Григорий Кузьмич Фатьянов был родом из крестьян Суздальского уезда, в составе которого до 1778 года находилась и деревня Фатьяново (в том же уезде тогда находилась и нынешняя Мстера). Примечательно, что и Фатьяново, и Богоявленская слобода в старину принадлежали князьям Стародубским, к которым относились Ромодановские — господа предков поэта Фатьянова. Так или иначе, в любом случае майор Фатьянов может считаться нашим земляком.
В старину крестьяне фамилий, как правило, не имели, а если в силу различных обстоятельств таковую и получали, то часто ее давали по названию селения, откуда этот человек был родом. Так как в Суздальском уезде, как и во всей Владимирской губернии, деревня Фатьяново была только одна — близ села Пантелеево прежнего Вязниковского уезда, то, скорее всего, Григорий Фатьянов являлся выходцем из деревни Фатьяново.
Его год рождения неизвестен. В 1759 году Григорий Кузьмин сын Фатьянов был принят на военную службу, очевидно, в качестве рекрута. Это было в царствование дочери Петра Великого императрицы Елизаветы Петровны в разгар так называемой Семилетней войны, когда Российская империя воевала с Прусским королевством. Новобранца Фатьянова определили в состав полка «морских солдат», который в качестве десанта придавался эскадре Балтийского флота под командованием нашего земляка (тоже родом из Суздальского уезда) адмирала Захара Даниловича Мишукова. В августе 1760 года эскадра Мишукова в составе 27 линейных кораблей и фрегатов, а также 17 вспомогательных и транспортных судов, вышла из Кронштадта с боевой задачей захватить стратегически важную прусскую крепость Кольберг. Прусская твердыня была обложена с моря и суши, однако штурм не удался, а прусский король Фридрих II прислал в подкрепление Кольбергу шеститысячный корпус генерала Вернера. Лишь год спустя после кровопролитного штурма крепость была взята, что еще более усилило позиции России, к тому времени уже захватившей Восточную Пруссию с городом Кенигсбергом (нынешний Калининград).
Новоявленный «морпех» Фатьянов проявил мужество и храбрость в боях с пруссаками, после чего его в 1762 году перевели солдатом в лейб-гвардии Преображенский полк — самый привилегированный полк империи, основанный еще Петром I. Став преображенцем, Григорий Фатьянов продолжал исправно нести службу, и в 1763-м его произвели гвардии капралом. Для недавнего рекрута это уже была нешуточная карьера. В 1765 году Фатьянов стал фурьером — ротным квартирьером, что для недавнего солдата представляло собой завидную степень. А в 1766-м его произвели в каптенармусы, отвечавшие за состояние оружия и снабжение боеприпасами своей роты.
На Фатьянова обратил внимание сам командир лейб-гвардии Преображенского полка генерал-фельдмаршал граф Александр Борисович Бутурлин. И когда в 1766 году у него запросили лучших преображенцев для пополнения Кавалергардского корпуса, граф, не колеблясь, назвал гвардии каптенармуса Фатьянова.
Кавалергардский корпус был заново сформирован в 1764 году в начале царствования Екатерины II по большей части из лейб-кампанцев — личной гвардии покойной императрицы Елизаветы Петровны. Даже рядовые в нем приравнивались к армейским офицерам. Каптенармус лейб-гвардии Преображенского полка Григорий Кузьмич Фатьянов 5 ноября 1766 года был «взят» в кавалергарды в ранге армейского подпоручика. В своем новом качестве он нес караулы во внутренних покоях Зимнего и Царскосельского дворцов — резиденциях императрицы, фактически был одним из личных охранников самой царицы. В ту пору кавалергарды были почти на таком же положении, как мушкетеры короля при дворе какого-нибудь Людовика XIII. Заходить «за кавалергардов», то есть в залы, расположенные после караульного поста, разрешалось лишь лицам из самого близкого круга государыни.
В 1770 году кавалергард Григорий Фатьянов указом Екатерины II получил чин поручика. Его служба в Кавалергардском корпусе продолжалась около шести лет. В 1772 году он был произведен в капитаны с переводом в Копорский пехотный полк. Однако продолжать службу в армейском гарнизоне капитан Фатьянов не пожелал. Возможно, причиной стало расстроенное здоровье. Ему уже было к сорока годам. В январе 1773 года Григорий Кузьмич Фатьянов подал прошение на имя императрицы с просьбой об увольнении «по имеющимся в нем болезням и слабости здоровья». 7 февраля того же года государыня повелела уволить капитана Фатьянова от воинской службы с чином секунд-майора «на свое пропитание». За службу в кавалергардах Екатерина II пожаловала Фатьянову небольшое имение в Тверской губернии примерно на полдороге из Петербурга в Москву. Вотчина была невеликая — всего с полсотни крепостных крестьян обоего пола, однако для бывшего крестьянина, каким по рождению являлся секунд-майор Г. К. Фатьянов, положение барина даже в столь небольшом имении представлялось завидным. Там Фатьянов и поселился. Неизвестно, ездил ли он на свою малую родину в Суздальский уезд, хотя с 1778 года деревня Фатьяново по воле той же Екатерины II оказалась в новообразованном Вязниковском уезде. Наверное, за почти полтора десятка лет службы вдали от дома, вдоволь повоевав в Пруссии более десятка лет проживая в столице, Григорий Кузьмич потерял связи со своими близкими. Возможно, к тому времени его близкие родственники уже умерли. Так или иначе, майор остался на жительстве в Тверской губернии. Год его кончины, как и год рождения, пока тоже остается неизвестен. Но не исключено, что о майоре Фатьянове еще удастся найти новые сведения.
Комментарии