Хор выступил с большой и разнообразной программой, где фрагменты из опер русских композиторов соседствовали с советской песенной классикой, музыкой из кинофильмов, романсами. Вот лишь некоторые из прозвучавших произведений: «Яр-хмель» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста», «Как прекрасен этот мир» Давида Тухманова на слова Владимира Харитонова, «Как жизнь без весны» из к/ф «Гардемарины, вперед!» Виктора Лебедева на стихи Юрия Ряшенцева и еще многие другие. Партию фортепьяно, за исключением вещей, прозвучавших а капелла, исполнила Галина Рудницкая, бессменный концертмейстер коллектива.
В чем же притягательность хорового академического пения, что ценят в нем знатоки и любители? Наверное, важно, что каждое новое вокальное произведение воссоздается на сцене как бы заново – здесь и сейчас. Оно оживает под взмахами рук дирижера, который направляет ими, а также мимикой, взглядом, своими эмоциями, наконец, движение голосовых партий, рисуя многомерно звучащее вокальное полотно. От этого музыкальное произведение предстает перед слушателями во всей глубине и полноте заложенного в нем автором содержания. И, видимо, не случайно хор называется «Распев», поскольку произведение именно распевается, показываются все его тончайшие, порой, невидимые грани и музыкальные красоты – раскрывается его «букет».
За редким исключением все номера из обширной программы хора – это хорошо известные слушателям песни, но как же по-новому, глубоко и пронзительно прозвучала, например, Есенинская «Отговорила роща золотая» композитора Григория Пономаренко, когда вначале вступили только мужские голоса. Или, скажем, «Колыбельная Светланы» Тихона Хренникова из к/ф «Гусарская баллада» заставила вдруг о многом задуматься. О том, хотя бы, что завтра эта девочка, сама еще ребенок, собирается идти на войну, где кровь, грязь, смерть. Но сколько в этом юном сердечке мужества и отваги! Да, такое исполнение заставляет по-новому слушать, мыслить, переживать, и в этом волшебство академического хорового пения.
Среди участников хора есть и свои замечательные солисты: Иван Фролов и Мария Пономарева, которая к тому же еще и конферансье. Всю информацию об исполняемых произведениях, о выступлениях хора, слушатели получали от нее, а как солистка она исполнила «Романс Настеньки» Андрея Петрова на стихи Марины Цветаевой из фильма «О бедном гусаре замолвите слово». Что же касается художественного руководителя хора «Распев» Н.А. Колесниковой, по рождению сибирячки, то не удивительно, что её сердцу близки мелодии этого края. Такие, как прозвучавшая в заключительной части выступления хора песня «Последний плач гармошки» из кантаты сибирского композитора Николая Сидельникова «Сокровенные разговоры». Кроме того, в финале концерта, сверх программы, хор «Распев» исполнил «Песню о России».
Директор школы искусств, Заслуженный работник культуры РФ Л. Б. Алексеева произнесла теплые слова признательности и благодарности владимирским артистам за новую встречу на Вязниковской земле. В ответном слове профессор Н.А. Колесникова призналась в любви к вязниковцам, искренне пожелав им и в дальнейшем слушать настоящую, чистую и честную музыку, которая вместе с чтением хороших книг избавляет нас от нищеты духа, дает глубокое понимание искусства, как отражения жизни во всех её аспектах.
Фото И. Котовой.
Комментарии