16+
Сообщить новость
Вязниковская общественно-политическая газета Основана в марте 1917 г.
08:56, 30.01.2025

Три войны капитана Анисимова

/ Краеведение

13 июля 1821 года в Вязниках от скоротечной чахотки скончался отставной капитан «его благородие» Иван Васильевич Анисимов — герой швейцарского похода и наполеоновских войн. Ему было всего 47. Похоронили его на городском Покровском кладбище. Там могила героя со временем затерялась. Между тем биография упокоившегося в вязниковской земле офицера весьма колоритна, и он заслуживает нашей памяти.

Иван Васильевич Анисимов, сын небогатого помещика Василия Михайловича Анисимова, родился в 1774 году. Совсем молодым человеком в начале 1790-х гг. он поступил юнкером на военную службу в Старооскольский пехотный полк, который затем был наименован мушкетерским. В рядах Старооскольского пехотного полка премьер-майором в молодости служил Михаил Илларионович Кутузов. В 1798 году в составе корпуса генерал-лейтенанта Александра Михайловича Римского-Корсакова Старооскольский мушкетерский полк совершил поход в Швейцарию, где должен был соединиться с армией графа А. В. Суворова-Рымникского. В сентябре 1799-го корпус Римского-Корсакова после упорного кровопролитного двухдневного боя был разбит корпусом французского генерала Андре Массена. В этом сражении Старооскольский полк потерял убитыми и ранеными половину своего состава. В бою погиб командир полка полковник Александр Шошин. Прапорщик Анисимов получил там свое боевое крещение и лишь чудом остался цел. Остатки полка под командованием майора Павла Лошкарева штыками пробились к своим и соединились с армией Суворова.

Полковой знак
Старооскольского полка

Вернувшись домой в отпуск вместе со своим земляком, другом и сослуживцем, лишь недавно поступившим в полк Николаем Никаноровичем Карякиным, уже к тому времени поручик Анисимов задумался об устройстве своей жизни. Состояния у него не было, и чтобы помочь приятелю, Карякин, принадлежавший к губернской аристократии, решил помочь своему боевому товарищу и сосватать ему богатую невесту. Тогдашний предводитель дворянства Владимирского уезда Николай Лаврентьевич Феофилатьев, владевший селом Лемешки близ Боголюбова и несколькими деревнями, имел на выданье младшую сестру Елизавету Лаврентьевну. Ей уже было почти 25, и по меркам того времени она засиделась в девках. Сватовство бравого поручика семейство Феофилатьевых приняло благосклонно, хотя их род вел счет предкам от князя Михаила Прусского, служившего сыновьям Александра Невского, а Анисимов к столь родовитому дворянству и не принадлежал. В 1804 году Иван Анисимов и Елизавета Феофилатьева обвенчались. В январе 1805-го у них родился первенец сын Александр, названный в честь тогдашнего кумира россиян молодого императора Александра I.

Тем временем, Анисимову и Карякину пришла пора возвращаться на службу. Заново переформированный Старооскольский полк в составе трех батальонов под командованием полковника Попова в составе русской армии генерала барона Леонтия Беннигсена в 1806-1807 гг. принял участие в ожесточенных сражениях в Восточной Пруссии с французами, которыми командовал сам Наполеон, при Пултуске, Локау, Янкове, Ландсберге, Прейсиш-Эйлау, Гудштадте, Гельсберге и Фридланде. Поручик, а потом штабс-капитан Иван Васильевич Анисимов прошел через все эти бои, в которых старооскольцы потеряли немало боевых товарищей, и не только остался жив, но и не получил ни царапины. Во многом офицеру просто повезло. Впрочем, и наградами его тоже не осыпали. В ту пору их давали крайне скупо. А если жив-здоров и даже не ранен, то вроде как и награждать не за что!

Сражение при Фридланде

После заключения Тильзитского мира с наполеоновской Францией Старооскольский пехотный полк вновь был пополнен личным составом. После передышки его решили отправить на новую войну, на этот раз с Турцией, которая началась еще в 1806 году и продолжалась шесть лет. Полк Анисимова предназначался в армию графа Каменского. В 1808 году штабс-капитан Анисимов отправился в поход в Молдавию и Валахию (так тогда называлась нынешняя Румыния). Там во время боевых действий против турок Иван Васильевич заболел лихорадкой, как и многие его однополчане. Друг и земляк Анисимова поручик Никанор Николаевич Карякин, вместе с которым он бился с французами под Пултуском, Прейсиш-Эйлау и Фридландом (там он получил контузию картечью в спину), тоже слег. После долгого излечения в госпитале, офицеры превратились в ходячие тени. Их здоровье было серьезно подорвано. А предстоял новый поход на юг, впереди были новые бои с турками.

В такой ситуации в 1809 году штабс-капитан И. В. Анисимов и поручик Н. Н. Карякин подали прошения об отставке. Как боевой заслуженный офицер Анисимов был уволен высочайшим указом императора Александра I с производством в чин капитана с мундиром и пенсией. Карякин, как имевший меньший стаж службы, получил отставку в том же чине поручика, также с мундиром и пенсией. Правда, для Карякина, богатого помещика, пенсия была не слишком важна. А вот у Анисимова имения не было.
Их полк вновь воевал: осаждал турецкие крепости Браилово и Рущук, в том числе под командованием своего старого однополчанина М. И. Кутузова. Друзья же вернулись домой. На этот раз окончательно.

Офицер и рядовой Старооскольского мушкетерского полка. Начало 1800-х гг.

За супругой И. В. Анисимов получил небольшое приданое, позволявшее ему вместе с офицерской пенсией жить если и не богато, то, во всяком случае, безбедно.

Тем не менее, долго сидеть без дела боевой офицер не смог. Он вновь поступил на службу в полицию, причем был направлен в Вязниковский уезд для усиления местных правоохранителей. Кстати, сын его друга и сослуживца по Старооскольскому пехотному полку Федор Никанорович Карякин позже тоже служил в вязниковской полиции, в качестве уездного исправника возглавляя Вязниковское уездное полицейское управление. Но это было потом. А капитан Иван Анисимов в начале 1821 года тяжело заболел. Его хворь — чахотку (так раньше называли туберкулез) лечить тогда не умели. К примеру, от этой болезни умер даже сын и наследник императора Александра II цесаревич Николай Александрович. Поэтому в разгар жаркого лета 1821-го ветеран войн с французами и турками умер в Вязниках.

Его вдова Елизавета Лаврентьевна с сыном вернулась в свое родовое имение Лемешки. Сын Анисимовых Александр Иванович Анисимов позже служил в Саратовском губернском правлении в чине коллежского асессора (равного армейскому майору). Видимо, поэтому могила капитана Ивана Васильевича Анисимова в Вязниках оказалась затеряна. И лишь документы Государственного архива Владимирской области хранят память о храбром офицере.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме

Архив новостей
15:47, 19.03.2025 0 комментариев
Вязниковские потомки боярина Оладьи / Краеведение

Когда-то в Вязниковском крае находились большие имения,
объединявшие сразу несколько селений и образовавшие почти целые
княжества. Одно из них находилось в восточной части нынешнего Вязниковского района и принадлежало семейству Аладьиных.


11:51, 13.03.2025 0 комментариев
Генерал-оружейник с вязниковскими корнями / Краеведение

Вязники по праву считается городом героев, а соседний Ковров неофициально называют городом оружейников. Однако история знает оружейников и с вязниковскими корнями.


08:43, 13.03.2025 0 комментариев
Защита Родины – священный долг / Земляки

В понедельник, 10 марта, в Вязниках прошла мемориальная церемония, посвящённая участнику специальной военной операции Леониду Нагуевскому. Он доблестно сражался за Отчизну до последних секунд жизни. Наш земляк был посмертно удостоен Ордена мужества. На церемонии награду родственникам героя вручил глава администрации Вязниковского района Игорь Зинин.


теги:
Архив блога