16+
Сообщить новость
Вязниковская общественно-политическая газета Основана в марте 1917 г.
14:28, 28.03.2024

«Островок» творчества

/ Культура

В центре нашего города есть трехэтажное здание с «закругленным» углом, если так можно выразиться, оно одно такое. На первом этаже расположен магазин, а верхние два сейчас пустуют. Но когда-то и на них кипела жизнь – здесь были объединения Центра внешкольной работы (ЦВР): шахматный кружок, студия моделирования и конструирования одежды, художественная студия «Исток», образцовая вокальная студия «Лира» и ряд других, а также редакция «Школьной газеты» и Образцовый детский театр «Островок». О нём и хочется рассказать в связи с Днём театра, который ежегодно отмечается 27 марта.

Создателем, вдохновителем и руководителем этого театра была Елена Вячеславовна Толстикова, человек большой доброты, таланта и, что немаловажно, высокого профессионализма в театральной сфере. В свое время она окончила Владимирское Культпросветучилище, потом заочно – Ленинградскую Ордена Трудового Красного Знамени высшую школу культуры, где с увлечением посещала курсы режиссуры знаменитого педагога Корогодского. Затем вернулась в Вязники. Она мечтала о детском театре, была готова к этому. Тогда в неё поверило руководство ЦВР в лице его директора Г. С. Варешиной и завуча Н.А. Ковалевой.
Со временем под театр были отведены сразу несколько удобных помещений второго этажа: из самого просторного получился зал, рядом была костюмерная, зал поменьше хорошо подходил для занятий актерским мастерством (здесь же была и гримерка с зеркалами), напротив – мастерская театрального художника-оформителя. Зал амфитеатром, сцена, комната звукооператора – все это было сделано руками самих ребят. Активно помогали родители студийцев: Стукаловы, Романовы, Чибуновы и другие, можно сказать, дневали и ночевали в театре, энтузиазм зашкаливал, поэтому все и получилось: вот вам ярусы кресел в зрительной зале, вот вам настоящая сцена. И сколько же замечательных спектаклей прошло на ней, сколько детских талантов раскрылось!
Елене Вячеславовне удалось собрать вокруг себя творческий коллектив единомышленников: зав. постановочной частью была Елена Васильевна Устинова, на которой было все художественное оформление спектаклей, вокруг нее всегда было много юных добровольных помощников: что-то рисовали, раскрашивали, клеили бутафорию. Человеческое обаяние её было удивительным. Музыкальной или, вернее, свето-звуковой частью заведовал вначале Юрий Алексеевич Коледачкин, потом на долгие годы его сменил Геннадий Владимирович Егурнов. И вот эта дружная команда сумела сделать главное – создать вокруг себя атмосферу доброты, любви и понимания, и кто, как не дети это сразу почувствовали. В такой атмосфере, по словам самой Е.В. Толстиковой, «дети раскрывались на раз-два».
Действительно, каждого здесь умели понять, увидеть природу его таланта, особенности детской личности. «Неталантливых детей не существует», — была убеждена Е.В. Толстикова, и в театр брали всех желающих, поэтому недостатка в юных актерах не было никогда. Каждый спектакль имел минимум два состава исполнителей. Театральные классы были всегда наполнены детьми: педагог проходила с ними азы актерского мастерства, элементы сценического действия, ставила этюды, юные актеры учились проявлять себя в предлагаемых обстоятельствах, сценической речи и много чему еще. Ну и, конечно, вдумчиво проходила работа над ролью, репетиции, и как венец всему – премьера спектакля.
По прошествии уже многих лет Елена Вячеславовна хорошо помнит не только все спектакли и перипетии, связанные с их постановкой, но и каждую удачную роль юных талантов. При этом с лица её не сходит улыбка, глаза светятся теплотой и неподдельным восторгом: «Лена Лебедева так хорошо играла Царевну Несмеяну, так «плакала», что ей холодно или жарко, и её то укрывали, то раскутывали, а она все равно плакала». Или как Рома Терехин играл Лесничего в «Золушке», а Маша Стукалова – Золушку. Леша Чибунов не только шил костюмы, но и участвовал в каждом спектакле, особенно запомнился его Магистр бальных танцев в «Хрустальном башмачке». Из числа юный артистов «первой волны» она вспоминает игру таких талантливых ребят как Оксана Арсентьева, Алексей Ильин, Оля Каткова, Валера Осокин, а из младших – Свету Шахову в роли Мышки и Юлю Морозову в главной роли (спектакль «Дюймовочка»).
«Островок» начинал с небольших сказочных постановок: «Репка», «Принцесса на горошине», «По щучьему веленью», но с каждым годом рос и креп, подрастали и его юные обитатели. И вот уже театр живет яркой творческой жизнью, а на сцене идут спектакли, вошедшие затем в его золотой фонд: «Снежная королева», «Золушка», «Часики бирюзовые», «Принц Рике». Старшее поколение «островитян» замахивалось вместе со своим режиссером и на самого А.С. Грибоедова с его бессмертной пьесой «Горе от ума», где Чацкого играл Рома Романов, Софью – Ира Стукалова, Фамусова – Леша Толстиков, Лизу – Светлана Чадаева, Молчалина – Володя Туманов. Правда, сцену увидели только первые 2 акта – все-таки спектакль «взрослый» в полном смысле этого слова.
Прежде чем ставить тот или иной спектакль, Елена Вячеславовна творчески подходила к материалу выбранной пьесы: так, в спектакле «Тайна волшебного леса» все прологи принадлежат ей. И потом в процессе работы что-то дописывалось, досочинялось, придумывалось, доводилось, как говорится, до ума. Вместе с музыкальным руководителем театра Г.В. Егурновым они писали песни к каждому спектаклю. Их накопилось столько, что Геннадий Владимирович собирался выпустить диск, но преждевременный уход его из жизни помешал этому. И тем не менее многие из этих песен остались в памяти друзей, их по-прежнему поют в среде театралов и у нас, и во Владимире, и в
Москве.
Вязниковский «Островок» регулярно принимал участие в областных смотрах-конкурсах «Театр, где играют дети» и неизменно привозил оттуда дипломы лауреатов 1 степени, а однажды устроители конкурса, чтобы особо выделить «островитян», вручили им диплом лауреатов высшей степени, своеобразный Гран-при. Но главной наградой, конечно, была любовь зрителей. «От вас, — говорили члены жюри, — исходит аура добра», и удивлялись, что в спектаклях «Островка» играет столько мальчиков (в других театрах часто мальчуковые роли исполняли девочки). И в этом отношении, как и во всех других, вязниковцы были вне конкуренции. Их просили даже сыграть спектакль повторно, поскольку все билеты на первое представление были раскуплены. Они, разумеется, соглашались, и на втором «сеансе» также был аншлаг.
Копилка наград театра постоянно пополнялась, в том числе и индивидуальными призами. На одном из фестивалей лучшей артисткой была признана восходящая звездочка «Островка» Лена Насибулина. А когда стали проводить в рамках фестиваля конкурс знатоков театра, то и тут вязниковские дети оказались лучшими, знай, как говорится, наших! Но в чем же крылась причина таких успехов? Наверное, в том, что театр был для детей вторым домом: здесь были друзья, любимые педагоги, интересные занятия, репетиции спектаклей, волнения перед премьерой и, наконец, аплодисменты зрителей. Детей «Островок» притягивал, как магнитом, и надо сказать, что он не мешал, а наоборот, способствовал школьной успеваемости. Родители со своей стороны, увидев склонность детей, нередко грозили им: уроки не выучишь, то-то и то-то не сделаешь, в театр свой не пойдешь, и это работало.
Но были у родителей и опасения, что их дети «заиграются» в театр и вступят в дальнейшем на зыбкую (по их мнению) актерскую тропу. Иной раз даже просили Елену Вячеславовну не поощрять в детях такие устремления. Да у неё и в мыслях не было такого: она, прежде всего, уважала в детях их свободный выбор. Например, на сцене «Островка» талантливо играли два товарища: Юрий Ушаков и Анатолий Шалухин, оба поехали после школы покорять Москву, но в театральный вуз не прошли. Один потом поступил во Владимирское училище культуры, знаменитый «Кулёк», другой – в не менее знаменитый Горьковский университет им. Лобачевского. Первый, Толя Шалухин, стал одним из ведущих актеров Владимирской драмы, второй, Николай Ушаков, — математиком, профессором, недавно защитил диссертацию в Палермо, о чем сообщил своему театральному педагогу. Это не удивительно, потому что кем бы кто ни стал в дальнейшем, время, проведенное в детском театре, не прошло даром.
Здесь была действительно дружная семья, живущая интересной творческой жизнью. А кроме спектаклей, которые театр давал и на город, и на область, здесь проводились и веселые капустники, и новогодние представления, и «Дни варенья». Обязательно отмечался День театра. Для выпускников устраивались бенефисы, когда покидавшие театр ребята выходили на подмостки в своих лучших ролях, театралы изготавливали по этому случаю газету в виде коллажа с их фотографиями. А походы, во время которых дети устраивали на природе театральные импровизации! И особенно памятной стала для юных театралов поездка в Московский театр «Современник» и посещение Дома-музея К.С. Станиславского.
Ну, а уж если серьезно говорить о сложной и многотрудной профессии актера, то успехов в ней добились и Роман Романов, много лет игравший на сцене областного театра драмы, и уже названный Анатолий Шалухин, и обладательница многих театральных наград, получившая недавно титул актрисы года в нашей области, Анна Лузгина (она тоже начинала в «Островке»). Нельзя не назвать Дениса Колпецова, он не стал драматическим актером – его увлекла хореография, (постановкой танцев для спектаклей «Островка» занималась Татьяна Борисовна Игнатьева), и он много лет выступал на сцене Владимирского театра «Разгуляй». Сейчас ведет студию танца в одной из московских школ. Многим зрителям юным и взрослым запомнилась Наталья Кованова, талантливо исполнявшая характерные роли в спектаклях «Островка». Она окончила театральный вуз в Ленинграде, сейчас занята в профессии, востребована и благодарит своего наставника, Елену Вячеславовну Толстикову за путевку на сцену.
О театре «Островок» можно рассказывать много, и все равно будет мало. Но главное надо сказать, что частичку ауры добра, которая действительно просто физически ощущалась в этом театре, все, кто был причастен к нему, понесли потом в себе, кем бы и где бы ни работали. О высоком же уровне театрального мастерства юных актеров говорят многочисленные награды, завоеванные коллективом в годы его расцвета. Он был, и его уже нет. Будут и другие детские театры, но такого, как театр Елены Толстиковой, не будет никогда. Пусть афиша его выцвела в окне театрального зала, но он остался в душах бывших «островитян», и это уже навсегда.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме

Архив новостей
09:30, 23.04.2024 0 комментариев
Голос души / Культура

Поэтические Вязники... Привычнее слышать «поющие Вязники»! Но слово — первично. Так что это такое - поэтические Вязники? Ответ прост. Это люди, которые рифмуют каждый день своей жизни, которые любят поэзию, знают имена известных поэтов-классиков и поэтов современности. Это люди, которые посещают литературную группу в городе, участвуют в поэтических вечерах в библиотеках и музеях, самостоятельно занимаются творчеством и рекламируют себя в интернете.


08:48, 23.04.2024 0 комментариев
Прикосновение к реликвии / Культура

В четверг, 18 апреля, состоялась очередная встреча по подготовке празднования 400-летия вязниковской Казанской Иконы Божией Матери. Предполагается, что основные торжества состоятся 20-21 июля, однако часть мероприятий, приуроченных к знаковому событию, будет проходить в течение всего 2024 года.


08:39, 23.04.2024 0 комментариев
НА СЦЕНЕ - ТАЛАНТЛИВЫЕ ВЯЗНИКОВЦЫ / Культура

Прославленный вязниковский духовой оркестр под руководством Дмитрия Краснова выступил на одной из главных сценических площадок региона-33 в рамках 2-го зонального этапа Всероссийского фестиваля любительских творческих коллективов «Культура – это мы!».


Архив блога