Одним из наиболее заманчивых памятников в Сарыевском поселении является старинный Николо-Дебрский погост, основанный, по-видимому, князьями Ромодановскими. Он существовал уже в XV столетии, а возник, вероятно, веком раньше. На высоком холме посреди соснового леса высится Никольская церковь позапрошлого столетия, возведенная на месте прежних деревянных храмов и Никольского монастыря князей Ромодановских. Рядом — старинный некрополь, где сохранилось немало белокаменных и и гранитных памятников прошлых столетий. Там же можно видеть поврежденный, но до сих пор впечатляющий массивный склеп местного помещика Павла Муратова, погребенного там в 1854 году. Рядом с Дебрями — живописная долина старинного Дебрского оврага с остатками известного со времен отца Ивана Грозного Никольского озера.

Примерно в полутора километрах от Дебрей находится источник Сергиевский ключ, который бьет из под горы в долине Дебрского оврага и впадает в речку Пыжовик — приток Тары. Рядом растут вековые ели, старые ракиты и кусты шиповника. Вода родника струится среди известняковой гальки, вымывая светлый песок в темное от ила русло реки. По примерной оценке родник дает около половины кубометра воды в час. Сама вода Сергиевского ключа кристально чистая и очень вкусная. Она не только хорошо утоляет жажду, особенно в жаркий летний день, но по уверениями старожилов, исцеляет от различных болезней. Традиция ходить на родник за целебной водой существует с незапамятных времен. Согласно традиции, Сергиевский ключ был устроен преподобным Сергием Радонежским в 1365 году, когда старец отправился пешком из Москвы в Нижний Новгород через наши места для того, чтобы предотвратить надвигавшуюся междоусобную войну между Московским и Нижегородским княжествами. В планах жителей окрестных селений — обустройство Сергиевского ключа, которое, возможно, будет проведено уже нынешним летом.

Широко известен Гремячий ключ на границе Московской и Владимирской областей, который по преданию устроен преподобным Сергием Радонежским, который будто бы стукнул там в землю своим посохом, и в том месте забил источник. Туда за целебной водой ежедневно приезжают тысячи людей, а рядом создан целый ряд объектов туристской инфраструктуры. Наш Сергиевский ключ, конечно, не столь впечатляющий, как Гремячий, но однозначно сможет привлечь свой ручеек туристов.
По соседству с Сергиевским ключом на реке Пыжовике можно видеть настоящий бобровый заповедник — целый комплекс бобровых плотин, троп и ходов. Некоторые из таких плотин достигают высоты в несколько метров, создающие на реке целое водохранилище в миниатюре и существенно повышающие уровень воды в среднем течении реки.
На берегу речек Пыжовика и Тары можно видеть остатки старинных каменоломен, действовавших там еще во времена Екатерины II. Местами берега этих рек буквально сложены из огромных известковых глыб. Старинные разработки «белого камня» образовали целые ущелья и штольни — экзотические лабиринты под сенью векового леса. А пейзажи в тех местах, где Тара протекает через месторождения известняка с красивыми холмами, где ее берега порой имеют обрывы в 20 и более метров создают колоритнейшие пейзажи «вязниковской Швейцарии». Там есть такие уголки, которые вполне могут сойти за подобие какой-нибудь Карелии. Только вместо гранитного камня у нас высоченные кручи образует известковый.

Возвышенный берег Тары, сложенный из известняковых глыб.
А еще на этих известковых холмах растут самые настоящие орхидеи! Представители семейства Орхидные или Орхидеи в наших широтах, как правило, не растут и представляют собой большую редкость. У нас на Таре запросто произрастает цветок с запоминающимся романтическим названием «Венерин башмачок» — русская северная орхидея. Высотой эти цветы от 20 см до полуметра, листья у них широкие эллиптической формы заостренные на конце и ровные по краям. А цветок желтого цвета по форме напоминает подобие средневекового башмака и обладает приятным сладковатым ароматом, похожим на запах ванили.

Венерин башмачок впервые зацветает лишь на 15-17-м году жизни. Почти как легендарный цветок папоротника, который уже не один век романтики безуспешно ищут в ночь на Ивана Купалу. А цветут венерины башмачки всего лишь пару недель. Венерин башмачок — долгожитель, причем по сроку своей жизни сопоставим не с травами, а с деревьями и может расти до 100 лет. На берегу реки Тары он произрастает с глубокой древности. И ныне радующие глаз желтые цветы необычной формы на сарыевском берегу — всего лишь «внуки» цветков, красовавшихся в местных лесах при Екатерине II.
В Судогодском районе, где тоже встречается эта северная орхидея, туда уже давно наладили водить группы туристов. А у нас природный клад пока пропадает даром.

Это лишь некоторые из объектов, потенциально притягательные для туристов в Сарыевском поселении. Есть еще возрожденный Михаило-Архангельский храм в старинном селе Сарыеве, Дмитриевская церковь в селе Шустове над долиной Тары удивительной красоты. Разработан маршрут через лесные дебри в затерянный мир средневекового Ильинского погоста, что в Костином углу, куда добраться — все равно что покорить какую-нибудь горную вершину. В Потарье сохранились реликтовые липовые и дубовые леса, которые, похоже, росли там еще до пресловутого ледникового периода.
Живописная местность с нехарактерным для большей части района холмистым рельефом, бескрайние леса, извилистые лесные речки, почти первозданная природа в сочетании с памятниками старины — все это вместе взятое делает «Сарыевские горы», как их именовали в старину, настоящим туристическим заповедником. И этим обязательно надо воспользоваться!
Комментарии