В 1920-е и 1930-е годы православные храмы закрывались в массовом порядке, а порой и уничтожались (так, в 1929-м был взорван построенный в XVII веке Казанский собор в Вязниках). Священно-церковнослужители подвергались репрессиям, ссылкам, отправке в лагеря, многие из них погибали. Тем не менее, в Вязниковском районе и в 1941 году оставалось несколько действующих церквей. В суровое военное время батюшки занимали ярко выраженную патриотическую позицию, призывая свою паству к защите Родины, к ударному труду под девизом «Все для фронта – все для Победы». Священники, в том числе и в Вязниках и Вязниковском районе организовывали сбор средств на строительство танковых колонн и самолетов для действующей армии, а также гуманитарной помощи фронтовикам.
Трудно переоценить моральную поддержку пастырями вдов и сирот, тех, кто ждал писем с фронта от своих отцов, мужей, сыновей, братьев, молился об их спасении и возвращении домой. Церковные службы и молебны за дарование Победы (был даже составлен специальный «Молебен, в нашествии супостатов певаемый в Русской Православной Церкви в Отечественную войну») собирали полные храмы. Одним из таких батюшек военной поры был протоиерей Михаил Тимофеевич Лебедев (1883-1953), служивший все годы Великой Отечественной в старинном вязниковском селе Нагуеве. Недавно в Нижегородской митрополии были обнародованы новые подробные материалы об этом пастыре. И буквально на минувшей неделе в Государственном архиве Владимирской области впервые удалось обнаружить документы о рождении батюшки и его родителях.
Михаил Тимофеевич Лебедев родился 2 ноября 1883 года в Меленковском уезде в семье псаломщика церкви села Воютина на Оке Меленковского уезда Тимофея Ивановича Лебедева и его жены Евлампии Петровны. Младенца крестили 4 ноября местный иерей Александр Авроров. Восприемниками стали учитель Воютинского народного училища Федор Иванович Виноградов и крестьянка Мария Николаевна.
Михаил Лебедев пошел по стопам своего отца и уже в 17-летнем возрасте стал псаломщиком села Сергиевы Горки нынешнего Вязниковского района. В 1901 году он сдал экзамен на звание учителя церковно-приходской школы, и стал по совместительству еще и учительствовать в этом селе.
Восемь лет спустя он был рукоположен во диакона в село Левино Вязниковского уезда (в нескольких верстах к югу от погоста Никологоры), а еще через три года – во священника. В новом качестве иерей Михаил Лебедев служил в различных храмах тогдашней Владимирской епархии. 27 декабря 1932 года священник отец Михаил был арестован сотрудниками ОГПУ в селе Дуброво нынешнего Селивановского района. Его обвиняли в контрреволюционной агитации, что грозило заключением в лагерь или ссылкой. Однако каким-то чудом батюшка избежал и того, и другого. В 1934 году его освободили, после чего Михаил Лебедев получил назначение в Троицкую церковь села Славцево Меленковского района. В 1937 году, в самый разгар массовых репрессий, иерей Михаил Тимофеевич Лебедев епископом Владимирским и Суздальским Хрисогоном (Ивановским) был переведен в храм преподобного Сергия Радонежского села Сергиевы Горки Вязниковского района и награжден набедренником – «мечом духовным». В 1939 году архиепископ Владимирский и Суздальский Иоанн V (Соколов), арестованный НКВД в 1938-м и освобожденный в том же году (случай поистине уникальный для того времени) перевел иерея Михаила Лебедева в село Нагуево настоятелем Покровского храма. Там, вскоре, уже почтенный к тому времени батюшка был награжден камилавкой и наперсным крестом – весьма высокими знаками отличия для священника.
Именно в Покровской церкви в Нагуево, которая никогда не закрывалась, отец Михаил прослужил всю Великую Отечественную войну. В эту пору батюшка стал подлинным отцом духовным для своих многочисленных прихожан, среди которых тогда преобладали женщины и старики. Это трагическое время ознаменовалось небывалым единением пастыря и паствы в едином порыве молившихся о даровании победы над страшным врагом и о сохранении жизней фронтовиков – своих близких. В 1943 году власти повернулись лицом к Церкви. Сталин встретился с группой церковных иерархов, было восстановлено патриаршество, причем первым после этого патриархом Московским и всея Руси стал бывший митрополит Владимирский и Суздальский Сергий (Страгородский). Еще в 1941 году тогда еще местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Сергием (Старогородским) отец Михаил Лебедев был возведен в сан протоиерея. В военные годы протоиерей Михаил Лебедев, которому в победном 1945-м исполнилось 63 года, являлся одним из наиболее заслуженных и авторитетных православных пастырей Вязниковского района. В мае 1945 года при огромном стечении народа он отслужил благодарственный молебен за дарование победы нашему воинству.
В Нагуево отец Михаил, награжденный медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. с чеканным профилем Сталина, прослужил 12 лет. В начале 1950-х гг. недавнее «потепление» в отношениях между государством и Церковью сменилось новыми гонениями. Уважаемых батюшек стали удалять с приходов, где их все знали и почитали, с целью недопущения роста авторитета священников и православия в целом. В 1951 году епископ Владимирский и Суздальский Онисим (Фестинатов) (прежде отсидевший 8 лет в сталинских лагерях) перевел протоиерея Михаила Лебедева на пост настоятеля церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в село Красное Гороховецкого района (ныне в черте города Гороховца). Когда 68-летний батюшка стал пользоваться уважением гороховчан, то его опять перевели – на этот раз в Свято-Казанский храм старинного села Усолье на реке Уводи Камешковского района.
К тому времени батюшка уже был серьезно болен. У него быстро развивалась чахотка (так тогда называли туберкулез). Прежде эта болезнь фактически являлась неизлечимой, но в начале 1950-х гг. с ней уже начинали достаточно эффективно бороться. Однако старому батюшке медики помочь то ли не сумели, то ли не захотели. В августе 1953 года, пережив Сталина всего на полгода и три месяца не дотянув до своего 70-летнего юбилея, протоиерей Михаил Тимофеевич Лебедев скончался от скоротечной чахотки. И хотя его жизненный путь завершился не в нашем районе, батюшка навсегда останется легендарным вязниковским пастырем Великой Отечественной.





