Фамилию Златовратский получил дед писателя по отцу Петр Иванович — диакон Николо-Златовратской церкви города Владимира. Отец Николая Николаевича Николай Петрович Златовратский служил чиновником во Владимирском дворянском собрании, имел звание личного дворянина и был близок к известному владимирскому губернскому предводителю дворянства середины XIX столетия действительному статскому советнику Сергею Никаноровичу Богданову, при содействии которого открыл первую общественную библиотеку во Владимире. Н. П. Златовратский дружил с известным литературным критиком Н. А. Добролюбовым и приобщил к литературе своего сына.
Однако куда меньше известно о предках Н. Н. Златовратского по линии матери Марии Яковлевны Златовратской, урожденной Чернышевой. А она родилась и выросла в Вязниках!
Прадед писателя Степан Семенович, очевидно, еще не имевший фамилии, еще при Екатерине II служил пономарем в церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в большом торговом селе Фоминки Гороховецкого уезда (в XX веке даже существовал отдельный Фоминский район, позже вошедший в состав Гороховецкого района). Там в Фоминках в 1791 у пономаря Степана Семенова родился сын Яков. Мальчик оказался способным ребенком и смог не только поступить, но и успешно окончить Владимирскую духовную семинарию. Для сына сельского пономаря это было по тому времени немалое достижение. Во время учебы в семинарии Яков Степанов получил фамилию Чернышев. Тогда существовала практика, когда ученикам духовных училищ и семинарий начальство давало фамилии по своему усмотрению. 21 мая 1813 года успешно окончивший семинарию студент Яков Степанович Чернышев епископом Владимирским и Суздальским Ксенофонтом (Троепольским) был рукоположен во священника к Троицкой церкви села Егорий за речкой Вазалью Ковровского уезда. Бывшая вотчина князей Гундоровых-Стародубских, Егорий относился к обширной Всегодической волости к северу от Коврова (ныне место бывшего села Егорий находится в Савинском районе Ивановской области). По обычаю той поры, Яков Чернышев женился на дочери своего предшественника егорьевского священника Дмитрия Яковлева (вышедшего за штат в том же 1813 году) девице Мавре Дмитриевне, которая была на пять лет моложе своего жениха.
В Троицкой церкви села Егорий иерей Яков Чернышев прослужил 12 лет. В 1826 году новый владимирский архиерей Парфений (Чертков) назначил его священником в Казанский собор города Вязники. Для сельского батюшки это было несомненным повышением. Статус городского собора, построенного еще в XVII столетии при личном участии отца Петра Великого царя Алексея Михайловича Романова, был несоизмеримо выше. Кроме того, в Казанском соборе в Вязниках находилась чудотворная икона Казанской Божией Матери, привлекавшая многочисленных богомольцев, что значительно повышало доходы соборного причта.
Весьма вероятно, что место соборного священника Яков Чернышев тоже получил как бы по наследству. Существует версия, что его дед, отец фоминковского пономаря Семен Андреев, родившийся в 1747 году и умерший в 1807-м, до 1801 года служил священником в Казанском соборе в Вязниках. После него там священствовал его зять иерей Андрей Федорович Алекинский, умерший весной 1826 года. Вот от него, мужа своей родной тетки, Яков Чернышев и получил священническое место в соборном причте.
В Вязниках у Чернышевых и родилась дочь Мария Яковлевна, которая стала супругой владимирского чиновника Николая Петровича Златовратского. Златовратские и Чернышевы поддерживали близкие родственные отношения. Например, в июле 1847 года священник Яков Степанович Чернышев и его старшая дочь Елизавета Яковлевна, приехав из Вязников в губернский центр, крестили во Владимире в Николо-Златовратской церкви свою новорожденную племянницу Елизавету Николаевну Златовратскую — старшую сестру писателя.
В Свято-Казанском соборе города Вязники дед писателя Н. Н. Златовратского иерей Яков Степанович служил до начала 1860-х гг., после чего вышел за штат. Он был уважаемым и влиятельным батюшкой и занимал пост члена Вязниковского духовного правления. Иерей Я. С. Чернышев скончался 5 декабря 1866 года в Вязниках. В метрической книге указано, что он умер в 79-летнем возрасте, однако согласно ряду иных документов Госархива Владимирской области следует, что кончина почтенного иерея последовала в 75-летнем возрасте. Возможно, все дело в простой описке.
Известно, что два его сына Николай и Сергей Яковлевичи, хотя по примеру отца и окончили Владимирскую духовную семинарию, священниками не стали, предпочтя духовному ведомству светскую службу. Причем Николай Яковлевич Чернышев сменил фамилию на Оранский и продолжил учебу в Московском университете.
Николай Николаевич Златовратский написал достаточно объемный том воспоминаний, которые в полном объеме были изданы в Государственном издательстве художественной литературы в Москве в 1956 году. В этом томе опубликована фотография матери писателя Марии Яковлевны Чернышевой, родившейся и выросшей в Вязниках. Однако там напрямую ни разу не упоминаются ни Вязники, ни даже Владимир. Почему-то писатель «засекретил» географию своего детства. К примеру, Владимир у него фигурирует как «N городок». Будучи сторонником революционеров-народовольцев, возможно, таким образом, он «шифровался» от жандармов и полиции, хотя при этом явно переборщил.
Тем не менее, при внимательном прочтении этих воспоминаний, есть и несколько строк, где сам Златовратский свидетельствует, что он неоднократно приезжал к гости к своему деду Я. С. Чернышеву в Вязники:
«Не меньшее удовольствие доставляли мне поездки раза два в год к другому моему деду, по матери, бывшему священником в соседнем уездном городке. Если эти поездки были летние, сюда тоже собиралась семинарская и студенческая молодежь. Вместе с нею я ездил и по соседним селам к родственникам из духовенства, где время всегда проводилось так благодушно и весело, как это умеет делать самая
зеленая молодость».
Таким образом, несколько поколений предков писателя-академика Златовратского были родом из Вязников, а сам он на закате своих дней вспоминал поездки в Вязники в числе лучших мгновений своей долгой и насыщенной событиями жизни.
Комментарии