16+
Сообщить новость
Вязниковская общественно-политическая газета Основана в марте 1917 г.
09:18, 21.01.2025

Легендарный столп старой веры из Вязников

/ Краеведение

140 лет назад в конце 1884 года влиятельные московские старообрядцы после длительных совещаний и споров пришли, наконец, к единому мнению по поводы кандидатуры нового архиерея старой веры, которым должен был стать Анисим Васильевич Швецов — по рождению сын крестьянина деревни Ильина гора Вязниковского уезда, которая ныне входит в состав муниципального образования «Город Вязники». Так одним из самых известных деятелей старообрядчества стал наш земляк-вязниковец.

В 1840 году в деревне Ильина Гора на высоком правом берегу реки Клязьмы в полутора десятках верст к востоку от Вязников у крестьянина Василия Швецова родился сын, которого нарекли Анисимом. В юности он обучался в казенном сельском училище, где был отличником, но после занятий тайком ходил к местным старикам-староверам, где постигал совсем иную науку. Скоро и в этой подпольной школе Анисим стал лучшим учеником. Даже на полевые работы подросток брал с собой книги и четки, для того, чтобы читать и молиться при каждой возможности во время коротких перерывов на отдых. По примеру подвижников прошлого юноша решил стать иноком.

Швецов отправился в лесные дебри, где поселился вместе спасавшимися от мира и никонианства старцами-старообрядцами. Поначалу родные Анисима решили, что он утонул в Клязьме. Но потом узнали, что их сын жив. По требованию матери неудавшийся затворник вернулся домой.

Вскоре Анисиму пришла пора отправляться на службу в царскую армию. Но родители не желали, чтобы их детище надевало военную форму. По тогдашней практике разрешалось нанять за деньги «охотника» — добровольца, бравшегося за вознаграждение отслужить за рекрута. Но в случае со Швецовым «охотник» запросил так дорого, что Анисиму пришлось занять недостающую сумму у земляков — выходцев из деревни Ильино Ковровского уезда богатых-купцов старообрядцев Першиных.

Четверо братьев Першиных считались наиболее состоятельными предпринимателями во всей Владимирской губернии. В Коврове им принадлежал целый квартал, где была своя молельня. У Першиных имелась уникальная библиотека из духовной и светской литературы различных столетий. Сами братья занимались хлебной и рыбной торговлей, гоняя по Волге, Оке и Клязьме целый флот из барок и барж, а потом и из шести пароходов.

К Першиным для отработки долга Анисим Швецов и поступил на службу приказчиком. Першинская библиотека, которой молодой человек мог свободно пользоваться, стала для него настоящим сокровищем. Отправившись в Москву по делам фирмы Першиных Швецов познакомился с выдающимся старообрядческим первоиерархом архиепископом Владимирским и всея России Антонием (Шутовым). Почтенный старец принял Анисима и побеседовал с ним о старообрядческом священстве. Эта встреча сделала Анисима убежденным сторонником так называемой Белокринницкой иерархии — так называемых поповцев в отличие от течения староверов, не признававших священства.

В 1865 году, отработав сумму долга, Анисим Швецов переехал в Москву, где стал секретарем архиепископа Владимирского Антония. В первопрестольной выходец из вязниковской деревни изучил греческий язык, изучал богословскую и историческую литературу. «Время наше дорого, не беречь его худо, а во зло употреблять еще хуже того», — такова была присказка Анисима. Вскоре Швецов стал одним из наиболее талантливых проповедников и апологетов старообрядчества. Постепенно вся родня Швецова, прежде тяготевшая к беспоповцам, под влиянием своего выдающегося земляка признала Белокриницкую иерархию. В Ильиной Горе был образован отдельный старообрядческий приход и выстроен деревянный храм в честь святой Живоначальной Троицы.

Вскоре после кончины архиепископа Антония, умершего в 1881-м, Анисим Швецов отправился в заграничную командировку в Румынию, где организовал деятельность старообрядческой типографии — в России староверам богослужебные и богословские книги печатать категорически запрещалось. В Румынском королевстве Швецов издал и свой труд «Истинность старообрядствующей иерархии».

Возвратившись в Россию, Анисим Швецов стал главным претендентом на вакантный пост старообрядческого архиерея. В ноябре-декабре 1884-го наиболее влиятельные единоверцы согласовали между собой его кандидатуру. В январе Анисим принял иночество с именем Арсений и был рукоположен архиереями Иоасафом Казанским и Кириллом Нижегородским в сан старообрядческого епископа Уральского и Оренбургского. Вскоре епископ Арсений временно возглавил старообрядческую церковь, став местоблюстителем архиепископства Московского. В этом качестве владыка стал учредителем ежегодных всероссийских съездов и церковных соборов старообрядцев. В течение нескольких лет он помимо своей Уральской епархии временно управлял еще Нижегородской и Саратовской.

Владыка организовал печатанье запрещенных «раскольнических» книг в лесах за Волгой, хотя ему грозили уголовным судом. Епископ Арсений не побоялся вступить в публичный диспут с представителями Синодальной Церкви. Один из таких диспутов состоялся в Петербургской духовной академии в 1886 году и получил большой резонанс в обществе.

Столичная газета с откровенным удивлением писала: «Оказалось, что Швецов… человек, прежде всего, умный и тонкий, диалектик, много изучавший занимавшие его интересные религиозные вопросы. Он, например, знает в совершенстве два древних языка и два новых, проштудировал все системы русских богословов, знаком и с иностранными богословскими сочинениями, прекрасно знает церковную историю, а что касается древних святоотеческих писаний, то он здесь положительно как дома. После беседы по приглашению студентов собеседники прошли в столовую, где за чаем продолжался обмен мыслей по затронутым вопросам».

Владыка Арсений много путешествовал с миссионерскими целями. Во время одной такой поездки на Украине в 1890 году он был арестован и отправлен в тюрьму за «явное оказательство раскола». Но пастырь не унывал: «Не бойся судов, ибо кого из святых не судили?» — писал он одному из своих единоверцев. Полгода спустя миссионера освободили.

В качестве архиерея Арсений (Швецов) не терял ни минуты на праздность, постоянно занимаясь церковными делами. Он регулярно объезжал различные города и губернии (неоднократно бывал в Коврове и Вязниках), вел большую переписку и не прекращал богословские труды. «Как писатель он очень плодовит и разнообразен. Нет, кажется, ни одного вопроса, важного для старообрядчества, которого бы уральский епископ не коснулся», — писал один из биографов Преосвященного.

Во многом благодаря многолетней упорной борьбе епископа Арсения, отстаивавшего интересы старообрядчества, в 1906 году император Николай II даровал приверженцам старой веры свободу вероисповедания без всяких ограничений.
В последний год своей жизни епископ Арсений проехал более тысячи верст по Саратовской епархии, потом совершил поездку в Москву на Освященный Собор старообрядцев, а затем вернулся в Нижний Новгород. 23 сентября 1908 года владыка скончался в 68-летнем возрасте.

После кончины епископа Арсения выяснилось, что все его личное имущество состоит из одной библиотеки. Имевшиеся в его распоряжении немалые средства он раздавал бедным приходам и малоимущим священникам. Истинным наследством стали ученики Арсения (Швецова), оказавшиеся столпами старообрядчества XX века. Писатель Владимир Павлович Рябушинский, брат известного банкира, так писал о наследии святителя: «Он оставил школу, и, пожалуй, мало найдется среди известных старообрядческих деятелей позднейших годов и современности таких лиц, которые не должны прямо или косвенно считаться учениками или последователями уральского епископа».

Епископ Уральский
и Оренбургский Арсений (Швецов)

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме

Архив новостей
15:47, 19.03.2025 0 комментариев
Вязниковские потомки боярина Оладьи / Краеведение

Когда-то в Вязниковском крае находились большие имения,
объединявшие сразу несколько селений и образовавшие почти целые
княжества. Одно из них находилось в восточной части нынешнего Вязниковского района и принадлежало семейству Аладьиных.


11:51, 13.03.2025 0 комментариев
Генерал-оружейник с вязниковскими корнями / Краеведение

Вязники по праву считается городом героев, а соседний Ковров неофициально называют городом оружейников. Однако история знает оружейников и с вязниковскими корнями.


08:43, 13.03.2025 0 комментариев
Защита Родины – священный долг / Земляки

В понедельник, 10 марта, в Вязниках прошла мемориальная церемония, посвящённая участнику специальной военной операции Леониду Нагуевскому. Он доблестно сражался за Отчизну до последних секунд жизни. Наш земляк был посмертно удостоен Ордена мужества. На церемонии награду родственникам героя вручил глава администрации Вязниковского района Игорь Зинин.


теги:
Архив блога