Однако в каком именно месте находился пресловутый Пожар-Погар, оставалось загадкой. И приблизиться к ее разгадке помогла… деловая активность вязниковских купцов-фабрикантов Сеньковых позапрошлого столетия. В Госархиве Владимирской области и в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге удалось обнаружить часть хозяйственного архива помещика села Павловского середины XIX века отставного генерал-майора Василия Семеновича Юкичева. Он был героем наполеоновских войн, в 1812 году в Бородинском сражении получил контузию, но остался в строю, стал кавалером нескольких боевых орденов и обладателем наградной золотой шпаги. В. С. Юкичев жил и умер в Павловском, и сейчас в его бывшем имении действует музей «Усадьба двух генералов», а памятник Василия Семеновича у местного Воскресенского храма — единственное во всей Владимирской области надгробие генерала – героя Бородина.
Будучи в отставке, генерал Юкичев деятельно занимался хозяйством, в частности, поддерживал деловые отношения с вязниковскими фабрикантами Сеньковыми и Демидовыми. Среди деловых бумаг В. С. Юкичева удалось найти информацию о том, что 13 июня 1858 года павловский помещик сдал в аренду сроком на 12 лет на сруб 100 десятин (109 гектаров) строевого и дровяного леса «в урочище Погарях» при селе Павловском братьям-купцам Осипу и Ивану Осиповичам Сеньковым — известным вязниковским фабрикантам, сыновьям и наследниками Осипа Михайловича Сенькова. Строевой лес предназначался для возведения новых фабричных построек, а дровяной — в качестве топлива, которого для сеньковского семейного предприятия требовалось очень много. Скорее всего, лес из имения Юкичева использовался при строительстве льнопрядильной фабрики в сельце Лосеве близ тогдашних Вязников, которая была устроена к 1862 году.
В данном случае, особый интерес вызывает название урочища близ села Павловского, где помещик Юкичев продал на вырубку братьям Сеньковым принадлежавший ему лес. «Погари» — это ведь почти «Погар». Волость Погар или Пожар существовала в далеких XIV – XV столетиях. А генерал сдал урочище Погари в аренду не менее четырех веков спустя. За 400 с лишним лет Погар вполне мог начать именоваться Погари. С учетом того, что Павловское точно входило в состав средневекового Погара-Пожара, а урочище Погари находилось неподалеку от этого села, то почти тождественные названия родового владения князей Пожарских и сеньковской лесосеки — вряд ли простое совпадение.
Урочищами у нас называли заброшенные селения, причем именно так они обозначаются и сейчас на современных топографических картах. Весьма вероятно, что урочище Погари — и есть средневековый Пожар, от которого пошло прозвание князей Пожарских.
Кстати, недалеко от села Павловское, примерно в полукилометре в сторону села Иваново в старину располагалось еще одно село, по легенде именовавшееся Рождественским. Прежде через него проходила дорога между этими селами, но после строительства нынешнего асфальтированного шоссе опушка посреди леса, где прежде располагалось древнее селение, оказалась к западу от нынешней трассы. По преданию, на этом месте произошел бой ополчения окрестных селений с некими захватчиками, причем точно неизвестно, с какими именно. Возможно, речь идет о поляках времен Великой Смуты или одного из татарских набегов.
В этом бою защитники потерпели поражение, и село Рождествено было разорено. В память о том давнем бое и на могилах павших была построена каменная часовня-памятник в честь Спаса, которая просуществовала там вплоть до XX столетия, и куда ежегодно проводились крестные ходы из соседних сел Павловское и Иваново.
Обо всем этом хорошо помнят до сих пор коренные жители сел Павловское и Иваново, и охотно показывают соответствующее место.
Там на опушке, которая так и называлась Спас, окруженной смешанным лесом, неоднократно находили старинные белокаменные резные надгробия и различные артефакты, в том числе, обломки оружия и кресты-энколпионы. И это вовсе не мифы досужих кладоискателей. Во всяком случае, одно из таких надгробий XV или XVI веков ныне хранится в Историко-краеведческом музее Ковровского района, куда его привез один неутомимый исследователь местной старины.
Вот так договор генерала Василия Юкичева и вязниковских фабрикантов Осипа и Ивана Сеньковых помог еще на шаг приблизиться к разгадке многовекового ребуса о «самом знаменитом Пожаре России», как уже давно окрестили историки тайну первоначального удела знаменитых в отечественной истории князей, самым выдающимся из которых стал соратник земского человека Козьмы Минина воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский — спаситель России в годы Великой Смуты начала XVII столетия.
Примечательно, что нынешней осенью в Павловском на территории «Усадьбы двух генералов» планируется открытие памятника князьям Пожарским и волости Пожар (или Погар).
Можно еще добавить, что генерал Юкичев счел опыт сотрудничества с вязниковским фабрикантами Сеньковыми вполне успешным. И 5 августа 1870 года продал более 6200 десятин земли при селе Павловское и окрестных деревнях вязниковскому купцу 1-й гильдии Василию Федоровичу Демидову за 16 860 рублей. Новый владелец павловских земель тоже был состоятельным вязниковским фарикантом. Земли в окрестностях Павловского приглянулись фабриканту обилием лесов, которые он намеревался свести на дрова, так как его фабрики нуждались в дешевом топливе. Лишь смерть Демидова в 1882 году не дала ему полностью реализовать подобные планы, а наследники вырубать леса не захотели, так как решили, что выгоднее использовать гораздо более калорийный уголь. Но к князьям Пожарским эта история уже никакого отношения не имеет…
Комментарии