Русский инженер Ержемский по отцовской линии был чистокровным немцем. Его дед Эрнест-Фридрих Ержемский родился в 1740 году в городке Сенсбург в Восточной Пруссии (ныне это город Мронгово Варминьско-Мазурского воеводства в Польше. Он окончил медицинский факультет Альбертины — университета в Кенигсберге, получившего название в честь основавшего его прусского герцога Альбрехта и стал доктором медицины. При Екатерине II он перебрался в Россию и служил губернским доктором Псковского наместничества. В новом отечестве он получил чин надворного советника. В 1799 году Федор Иванович (как его именовали в России) Ержемский скончался в Петербурге.

Сын доктора и отец будущего инженера Иоганн Фридрих (Иван Федорович) Ержемский родился в 1785 году и стал военным врачом. Он служил лекарем и штаб-лекарем сначала в Софийском мушкетерском, а потом в Калужском мушкетерском полках, участвовал в войнах против французов и шведов, в том числе в Отечественной войне 1812 года и за «ревность и деятельность в подании помощи нижним чинам, особенно в 1812 году» был пожалован в коллежские асессоры. В 1815 году И. Ф. Ержемский оставил военное ведомство и служил окружным врачом в Ропшинском округе Петергофского уезда, получив чин надворного советника и ордена святого Владимира IV степени и святой Анны III степени. Скончался врач Ержемский в 1836 году от апоплексического удара. От брака с Генриэттой-Луизой фон Детлов он имел четырех сыновей, из которых вторым по старшинству и стал Егор Иванович Ержемский, появившийся на свет в год отставки своего родителя из Медицинского департамента Военного министерства.
Егор, в отличие от старшего брата Константина, продолжившего династию врачей Ержемских (сын Константина Александр Ержемский стал известным фотографом, признанным авторитетом фотодела, первым фотографом Русского музея императора Александра III), в 1831 году поступил кадетом в Институт Корпуса путей сообщения в Петербурге на казенное содержание. За успехи в науках в июле 1834 года он был произведен в первый офицерский чин прапорщика, а в мае 1835-го успешно окончил Институт. В мае 1837 года уже подпоручик Ержемский был назначен в 3-й округ Путей Сообщения «к работам Нижегородского шоссе» и почти сразу же получил чин поручика. Шоссе тогда только начинали строить. Все работы выполнялись вручную силами солдат нескольких пехотных полков и местных крестьян под руководством военных инженеров Корпуса путей сообщения. К 1840 году шоссе было построено, заменив собой старый большой московский тракт, который именовали «Владимиркой». Как и старая Владимирка, новое шоссе прошло через Вязники. Вскоре за добросовестную службу поручик Ержемский был произведен в чин капитана. Все эти годы он жил в Вязниках, выезжая оттуда на места работ.

Став начальником дистанции, капитан Ержемский так и остался вязниковцем. Здесь в июне 1838 года он женился на Александре Александровне Шумиловой – дочери помещика сельца Ждановки Вязниковского уезда (ныне в Паустовском МО Вязниковского района) Александра Дмитриевича Шумилова. Невеста была на четыре года моложе своего жениха.
1 мая 1845 года у них родился сын Николай, крещеный в вязниковском Казанском соборе. Восприемниками младенца стали помещик села Барское Татарово Вязниковского уезда (в нынешней Мстере) поручик Михаил Евлампиевич Кашинцев и тетка малыша Евлалия Александровна Шумилова.
Прослужив в Корпусе инженеров путей сообщения 17 лет, не считая времени учебы, Е. И. Ержемский в 1852 году вышел в отставку в чине подполковника, так и оставшись в Вязниках. Пять лет спустя вязниковское дворянство избрало Егора Ивановича депутатом Владимирского дворянского депутатского собрания на трехлетие с 1857 по 1860 гг.
В дальнейшем Ержемский участвовал в коллегиальном управлении Выксунскими металлургическими заводами Шепелевых, где наследники оказавшегося в упадке производства пытались вывести его из затянувшегося штопора.
Затем Егор Иванович занимался строительством железной дороги в Муром, и устроил в этом городе водопровод с водонапорной башней. Эта водопроводная башня уцелела до наших дней и сегодня по праву считается одной из достопримечательностей Мурома.
Система водоснабжения в Муроме, спроектированная Ержемским, включала в себя: водокачку с водосборными колодцами, магистральную нагнетательную линию с чугунными трубами длинною 775 метров, водонапорную башню с резервуаром, водоразборную линию из деревянных труб протяженностью более четырех километров, более десятка фонтанов и водопойные колоды для лошадей.

По проекту инженера Ержемского был построен водопровод в Казани. Вероятно, именно тогда им был устроен самотечный водопровод и в Вязниках, деревянные трубы которого находят до сих пор. В 1869 году Технико-строительный комитет МВД откомандировал инженера Ержемского в заграничную командировку для изучения водопроводного и ирригационного дела (орошения) в Германию, Бельгию, Голландию, Францию, Италию и Египет. Вернувшись занял должность главного инженера-ирригатора МВД, с которой в 1875 году перебрался в Астрахань, где также начал строительство водопровода.
Скончался инженер Ержемский в 1885 году в 70-летнем возрасте и был похоронен во Владимире. Его сыновья унаследовали часть вязниковского имения матери, но сами в Вязниках уже не жили. Уроженец Вязников Николай Егорович Ержемский служил в Астраханской таможне и скончался в 1895 году, а Петр Егорович Ержемский, появившийся на свет в 1845-м в Гороховце, где тогда гостили его родители, начинал службу по акцизному ведомству во Владимире, был музыкантом-виртуозом, и, в конце концов, перебрался в Москву, где и умер от голодав 1921 году во время разрухи после Гражданской войны.

Комментарии