Тогда, в 1974 году, команда «Москвич-Автоэкспорт» на маршруте в 15 тысяч километров (!), обойдя машины 52-х зарубежных команд, стала абсолютным победителем ралли Tour de Europe. Для автоспорта это столь же значимый турнир, как для футболистов Лига чемпионов.
В том году наши завоевали командный приз «Золотой кубок» (1 место среди команд в составе 5 экипажей — объединённая команда «Москвич» (АЗЛК + ИЖ), командный приз «Серебряный кубок» (1 место среди команд в составе 3 экипажей — команда АЗЛК), первое место в клубном зачёте, первое место в национальном зачете, первое место в заводском зачете, первое место в классе А2-1600. Наконец, впервые за всю 18-летнюю историю «Тура Европы» советский экипаж в составе Стасиса Брундзы и Александра Карамышева занял первое место в абсолютном зачете и получил специальный приз короля Иордании Хусейна. Кстати, второе место в абсолюте тоже у советского экипажа Спрукт – Калнайс, опять же выступавшего на «Москвиче-412». Оба экипажа представляли в команде ижевский автозавод.
Свидетели того триумфа утверждают, что в итоге кубков и призов было столько, что не хватало места на капотах и крышах пяти гоночных «Москвичей». В своих воспоминаниях руководитель советской команды Павел Тараненко рассказывал — гонщики шутили, что нужен ещё один автомобиль для перевозки наград.
Спустя полвека после этой великолепной победы экипажи, прибывшие в наш город на классических автомобилях «Москвич», ИЖ, «Жигули», и даже на одном мотоцикле из советской эпохи, остановились на старой площади, где в 60-х — 80-х годах ХХ века традиционно собирались участники больших и малых ралли, машины легендарных автопробегов предвоенной поры. В 80-х годах тут ежегодно демонстрировались лучшие самодельные автомобили страны, а сейчас регулярно бывает команда «КАМАЗ-мастер».
В колонне нижегородского автоклуба были ранние версии «Москвича-408», чей международный спортивный дебют состоялся на ралли «Монте Карло» в 1965 году, и последующая модель «412», список больших побед которой может занять несколько страниц. В числе достижений четырестадвеннадцатых великолепные результаты на легендарных маршрутах «Лондон — Сидней» и «Лондон — Мехико». На «Москвичах-412» соревновались не только советские экипажи, но и гонщики из Великобритании, Бельгии, Нигерии, стран Скандинавии, других государств.
Ижевская версия «Москвича-412» обычно находится как бы в тени славы своего московского собрата. Но именно на машинах из Ижевска сражались и побеждали на внутренних и международных чемпионатах Стасис Брундза, и Владимир Гольцов. Есть спортивная слава и у ИЖ-2125 комби. Он тяжелее базового седана, однако «лишний» вес в нём приходится на заднюю ось, что положительно сказывалось на общей развесовке и загруженности ведущих колёс. Это давало «комби» преимущество на зимних трассах, чем умело пользовался гениальный Константин Антропов (победа в абсолюте на международном ралли «Русская зима» 1978 года и на многих ипподромных гонках) и Николай Бахмутов, выигравший в 1983 ипподромную гонку на приз журнала «За рулем.
И конечно же, здесь был «стойкий русский воин» — «Москвич-2140». Как рассказывал знаменитый российский гонщик Фирдаус Кабиров (команда «КАМАЗ-мастер», двукратный победитель «Дакара») — в 80-е годы это был единственный автомобиль классической эпохи, на раллийных трассах способный противостоять современным лёгким переднеприводным отечественным и зарубежным машинам.
Марка ВАЗ в этот день была представлена моделью «2103», что в классе А2-1600 в те годы составляла достойную конкуренцию «Москвичам», и под управлением Стасиса Брундзы отличилась в греческом ралли «Акрополис», и ВАЗ-2105, в версиях «Вихур» и ВФТС до наших дней сражающихся на раллийных маршрутах как в России, так и далеко за её пределами.
Дополнял эту экспозицию ИЖ-2715, или, как его прозвали в народе, «каблучёк». В спорте такие машины выполняли важную роль автомобилей технической поддержки, перевозя от этапа к этапу необходимый комплект запасных частей и расходных материалов.
Более двух часов на Соборной площади Вязников работала импровизированная техническая выставка. Юным горожанам было дано право посидеть за рулём исторических автомобилей, представить себя гонщиком из далёких 70-х годов ХХ века.
Отдав дань традиции, участники автопробега совершили небольшую экскурсию по старой части Вязников, побывали в Фатьяновком парке на знаменитой «Солнечной поляночке», а завершился этот день отдыхом и общением на территории, где некогда возвышались стены средневековой крепости Ярополч.
Отметим, что это первый случай, когда представители клуба из другого региона для своей акции выбрали именно Вязники. Скажем «спасибо» ребятам за их память о больших спортивных победах нашей Родины и за внимание к нашему городу.
Комментарии