Римма Викторовна родилась в самой что ни на есть русской глубинке — деревне Тимошенской Верхнеландеховского района Ивановской области — в крепкой крестьянской семье Курниковых. Взрослые трудились от зари до зари, вот и жили справно. Однако социальные процессы, потрясавшие в 30-е годы прошлого века деревню, коснулись и их семьи тоже. Однажды отец Виктор Михайлович запряг лошадь, погрузил на телегу домашний скарб, и они вместе с женой, Надеждой Васильевной, и детьми, а их у супругов Курниковых было шестеро, покинули родовое гнездо и поехали искать доли на другой стороне. Так они оказались в рабочем поселке Лукново Вязниковского района, устроились трудиться на фабрику, а когда началась Великая Отечественная война, отец ушел на фронт.
Из шести детей в семье Курниковых Римма была предпоследней, младше нее только Людмила, а перед ней — сёстры Валентина, Галина, Серафима и брат Михаил. Жили в половине деревенского дома – всем гуртом в одной комнате, с русской печкой – в тесноте да не в обиде. Военное детство есть военное детство: отец на фронте, мать на фабрике, дети, чуть подросши, помогали по хозяйству. Выручал огород: Римме Викторовне запомнилось, как сажали картошку, потом пололи её и окучивали, ухаживали за свеклой, морковью, капустой. А еще ей запомнился запах испеченного хлеба в пекарне, куда перешла работать Надежда Васильевна. Заведующая пекарней сочувствовала многодетной матери, иногда давала с собой небольшой «припек».
Когда в 1943 году пришло с фронта письмо от отца, в котором он сообщал о скорой встрече, то радости не было предела, но буквально через некоторое время почтальон принес на него похоронку, и радость сменилась горем. Как потом выяснилось, Виктор Михайлович писал из госпиталя (его должны были комиссовать после тяжелого ранения), но вскоре погиб под немецкой бомбежкой.
Старшие дети тогда уже учились в Лукновской средней школе, вскоре за парту села и Римма. Учиться ей нравилось, успевала она хорошо, из предметов ей больше всего нравились русский язык и литература. Тогда же и мысль зародилась: захотелось стать такой же, как их учительница по русскому. Когда окончила школу, старшие сестры и брат уже работали, помогали матери, думали, что и Римма тоже пойдет трудиться, но она твердо сказала: «Нет, я пойду учиться дальше!». Эту её твердость семья приняла, желание учиться уважила. И вот у вчерашней школьницы началась совсем самостоятельная жизнь: она одна ходила из Лукнова на станцию Сеньково, на поезде добиралась до Владимира, где сдавала экзамены в Пединститут, в который успешно и поступила.
Областной Владимир после рабочего поселка произвел на девушку большое впечатление. Она училась на литфаке в историческом центре города, в здании у Золотых ворот, жила в общежитии неподалеку, засиживалась за книгами в областной библиотеке. Студенческие годы с лекциями, зачетами и сессиями, умные, знающие преподаватели, сам город Владимир с его древностями – все это осталось в памяти навсегда. Но вот и институт позади, и она – дипломированный специалист. Где применить полученные знания? Ее выбор оказался неожиданным для многих, а мать просто поверг в трепет. Шутка ли: дочь собралась на край света – в Магаданскую область. Позже Надежда Васильевна приезжала к ней и убедилась, что везде жить можно.
Римма Викторовна работала преподавателем русского языка и литературы в Палаткинской средней школе. Дело нравилось, но было нелегко, вспоминает она: «Каждый день несешь домой по две сумки тетрадей: надо проверить к завтрашнему дню, а это непросто – всем нужно отметку правильную поставить».
Так и представляется молодая учительница в небольшой комнатке: на столе стопки тетрадей, книги, лампа, а за окном вьюги-метели, морозы под пятьдесят.
В 1956 году Римма Викторовна вышла замуж. Ее избранник, Николай Николаевич Трофимов, был сотрудником Северо-Восточной компании НИИ Дальневосточного округа РАН, работал в геологоразведке, много ездил в служебные командировки. Вскоре у супругов Трофимовых родился сын Олег, и несколько лет продолжалась счастливая полоса, но жизнь непредсказуема, а повороты судьбы бывают круты и необъяснимы – супруги решили расстаться, и Римма Викторовна с сыном вернулись в Лукново. Ее мама, Надежда Васильевна, жила тогда одна – повзрослевшие дети разъехались кто куда. Римма Викторовна нашла место в Вязниках: сначала трудилась заведующей методкабинетом, а потом инспектором РАЙОНО, и пока не получила служебное жилье, ездила каждый день на работу и обратно на автобусе. Да и став инспектором, объездила на этом незаменимом у нас виде транспорта весь район, а на чем еще можно было добраться до сельской глубинки.
Работу она свою любила, знала и понимала сельского учителя-труженика, ведь сама все это прошла. Поэтому и отношения у нее со всеми были всегда теплыми, человечными, хотя инспектором она была строгим, взыскательным. «Сроду не было плохих отношений с людьми», — говорит Римма Викторовна. За сына она не беспокоилась: Олег учился в её родной Лукновской школе, жил под присмотром бабушки, и только в 1970 году, когда освободилось место в служебном жилье на ул. Киселева, она взяла сына в Вязники – он стал учиться в школе №3 им В.И. Ленина. Надежду Васильевну не забывали, а внук так довольно часто ездил к любимой бабушке, а заодно и друзей повидать. Мать за сына радовалась: Олег учился хорошо, любил читать – перечитал всю ее библиотеку, спортом занимался – фехтованием, а после школы поступил и окончил Горьковский (теперь Нижегородский) физтех, стал физиком-атомщиком. И лишь тогда, как когда-то за нее мать, переживала за сына, добровольно уехавшего на Чернобыльскую АЭС после случившейся там аварии, и, как потом оказалось, на целые тридцать лет.
Новая страница биографии Риммы Викторовны открылась в 1980 году, когда она была переведена завучем в школу №3 им. В.И. Ленина. Этот период стал одним из самых замечательных в её жизни. Она как будто вернулась в родную стихию. «Строгая, но справедливая», — и сейчас говорят о ней бывшие ученики и признаются, что вначале побаивались даже новую учительницу, тем более завуча. Она сама вспоминает такой эпизод: «Я тогда немного задержалась в учительской после звонка, поднимаюсь по лестнице, в коридорах уже тихо, только мои каблучки стучат. Открываю дверь в класс, а они все стоят. Вы что стоите – спрашиваю – садитесь!». К слову сказать, об этом же вспоминают и сами ребята. А тем, кто учился в Ленинской школе, нетрудно представить ее внутренний интерьер: гулкие коридоры, лестницу с этажа на этаж, звук шагов учительницы, тишину в классе, где ее ждут ученики. Такие отношения учеников и учителя можно назвать идеальными. Римма Викторовна вела уроки русского языка и литературы и была классным руководителем у двух выпусков. «Ни об одном ученике не могу сказать плохо, — улыбается она своим воспоминаниям. – На работу ходила с большим желанием и любила ее до невообразимости». (В скобках заметим, что Р.В. Трофимова преподавала в свое время и в очно-заочной школе, и в Сергеевской сельской школе, и в школе №9, так что в городе и районе живет немало ее учеников).
Но особенно она сдружилась с «В» классом школы №3, который вела с 5-го по 9-й, тут даже можно говорить, что дружба переросла во взаимную любовь, а иначе эти ребята и после школы не навещали бы ежегодно любимую классную в день ее рождения, и не только. Вот и на этот юбилей они, кто, разумеется, смог, пришли с цветами, подарками, улыбками и неизменной любовью к своей второй маме. Так они ее называют до сих пор. В прихожей то и дело раздавались звонки, входили бывшие ученики Риммы Викторовны, она их встречала и как будто молодела на глазах. С одной из вошедших девушек они в какой-то миг вместе отразились в зеркале, улавливалось даже сходство: «Как будто мать и дочь, — мелькнула мысль, недаром же слово молвится – «вторая мама».
Так её называли в ответ на просьбу сказать о ней самое важное и Светлана Казанцева (в школе Ерофеева), и Елена Анфиногенова (в школе Лебедева), и Ольга Якунина (в школе Смирнова), и Светлана Морозова (в школе Иванова), и Марина Власова (в школе Воронина). А ребята Александр Мокеев, Вячеслав Глебов, Денис Власов вспоминали, как их классная ходила с ними в походы, даже на ночь, где были и палатки, и песни у костра. И уже все вместе говорили о поездках с Риммой Викторовной в Нижний Новгород, Владимир, Москву: «Классная, справедливая, добрая, сильная, строгая, целеустремленная, компанейская, самая любимая», — добавляли вновь прибывшие. Кто они, эти молодые люди, уже нашедшие свой путь в жизни: бухгалтеры, водители, программисты – профессии самые разные, нужные людям. И видимо, им всем здорово повезло, что встретилась им в школьные годы такая учительница, которая сумела привить им в том числе и через свои уроки русского языка и литературы, через совместные походы и поездки ту любовь к большой и малой родине, которая не кричит о себе, а как будто светит тихим светом теперь и в их душах. И это, наверное, главное.
Тихий свет доброты
/ ОбществоЕсть люди, будто излучающие какой-то тихий внутренний свет. При встрече с ними невольно ощущаешь гармонию их души, стремишься попасть на волну этой гармонии, понять её. Так произошло во время краткого знакомства с Риммой Викторовной Трофимовой летом на площадке Фатьяновского парка, куда она пришла с сыном Олегом. А несколько месяцев спустя нашелся повод для новой встречи – ее юбилей: 1 декабря Римме Викторовне исполнилось 90 лет. В эти-то дни мы с ней и встретились вновь.
Новости по теме
Архив новостейРуководитель Паустовской школы Вязниковского района Андрей Сысоев - финалист регионального этапа Всероссийского конкурса "Директор года России" 2024 года! Высокий статус он получил, пройдя через большое профессиональное состязание.
В Вязниковском районе в шахматы сыграли работники организаций, предприятий и различных структур. Турнир проходил в рамках круглогодичной Спартакиады 15 ноября. Здесь были и новички, и опытные спортсмены, которые с детства любят шахматы. Не зря многие уверены, что это игра, искусство, наука и спорт в одном флаконе. Шахматы требуют концентрации, логического мышления, анализа, стратегического планирования и верного принятия решений. Дисциплина помогает развивать память, внимание, усидчивость, терпение. Как говорится, сплошная польза.
На этой неделе муниципалитеты Владимирской области получат новые школьные автобусы. В общей сложности – 28 транспортных средств. Как выяснил «Маяк», один из автобусов поступит в Вязниковский район. Он предназначен для Пирово-Городищенской школы.
Комментарии