И, пожалуй, один из самых интересных вопросов — время основания Вязниковской слободы — предтечи города Вязники. До последнего времени первое известное упоминание Вязниковской слободы в письменных источниках относится к 1585 году — в писцовой книге письма и меры князя Дмитрия Барятинского. По всей видимости, речь идет о переписи земельных владений в начале царствования сына Ивана Грозного царя Федора I Ивановича, взошедшего на отцовский престол в 1584 году. По обычаю в начале каждого нового царствования проходила своего рода «инвентаризация» — описание и учет всех вотчин, в процессе чего в одну из писцовых книг попала и Вязниковская слобода. Впрочем, писцовая книга 1585 года не сохранилась (вероятно, она погибла во время пожаров и разорений Смутного времени) и упоминается лишь в другой подобной книге 1629 года.
Великокняжеским писцом в 1585 году, по-видимому, был князь Дмитрий Михайлович Барятинский — служивший воеводой при Иване Грозном и его сыне в Рязани, Орешке (нынешнем Шлиссельбурге), Михайлове и Пскове, участник войны со шведами в начале 1590-х гг.. В последний раз он упоминается в царствование Бориса Годунова в 1604 году в качестве второго воеводы сторожевого полка в Орле.
Слободой в ту пору именовалось поселение, где жители занимались преимущественно неземледельческими промыслами: ремеслами, торговлей, военной, ямской или какой-либо иной службой. Слобожане освобождались от части податей, и само название «слобода» в старину было синонимом слова «свобода».
Однако очевидно, что 1585 год — лишь время первого дошедшего до наших дней упоминания Вязниковской слободы, а она, очевидно, существовала и раньше.
Что же было прежде?
Вязниковская слобода относилась к Ярополческой волости Владимирского уезда. Бывшая округа средневекового Ярополча-Залесского в 1390-1426 гг. принадлежала серпуховским князьям Владимиру Андреевичу Храброму (герою Куликовской битвы, двоюродному брату Дмитрия Донского) и его сыну князю Семену Владимировичу. После кончины бездетного князя Семена этот Ярополчский удел частично достался его вдове княгине Василисе Семеновне Новосильской, частично по воле покойного князя был передан в качестве вклада в Троице-Сергиев монастырь (нынешнюю Троице-Сергиеву лавру), а частично в качестве выморочного владения перешел к великому князю Московскому и Владимирскому Василию II Васильевичу, внуку Дмитрия Донского.
В Российском государственном архиве древних актов в Москве сохранился весьма любопытный документ: «Межевая выпись» из книг письма Дмитрия Ивановича Волынского о размежевании земель Троице-Сергиева монастыря села Городища и сельца Слободки с великокняжескими землями крестьян и бортников Ярополческой волости Владимирского уезда. Эта Межевая выпись датируется 8 августа 1529 года.
Великокняжеский писец Дмитрий Иванович Волынский — праправнук князя Дмитрия Ивановича Боброка-Волынского, женатого на сестре Дмитрия Донского княжне Анне Ивановне, командовавшего вместе с князем Владимиром Андреевичем Храбрым засадным полком в Куликовской битве. Д. И. Волынский упоминается в качестве писца и межевщика великих князей Василия III и Ивана IV во Владимирском уезде до начала 1550-х гг.
Упоминаемая в «Межевой выписи» вотчина Троице-Сергиева монастыря село Городище — не что иное, как нынешние Пировы-Городищи. В XVII веке оно именовалось Пирово Городище и составляло компактное монастырское владение с расположенным неподалеку крупным сельцом Перово близ Клязьмы — нынешней одноименной деревней Вязниковского района, и деревней Ярцево, что позже вошла в черту города Вязники.
Между 1436 и 1445 годами боярин Иван Александрович Беззубцев (потомок Андрея Кобылы и внук боярина Федора Кошки, от его племянника Андрея Константиновича Шеремета пошел известный в отечественной истории род Шереметевых) передал Троице-Сергиеву монастырю в лице его игумена Зиновия «свои пашни Ярополчские Перово да Ярцево».
Известно, что именно в Перово сидел монастырский управляющий (приказчик или монастырский слуга). Например, при великом князе Московском Василии III (отце Ивана Грозного) таким монастырским управляющим в Перово между 1505 и 1533 годами был некий «Иван Сухой Алексеев сын».
Профессор доктор исторических наук Марина Сергеевна Черкасова – крупнейший специалист по социально-экономической истории русских средневековых монастырей, указывала, что «В Ярополче Владимирского уезда от бездетного боярина Ивана Александровича Беззубцева были получены пустоши Перово и Ярцево, на которых впоследствии, видимо, образовался комплекс Пирово Городище».

Однако в данном случае, допущена неточность. Село Пирово Городище не возникло на бывших землях И. А. Беззубцева, потому что его пожалование всегда оговаривается отдельно, а не смешивается с селом Пирово Городище. А Перово и Ярцево в грамоте о передаче их Троицкому монастырю не называются пустошами.
Не приходится сомневаться, что село Городище получило приставку в своем названии Перово как раз по принадлежности к единой компактной монастырской Перовской вотчине. И первоначально село именовалось Перово Городище, и лишь потом его переиначили сначала в Пирово Городище, а потом и в Пировы-Городищи.
При Иване Грозном Перово Городище на некоторое время стало дворцовым царским владением (очевидно, царь выкупил село у Троице-Сергиева монастыря), но при следующем царе Федоре I Ивановиче вновь стало монастырским владением. Троице-Сергиеву монастырю Пировы Городищи принадлежали вплоть до секуляризации церковных и монастырских имений в 1764 году при Екатерине II.
Но что за «сельцо Слободка», которая упоминается в Ярополческой волости по соседству с селом Городище в «межевой выписи» 1529 года? Никаких Слободок или Слобод рядом с будущими Пировыми-Городищами не было. Кроме одной — Вязниковской слободы!
Наименования населенных пунктов со временем менялись, иногда очень существенно. Например, соседний город Ковров изначально именовался деревней Елифановкой, потом — селом Рождественским, потом звался как село Рождественское, Коврово тож, и лишь потом стал селом Ковровом, которое в 1778 году получило статус города Коврова.
Очевидно, менялись в веках и другие топонимы. Городище в итоге получило несколько странное, если не знать его истории, имя Пировы-Городищи. А сельцо Слободка стала Вязниковской слободкой или слободой. Еще историк Алексей Алексеевич Тиц, в своей классической книге «По окраинным землям Владимирским», изданной в 1969 году, писал о происхождении топонима «Вязники», что первоначально возникшая там слобода «находилась под горою «на вязьях», то есть на вязником месте», отчего и получила свое наименование. Поэтому с большой долей вероятия можно считать документ 1529 года первым упоминанием будущей Вязниковской слободы, что на целых 56 лет раньше 1585 года.
Скорее всего, первоначально сельцо Слободка – будущая Вязниковская слобода возникло в качестве монастырского селения. Слободы очень часто возникали при монастырях или на монастырских землях. Но при Иване Грозном в массовом порядке монастырские вотчины отбирались или выкупались. И если Перово Городище, которое тоже из монастырской вотчины стало государевым дворцовым владением, потом вернули Троицкой обители, то Слободка — будущие Вязники так и осталась дворцовой, то есть принадлежащей царской фамилии — вплоть до ее пожалования князю Федору Ивановичу Мстиславскому в начале XVII века.
Но это уже другая тема, а вот то, что появились весомые основания увеличить возраст Вязниковской слободы и объяснить происхождение на первый взгляд загадочного название Пировы-Городищи — это действительно очень интересно!
Комментарии