Римма Викторовна родилась в самой что ни на есть русской глубинке — деревне Тимошенской Верхнеландеховского района Ивановской области — в крепкой крестьянской семье Курниковых. Взрослые трудились от зари до зари, вот и жили справно. Однако социальные процессы, потрясавшие в 30-е годы прошлого века деревню, коснулись и их семьи тоже. Однажды отец Виктор Михайлович запряг лошадь, погрузил на телегу домашний скарб, и они вместе с женой, Надеждой Васильевной, и детьми, а их у супругов Курниковых было шестеро, покинули родовое гнездо и поехали искать доли на другой стороне. Так они оказались в рабочем поселке Лукново Вязниковского района, устроились трудиться на фабрику, а когда началась Великая Отечественная война, отец ушел на фронт.
Из шести детей в семье Курниковых Римма была предпоследней, младше нее только Людмила, а перед ней — сёстры Валентина, Галина, Серафима и брат Михаил. Жили в половине деревенского дома – всем гуртом в одной комнате, с русской печкой – в тесноте да не в обиде. Военное детство есть военное детство: отец на фронте, мать на фабрике, дети, чуть подросши, помогали по хозяйству. Выручал огород: Римме Викторовне запомнилось, как сажали картошку, потом пололи её и окучивали, ухаживали за свеклой, морковью, капустой. А еще ей запомнился запах испеченного хлеба в пекарне, куда перешла работать Надежда Васильевна. Заведующая пекарней сочувствовала многодетной матери, иногда давала с собой небольшой «припек».
Когда в 1943 году пришло с фронта письмо от отца, в котором он сообщал о скорой встрече, то радости не было предела, но буквально через некоторое время почтальон принес на него похоронку, и радость сменилась горем. Как потом выяснилось, Виктор Михайлович писал из госпиталя (его должны были комиссовать после тяжелого ранения), но вскоре погиб под немецкой бомбежкой.
Старшие дети тогда уже учились в Лукновской средней школе, вскоре за парту села и Римма. Учиться ей нравилось, успевала она хорошо, из предметов ей больше всего нравились русский язык и литература. Тогда же и мысль зародилась: захотелось стать такой же, как их учительница по русскому. Когда окончила школу, старшие сестры и брат уже работали, помогали матери, думали, что и Римма тоже пойдет трудиться, но она твердо сказала: «Нет, я пойду учиться дальше!». Эту её твердость семья приняла, желание учиться уважила. И вот у вчерашней школьницы началась совсем самостоятельная жизнь: она одна ходила из Лукнова на станцию Сеньково, на поезде добиралась до Владимира, где сдавала экзамены в Пединститут, в который успешно и поступила.
Областной Владимир после рабочего поселка произвел на девушку большое впечатление. Она училась на литфаке в историческом центре города, в здании у Золотых ворот, жила в общежитии неподалеку, засиживалась за книгами в областной библиотеке. Студенческие годы с лекциями, зачетами и сессиями, умные, знающие преподаватели, сам город Владимир с его древностями – все это осталось в памяти навсегда. Но вот и институт позади, и она – дипломированный специалист. Где применить полученные знания? Ее выбор оказался неожиданным для многих, а мать просто поверг в трепет. Шутка ли: дочь собралась на край света – в Магаданскую область. Позже Надежда Васильевна приезжала к ней и убедилась, что везде жить можно.
Римма Викторовна работала преподавателем русского языка и литературы в Палаткинской средней школе. Дело нравилось, но было нелегко, вспоминает она: «Каждый день несешь домой по две сумки тетрадей: надо проверить к завтрашнему дню, а это непросто – всем нужно отметку правильную поставить».
Так и представляется молодая учительница в небольшой комнатке: на столе стопки тетрадей, книги, лампа, а за окном вьюги-метели, морозы под пятьдесят.
В 1956 году Римма Викторовна вышла замуж. Ее избранник, Николай Николаевич Трофимов, был сотрудником Северо-Восточной компании НИИ Дальневосточного округа РАН, работал в геологоразведке, много ездил в служебные командировки. Вскоре у супругов Трофимовых родился сын Олег, и несколько лет продолжалась счастливая полоса, но жизнь непредсказуема, а повороты судьбы бывают круты и необъяснимы – супруги решили расстаться, и Римма Викторовна с сыном вернулись в Лукново. Ее мама, Надежда Васильевна, жила тогда одна – повзрослевшие дети разъехались кто куда. Римма Викторовна нашла место в Вязниках: сначала трудилась заведующей методкабинетом, а потом инспектором РАЙОНО, и пока не получила служебное жилье, ездила каждый день на работу и обратно на автобусе. Да и став инспектором, объездила на этом незаменимом у нас виде транспорта весь район, а на чем еще можно было добраться до сельской глубинки.
Работу она свою любила, знала и понимала сельского учителя-труженика, ведь сама все это прошла. Поэтому и отношения у нее со всеми были всегда теплыми, человечными, хотя инспектором она была строгим, взыскательным. «Сроду не было плохих отношений с людьми», — говорит Римма Викторовна. За сына она не беспокоилась: Олег учился в её родной Лукновской школе, жил под присмотром бабушки, и только в 1970 году, когда освободилось место в служебном жилье на ул. Киселева, она взяла сына в Вязники – он стал учиться в школе №3 им В.И. Ленина. Надежду Васильевну не забывали, а внук так довольно часто ездил к любимой бабушке, а заодно и друзей повидать. Мать за сына радовалась: Олег учился хорошо, любил читать – перечитал всю ее библиотеку, спортом занимался – фехтованием, а после школы поступил и окончил Горьковский (теперь Нижегородский) физтех, стал физиком-атомщиком. И лишь тогда, как когда-то за нее мать, переживала за сына, добровольно уехавшего на Чернобыльскую АЭС после случившейся там аварии, и, как потом оказалось, на целые тридцать лет.
Новая страница биографии Риммы Викторовны открылась в 1980 году, когда она была переведена завучем в школу №3 им. В.И. Ленина. Этот период стал одним из самых замечательных в её жизни. Она как будто вернулась в родную стихию. «Строгая, но справедливая», — и сейчас говорят о ней бывшие ученики и признаются, что вначале побаивались даже новую учительницу, тем более завуча. Она сама вспоминает такой эпизод: «Я тогда немного задержалась в учительской после звонка, поднимаюсь по лестнице, в коридорах уже тихо, только мои каблучки стучат. Открываю дверь в класс, а они все стоят. Вы что стоите – спрашиваю – садитесь!». К слову сказать, об этом же вспоминают и сами ребята. А тем, кто учился в Ленинской школе, нетрудно представить ее внутренний интерьер: гулкие коридоры, лестницу с этажа на этаж, звук шагов учительницы, тишину в классе, где ее ждут ученики. Такие отношения учеников и учителя можно назвать идеальными. Римма Викторовна вела уроки русского языка и литературы и была классным руководителем у двух выпусков. «Ни об одном ученике не могу сказать плохо, — улыбается она своим воспоминаниям. – На работу ходила с большим желанием и любила ее до невообразимости». (В скобках заметим, что Р.В. Трофимова преподавала в свое время и в очно-заочной школе, и в Сергеевской сельской школе, и в школе №9, так что в городе и районе живет немало ее учеников).
Но особенно она сдружилась с «В» классом школы №3, который вела с 5-го по 9-й, тут даже можно говорить, что дружба переросла во взаимную любовь, а иначе эти ребята и после школы не навещали бы ежегодно любимую классную в день ее рождения, и не только. Вот и на этот юбилей они, кто, разумеется, смог, пришли с цветами, подарками, улыбками и неизменной любовью к своей второй маме. Так они ее называют до сих пор. В прихожей то и дело раздавались звонки, входили бывшие ученики Риммы Викторовны, она их встречала и как будто молодела на глазах. С одной из вошедших девушек они в какой-то миг вместе отразились в зеркале, улавливалось даже сходство: «Как будто мать и дочь, — мелькнула мысль, недаром же слово молвится – «вторая мама».
Так её называли в ответ на просьбу сказать о ней самое важное и Светлана Казанцева (в школе Ерофеева), и Елена Анфиногенова (в школе Лебедева), и Ольга Якунина (в школе Смирнова), и Светлана Морозова (в школе Иванова), и Марина Власова (в школе Воронина). А ребята Александр Мокеев, Вячеслав Глебов, Денис Власов вспоминали, как их классная ходила с ними в походы, даже на ночь, где были и палатки, и песни у костра. И уже все вместе говорили о поездках с Риммой Викторовной в Нижний Новгород, Владимир, Москву: «Классная, справедливая, добрая, сильная, строгая, целеустремленная, компанейская, самая любимая», — добавляли вновь прибывшие. Кто они, эти молодые люди, уже нашедшие свой путь в жизни: бухгалтеры, водители, программисты – профессии самые разные, нужные людям. И видимо, им всем здорово повезло, что встретилась им в школьные годы такая учительница, которая сумела привить им в том числе и через свои уроки русского языка и литературы, через совместные походы и поездки ту любовь к большой и малой родине, которая не кричит о себе, а как будто светит тихим светом теперь и в их душах. И это, наверное, главное.
Тихий свет доброты
/ ОбществоЕсть люди, будто излучающие какой-то тихий внутренний свет. При встрече с ними невольно ощущаешь гармонию их души, стремишься попасть на волну этой гармонии, понять её. Так произошло во время краткого знакомства с Риммой Викторовной Трофимовой летом на площадке Фатьяновского парка, куда она пришла с сыном Олегом. А несколько месяцев спустя нашелся повод для новой встречи – ее юбилей: 1 декабря Римме Викторовне исполнилось 90 лет. В эти-то дни мы с ней и встретились вновь.

Новости по теме
Архив новостейВ 2025 году вырос размер пособия по беременности и родам для работающих женщин. Предельные суммы страховых выплат по временной нетрудоспособности были увеличены на 40 процентов.
Жители Вязниковского района, которым не чуждо творчество, могут принять участие во Всероссийском конкурсе «Песни нашего полка». Он проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и приурочен к 80-летию победы в Великой Отечественной войне.
В среду, 19 марта, в Вязниковском районе прошла интеллектуальная игра для школьников «Риск», посвящённая 80-летию Великой Победы. Расшифровывается название интересно: «Разум. Интуиция. Скорость. Команда». Эта проверка знаний – часть Всероссийского проекта «Наши Победы», который инициировало масштабное движение «Волонтёры Победы». Вот и игру проводили местные активисты этого движения.
Комментарии