушкетерский полк. Шефом этого полка тогда был генерал-майор Иван Степанович Рунич, родной брат которого Павел Степанович Рунич был владимирским губернатором и хорошо знал семейство Хметевских. Губернатор и походатайствовал перед братом о зачислении недоросля в мушкетеры Его Величества. В Навагинском полку Хметевской лишь числился в звании подпрапорщика, оставаясь в отпуску, а потом при помощи знатной родни добился перевода в лейб-гвардии Измайловский полк.
Служба блестящего гвардейского офицера требовала немалых средств (жалованье было лишь символическим), но молодой лейб-гвардии подпоручик Андрей Хметевской своими тратами превзошел своих товарищей-гвардейцев. Он жил на широкую ногу, тратя деньги без счета, вращаясь в высшем свете северной столицы. Однако балы, кутежи, крупная карточная игра и ухаживанье за актрисами привели к тому, что немалая часть скопленного отцом и дедом состояния была потрачена менее, чем за три года. И уже в 1805 году 21-летний гвардии подпоручик Хметевской вынужденно подал в отставку, чтобы сохранить свои имения.
Он вернулся на берега Клязьмы, где взялся за ум и уже в 1806 году, когда во Владимирской губернии формировалась милиция — первое ополчение против французов, Хметевской стал в нем сначала ротным, а потом и батальонным командиром. В 1812 году Хметевской поступил добровольцем во Владимирское ополчение, где выполнял поручения командира генерал-лейтенанта князя Бориса Андреевича Голицына и ездил с донесениями к главнокомандующему М. И. Кутузову-Смоленскому.
В последующие годы Андрей Петрович Хметевской, как человек с аристократическими связями и притом добрый, не гордый, веселый, всегда готовый помочь и угостить на славу, хороший товарищ, прекрасный танцор и галантный кавалер, начитанный и любящий литературу, стал одним из столпов губернского общества. Несколько раз его избирали уездным предводителем, а потом в 1826, 1829 и 1842 гг. он трижды выигрывал выборы на пост владимирского губернского предводителя дворянства. Губернский предводитель, как представитель господствующего сословия, подчинялся только царю и имел право личного доклада государю (и несколько раз этим правом пользовался). Даже губернатор мог лишь советовать губернскому предводителю. Зато предводитель, тем более со связями, вполне мог «ссадить» начальника губернии. Но Хметевской своим влиянием никогда не злоупотреблял, за что и стал любимцем публики. Он несколько раз в год устраивал балы, почти еженедельно давал обеды, куда мог прийти любой из «высшего общества», опекал вдов и сирот из «благородного» сословия и пользовался в губернии огромным авторитетом.
За многолетнюю общественную работу Хметевской получил несколько высоких для провинции орденов, в том числе «Анну на шею». Несколько раз его представляли к генеральскому чину действительного статского советника, но чудак и оригинал Андрей Петрович говорил, что предпочитает быть отставным гвардейским офицером. Впрочем, по должности губернского предводителя к нему все равно обращались как к генералу «Ваше Превосходительство».
Однако в семейной жизни Хметевскому не везло. Первая жена Мария Кузьмина-Караваева, племянница помещицы села Барское-Татарово близ Мстеры Надежды Нестеровой, умерла вскоре после родов, причем сын малолетний Петр Хметевской тоже умер. Вторым браком Андрей Петрович женился на вдове своего бывшего сослуживца по Измайловскому полку Петра Александровича Протасьева (родного брата вязниковского уездного предводителя Ивана Протасьева) Анне Николаевне, но детей от этого брака не было.
И когда в октябре 1849 года 65-летний А. П. Хметевской скончался, старинный род Хметевских вместе с ним угас навсегда. Остатки его богатств достались родне, в том числе вязниковскому семейству Протасьевых, а большую фамильную библиотеку Хметевских они передали Владимирскому благородному пансиону.
Комментарии