Иван Александрович Протасьев родился 8 ноября 1802 года в семье отставного поручика лейб-гвардии Преображенского полка Александра Ивановича Протасьева. Происхождение его матери Марии Владимировны пока остается неизвестным. Протасьевы являлись состоятельными помещиками нескольких губерний. Дед будущего владельца Южи и вязниковского предводителя Иван Федорович Протасьев служил при императрице Елизавете Петровне секунд-майором.
Его внук Иван Александрович Протасьев начал службу подпрапорщиком в Бородинском пехотном полку в сентября 1818 года. Через год он был переведен юнкером в Дерптский конно-егерский полк, стоявший тогда в Воронеже, где еще через два месяца 25 ноября получил первый офицерский чин прапорщика. В начале 1821 года Протасьев вышел в отставку поручиком. В 1827-1829 гг. по выбору дворянства он занимал должность депутата Рязанского губернского дворянского собрания от Раненбургского уезда.
В июне 1829 года 26-летний поручик Протасьев женился на 19-летней девице Марией Евлампиевной Кашинцевой, племяннице вязниковского предводителя дворянства Александра Сергеевича Кашинцева и внучки другого вязниковского предводителя Василия Петровича Нестерова. В приданое за женой Иван Александрович получил обширные имения в Вязниковском уезде, в частности — село Барское Татарово (ныне в границах поселка Мстера), а также село Преображенское в непосредственной близости от села Южи.
Неудивительно, что после женитьбы на Кашинцевой Протасьев перебрался на жительство в город Вязники. Осенью 1830-го и с лета 1831 по лето 1832 гг. он состоял попечителем 1-й части города Вязники «во время свирепствовавшей эпидемии холеры». Тогда же Иван Александрович председательствовал за уездного предводителя в местном холерном комитете. В 1836-1838, 1842 и 1857-1869 гг. Протасьев в общей сложности 16 лет занимал высший в уезде пост вязниковского предводителя дворянства. За «за отличия по службе» он был награжден тремя достаточно высокими для провинции той поры орденами: святого Владимира IV степени, святого Станислава II степени и святой Анны II степени (пресловутая «Анна на шею»).
Первый человек по должности и богатству в Вязниках, Иван Александрович состоял членом аристократического Английского клуба в столичном Санкт-Петербурге, куда достаточно часто наведывался и где имел хорошие связи в аристократических и придворных кругах.
Помимо гражданской службы, И. А. Протасьев, в отличие от большинства дворян-помещиков, активно занимался предпринимательской деятельностью. В 1840-е гг. вместе с рязанским помещиком Александром Ивановичем Кошелевым занялся винными откупами. В частности, держал откупа в городах Зарайске и Егорьевске Рязанской губернии. Занятия винными откупами требовали значительных оборотных средств и больших трудов, но в случае успеха приносили огромные барыши.
В 1848 г. Кошелев передал И. А. Протасьеву вместе с его компаньоном Александром Ивановичем Колеминым винные откупа в Коломне, Ряжске, Сапожке Рязанской губернии и по городу Спасску Тамбовской губернии. А. И. Кошелев писал об этом в своих записках:
«Освобождение мое от откупов произошло довольно неожиданно и оригинально. В феврале 1848 года… меня посетили короткие приятели А. И. Колемин и И. А. Протасьев. Последний был моим товарищем по двум откупам (по Зарайску и Егорьевску). Держал я один еще Коломну, Ряжск, Сапожок и Спасск Тамбовской губернии. Вечером я высказал моим гостям сильное желание покончить с откупами и даже выяснил те условия, на которых я бы охотно их сдал. Условия мои были крайне выгодны для тех, кто пожелал бы снять содержимые мною откупа. И. А. Протасьев даже смеялся надо мною и сказал, что видно откупа мне крепко надоели и что я хочу их сдать во что бы то ни стало. Вскоре после того мы разошлись и отправились спать. Вставал я всегда рано. Еще до рассвета А. И. Колемин вошел ко мне в кабинет и сказал мне, что он всю ночь не спал и все думал о вчерашнем нашем разговоре. Тут мы еще много потолковали: к 9 часам к чаю пришел И. А. Протасьев и в течение дня все было улажено и устроено. Затем последовали в марте и апреле фактические передачи откупов, и к 1 мая я был о них окончательно освобожден».
Сколотив на винных откупах немалый капитал, в 1858 году И. А. Протасьев купил у отставного поручика Николая Петровича Нарышкина имение по соседству с его селом Преображенским, состоявшее из села Южи и семи окрестных деревень тогдашнего Вязниковского уезда, где проживало 631 мужского и 755 женского пола крепостных крестьян.
В Юже он осушил болото Юзга, превратив его в озеро Вазаль, а в 1860 году на берегу этого озера по проекту архитектора Николая Карловича Рейма выстроил трехэтажный корпус бумагопрядильной фабрики на 16 тысяч веретен — одно из крупнейших подобных предприятий Вязниковского уезда. Для доставки хлопка в нескольких верстах от фабрики на реке Клязьмы Протасьевым была построена пристань, позволившая снизить транспортные расходы.
В 1862-1863 гг. И. А. Протасьев расширил каменный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери в селе Юже и практически заново выстроил колокольню при нем. Как говорится в капитальном труде «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России» по Ивановской области церковь в Старой Юже «на средства помещика И. А. Протасьева частично перестроена, наложены закомары, сделаны новые обрамления растесанных проемов и новое перекрытие трапезной, увеличенной к западу, причем колокольня возведена заново».
Именно наш земляк Протасьев, основав фабрику, создал предпосылки для создания там фабричного поселка, который потом слился с одноименным селом в райцентр — город Южу. Правда, сам Иван Александрович хозяйствовал в Юже всего семь лет. В 1865 году в связи с перебоями в поставках сырья — среднеазиатского хлопка, он продал свою Южскую фабрику Асигкриту Яковлевичу Балину. Фабриканты Балины значительно расширили это предприятие. Южа в 1925 году стала городом, а после образования Владимирской области в 1944-м осталась в ивановском регионе.
Что же касается И. А. Протасьева, то даже после продажи Южской фабрики и южского имения А. Я. Балину, за ним оставалось 15400 десятин земли, по большей части в Вязниковском и Ковровском уездах, и он до конца вел жизнь богатого барина.
Иван Александрович Протасьев скончался 11 января 1875 года в возрасте 72-х лет и был погребен на одном из самом престижных некрополей России в Московском Донском монастыре. Фактически именно он стал крестным отцом соседнего райцентра — города Южи.
Комментарии