Еще в 1881 году местный житель Алексей Савельевич Соколов, тогда ковровский мещанин, построил в Селянкино на свои средства каменную входную часовню. Тогда в этой деревне насчитывалось 10 крестьянских дворов, в которых проживало более 70 человек.
В июне 1896 года тот же А. С. Соколов, тогда уже вязниковский купец 2-й гильдии, обратился с официальным прошением к архиепископу Владимирскому и Суздальскому Сергию (Спасскому) с просьбой разрешить ему устроить за своей счет каменную церковь в деревне Селянкино Сарыевской волости Вязниковского уезда. Этот купец был родом из той деревни, в которой и жил. Вдохновила его на подобный порыв состоявшаяся в мае того года в Успенском соборе Московского Кремля коронация последнего в истории (как оказалось) российского императора Николая II и его супруги императрицы Александры Федоровны — принцессы Алисы Гессен-Дармштадтской.
В этом прошении А. С. Соколов писал: «В память Священного коронования Их Императорских Величеств я желаю на собственные свои средства построить в дер. Селянкино Вязниковского уезда небольшую каменную церковь по проекту, составленному епархиальным архитектором Корицким из часовни, которую превратить в алтарь. Почему представляя при сем проект с пояснительною запискою на постройку означенной церкви, покорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство разрешить мне означенную постройку церкви, и сделать ее приписной к приходской церкви села Шустова церкви, причем осмеливаюсь объяснить, что помянутая деревня Селянкино находится от приходского села Шустова храма на расстоянии более 6 верст и во время разлития воды имеется препятствие в сообщении. Вместе с тем покорнейше прошу разрешить мне под церковью устроить фамильный склеп».
Таким образом, проект селянкинского храма составил владимирский епархиальный архитектор коллежский советник и кавалер Николай Дмитриевич Корицкий. Жаль только, что в архивном деле чертежи предполагаемой к постройке церкви в деревне Селянкино не сохранились.
Сегодня разрешение на постройку храмов и часовен церковные власти дают достаточно свободно, но в конце позапрошлого столетия почин купца Соколова натолкнулся на бюрократические препоны. Владыка лично разбираться с возможностью возведения церкви в захолустье своей обширной епархии не пожелал, и поручил заняться прошением Соколова Владимирской духовной консистории — епархиальному управлению. Консистория, в свой черед, в лице ее влиятельного члена настоятеля Владимирского кафедрального Успенского собора протоиерея Александра Ивановича Виноградова отправила предписание благочинному 2-го округа Вязниковского уезда священнику Архидиаконского погоста (нынешнего Налескино) Петру Осиповичу Авророву «чтобы он потребовал от причта села Шустова с церковным старостою отзыв, не имеется ли с их стороны каких-либо препятствий к построению в деревне Селянкино каменного храма».
Иерей Петр Авроров лично съездил в Селянкино и докладывал, что «земля под часовней по показанию просителя Соколова, его собственная. Деревня Селянкино расположена на два порядка до пруда, который находится среди улицы в деревне с восточной стороны от часовни. Дом просителя Соколова, стоящий в ряду прочих домов на одном из порядков, отстоит от предполагаемой церкви на 18 аршин, а к другой стороне на другом порядке небольшой домик его же Соколова, отстоит от предполагаемой церкви на расстоянии 10 аршин. Проситель предполагает оный домик обратить в церковную сторожку».
Любопытно, что отзыв благочинного священника Петра Авророва также подписал «деревни Селянкино мещанин Егор Жиряков». Это не кто иной, как отец Георгия Георгиевича Жирякова (1887-1928), самого известного селянкинского уроженца, революционера, заместителя председателя Ковровского совета солдатских депутатов, редактора газеты «Ковровский рабочий», председателя Владимирского губисполкома и председателя Владимирского губернского ревтрибунала, лично знакомого с Фрунзе и Лениным.
В итоге настоятель храма Димитрия Солунского в селе Шустово священник Виктор Николаевич Попов, выпускник Вологодской духовной семинарии, выступил против строительства храма в Селянкино, опасаясь снижения доходов местного причта. Впрочем, А. С. Соколов предлагал сделать новый храм приписным к шустовской церкви, поэтому батюшка, видимо, просто поленился ездить служить в Селянкино. И, вероятно, опасался, что со временем новая церковь вообще может стать самостоятельной.
Так или иначе, но отец Виктор и его окружение дали отрицательный отзыв, категорически возражая против возведения храма в Селянкино. Во Владимире консисторские чиновники отрапортовали архиерею в соответствующем духе, и вполне позитивная инициатива купца Соколова, готового вложить тысячи тогдашних полновесных рублей в благое дело, была похоронена: владыка ему отказал. Так Селянкино и осталось деревней, каковой является до сих пор.
Ныне в этом селении можно видеть остатки фундамента и стен из красного кирпича старой часовни и дома купца Соколова (даже одна кованная дверь сохранилась), которые, действительно, расположены напротив небольшого копаного пруда в центре деревни. На западной окраине Селянкина около еще одного пруда, побольше, можно видеть остатки кирпичного заводика А. С. Соколова: он добывал глину в небольшом карьере около деревни и изготавливал из нее кирпичи. Из кирпичей собственного производства он выстроил и часовню, и дом, и собирался возвести православную церковь. Кстати, в Селянкино проживает и прямой потомок купца Соколова по женской линии один из местных старожилов Владимир Викторович Лукичев. Он хорошо знает прошлое своей деревни и ее окрестности. Но давняя историю со строительством церкви в Селянкино даже для него оказалась откровением…
Архиепископ Владимирский и Суздальский Сергий (Спасский)
Протоиерей Александр Иванович Виноградов
Священник села Шустово Виктор Попов со своей супругой матушкой Марией. Фото 1908 года
Остатки усадьбы купца А. С. Соколова и часовни в Селянкино
Старейший житель Селянкино потомок купца Соколова В. В. Лукичев (второй справа) и автор этих строк (в центре) с жителями деревни
Дорожный указатель на Селянкино со стороны дороги Сарыево — Крестниково
Николай Дмитриевич Корицкий
Георгий Георгиевич Жиряков
Самый старый дом в деревне
