Этот архив, большую часть которого составляют письма, когда-то принадлежал обширному семейству священника Матвея Александровича Вознесенского, скончавшегося в мае 1878 года в 52-летнем возрасте. У почтенного батюшки было четыре дочери: Александра, Анна, Надежда и Елена, причем три старшие вышли замуж.
Сестры были очень дружны и активно переписывались как с родителями, так и друг с другом, а также с подругами. Так случилось, что всех их пережила младшая незамужняя сестра Елена Матвеевна, у которой в итоге и остались помимо ее архива и личные архивы ее сестер. Она получила специальность акушерки и интенсивно работала в различных уездах Владимирской губернии и даже в Москве, имела широкий круг знакомств, в том числе с различными историческими лицами (например, с генерал-губернатором Москвы великим князем Сергеем Александровичем Романовым, братом императора Александра III). Лучше всего сохранилась переписка Елены Вознесенской с самой старшей из сестер Александрой Матвеевной, по мужу Омутецкой — она жила в погосте Саварня Вязниковского уезда, где ее супруг служил священником.
Омутецкие часто бывали в Вязниках — своем уездном центре. Так, они регулярно туда ездили в почтовую контору и на базар, причем в письмах содержатся сведения о ценах на различные товары в Вязниках 1870-х гг. В письмах матушки Александры вообще отразились многие реалии Вязников и Вязниковского уезда второй четверти XIX столетия, упоминаются различные представители местного духовенства и чиновники, многие событийные и бытовые подробности, различные мелочи, очень ценные для историков.
Директор Госархива Владимирской области Наталья Максимова уже охарактеризовала семейный архив Вознесенских как уникальную хронику жизни сельской интеллигенции, ценный комплекс подлинных эпистолярных источников, которые не только зафиксировали различные события и факты, происходившие во Владимирском крае, но и позволяют реконструировать духовно-эмоциональный климат изучаемой эпохи, представить, как воспринимались те или иные происшествия и реалии представителями сельской интеллигенции Владимирской губернии — их участниками и очевидцами.
Действительно, эти чудом сохранившиеся исторические документы, о которых в конечном счете все позабыли, и родственники Вознесенских в наши дни нашли их почти случайно, позволяют заглянуть в позапрошлый век и увидеть то, что уже давно утрачено. Вот наглядный тому пример. В погосте Саварня Вязниковского уезда, который располагался неподалеку от нынешней федеральной автотрассы М7 в пределах нынешнего Сарыевского поселения, прежде существовал церковный комплекс из каменного Богородице-Рождественского храма, деревянных домов священника и диакона, а также здания церковно-приходской школы. Сегодня от этих построек ничего не осталось, кроме заросших травой, кустарников и древесной порослью груды битых красных кирпичей. А вот в письмах Александры Матвеевны Омутецкой, которые она посылала сестрам, содержится подробнейшее описание ныне утраченных зданий, в том числе с указанием числа помещений, их площади, количества окон, печей (в том числе с размерами каждой) и иных любопытных подробностей.
Примечательно, что хотя сестры Вознесенские по рождению принадлежали к потомственному духовенству, лишь старшая из них Александра стала женой священника вязниковской округи Алексея Ивановича Омутецкого. Вторая сестра Анна вышла замуж за сына дьячка Николая Владимировича Нечаева, сначала служившего почтальоном, а затем ставшего сотрудником полиции. Мужем третьей из сестер Надежды стал также сын дьячка железнодорожник Александр Дмитриевич Крылов. Наконец, как уже говорилось выше, самая младшая из сестер Елена Вознесенская стала медиком — дипломированной акушеркой, причем если сначала работала в нашем крае, в том числе в фабричных поселках, то потом трудилась в московских больницах.
Так она лично познакомилась с братом царя великим князем Сергеем Александровичем, который был попечителем медицинских учреждений первопрестольной и позже оказывал помощь акушерке Вознесенской. Среди других известных лиц, с которыми Елена Матвеевна была в переписке, можно назвать генерала Владимира Федоровича Джунковского, адъютанта великого князя Сергея Александровича, а потом заместителя министра внутренних дел.
Часть документов семейного архива Вознесенских имеют отличную сохранность, как будто написаны только вчера. Однако некоторые из них во время длительного пребывания на не отапливаемом чердаке, оказались частично поврежденными. Многие письма написаны мелким почерком, разобрать который весьма непросто. Часть писем содержит картинки в виде своеобразных иллюстраций. В целом чудесным образом обретенный архив нуждается в тщательном изучении специалистами. И эта работа уже началась.
Однако уже сейчас с учетом этих документов удалось восстановить трагическую историю семьи Омутецких из вязниковского погоста Саварня. К сожалению, век старшей из сестер Вознесенских Александры Матвеевны Омутецкой оказался недолог. В феврале 1870 года она вышла замуж всего лишь в 15 лет, в 1871-м и 1873-м гг. у нее родились дочь Ольга (вскоре умершая) и сын Николай. А уже в 1876 года всего лишь в 21-летнем возрасте А. М. Омутецкая скончалась в погосте Саварня Вязниковского уезда. Через два года в августе 1878-го там же в лесном вязниковском погосте умер и ее безутешный муж иерей Алексей Омутецкий. Оставшийся сиротой их единственный сын Николай Омутецкий был взят на воспитание тетей Еленой Матвеевной Вознесенской.
Он закончил Владимирскую духовную семинарию, но в 1895 году и он умер от чахотки, очевидно, наследственной, всего лишь в 22-летнем возрасте.
Существует идея после разбора фамильного архива Вознесенских издать его с необходимыми комментариями. И хотя это небыстрый процесс, хочется надеяться, что этот проект обязательно будет реализован.
Фрагменты писем позапрошлого века, написанные в Вязниковском уезде и адресованные в Вязниковский уезд
Дом, на чердаке которого нашли уникальный архив



Иерей Матвей Александрович Вознесенский
Александра и Алексей Омутецкие
