С детства оставшись круглым сиротой, Иван Михайлович Тихомиров (так прозывался в миру будущий владыка Савва) продемонстрировал отменные способности к учебе и одним из первых окончил Владимирскую духовную семинарию. Ему было предоставлено право поступления в Московскую духовную академию для продолжения образования, но семинарист-отличник неожиданно тяжело заболел и в Москву не попал и в итоге занял скромный пост смотрителя семинарской больницы.
Епископ Владимирский и Суздальский Парфений (Чертков) взялся устроить судьбу способного молодого человека. В октябре 1841 года скончался еще совсем нестарый священник Муромского Рождественско-Богородицкого собора Василий Васильевич Царевский, оставивший вдову и девять несовершеннолетних детей.
По тогдашней традиции священническое место могло передаваться в качестве приданного за дочерью умершего батюшки. За старшую дочь отца Василия 20-летнюю Анну Царевскую владыка и сосватал Ивана Тихомирова. В январе 1842 года состоялась свадьба, и тогда же И. М. Тихомиров стал священником муромского собора и преподавателем Муромского духовного училища.
О архиепископе Савве написано немало, к тому же он оставил подробнейшие мемуары, но о вязниковских корнях своей супруги нигде не сказано ни слова. Между тем, Василий Васильевич Царевский родился и вырос в селе Троицкое Татарово Вязниковского уезда. Его отец Василий Степанович, появившийся на свет еще в 1755 году в царствование дочери Петра Великого императрицы Елизаветы Петровны, еще не имевший фамилии, длительное время служил там священником. Как раз при нем в 1802-1804 гг. там был возведен сохранившийся до наших дней каменный пятиглавый храм с четырехъярусной колокольней.
Василий Васильевич Царевский родился в 1794 году в Троицком Татарове, где и прошло его детство. Оттуда он отправился на учебу и 28 февраля 1803 года поступил во Владимирскую духовную семинарию. Сохранилась характеристика семинариста Василия Царевского, данная ему при окончании учебы в 1816 году: «способностей хороших и прилежания довольного, успехов довольно хороших, поведение похвальное». Во время учебы В. В. Царевский находился «на содержании отца своего», то есть батюшка из Троицкого-Татарова потратил немалые для сельского священника средства на обучение своего отпрыска. В 1819 году уроженец Троицкого Татарова Василий Васильевич Царевский епископом Владимирским и Суздальским Ксенофонтом (Троепольским) был рукоположен во священника муромского собора, построенного еще при Иване Грозном.
В октябре 1841 года всего лишь в 45-летнем возрасте иерей Василий Царевский скончался, оставив без попечения многочисленную семью.
Владыка Савва, в своем дневнике, который он вел большую часть жизни, об этих событиях 1841 года вспоминал так:
«Около половины октября умер в Муроме соборный священник Василии Васильевич Царевский, оставив беременную жену и 9 человек детей… В последних числах октября неожиданно является ко мне в больницу учитель Владимирского духовного училища Алексеи Михайлович Ушаков и говорит: „Иван Михайлович, я пришёл к тебе сватом“. – „Доброе дело, – отвечаю я, – но куда же хотите меня сватать“? – „В Муром, к собору, на место умершего священника Царевского“. – О, нет! я боюсь и проситься туда“. – „Нет, пожалуйста, не отказывайся; повидайся, по крайней мере, с вдовой, которая приехала во Владимир и которой рекомендовали тебя, как благонадёжного жениха».
Прихожу и вижу пред собой средних лет вдову, довольно красивую и с умным выражением лица. Имя её Прасковья Степановна; с ней вместе приехала старшая сестра её Надежда Степановна Аменицкая. Сейчас же завели со мной речь о главном предмете, ради которого меня позвали. На сделанное мне предложение я отвечал уклончиво; меня стали упрашивать, по крайней мере, явиться с ними, на другой день к Преосвященному, который им дозволил искать к сироте достойного жениха.
На другой день, часов в 8 утра, собрались в передней архиерейской две сестры-вдовы – Царевская и Аменицкая, брат их Харизоменов и я. Доложили о нас Владыке; он не замедлил позвать всех нас в залу. Первый вопрос Архипастыря обращён был ко мне:
– „Ведь ты сирота?
Сирота, Владыко святый“.
– „Ты сирота, невеста сирота, собор бесприходный, а надо купить тебе дом: на какие же средства будешь покупать? “
Я обрадовался, что встретилось препятствие и говорю Владыке:
„Преосвященнейший Владыко, я имею пока кусок хлеба, и потому не имею надобности спешить выходить на место“.
Владыка начал рассматривать список окончивших курс семинарии и стал рассуждать сам собой. Затем, как бы пробудившись от своего размышления, он обращается к столоначальнику Харизоменову с вопросом: „да, кажется, в Муромском училище есть праздное учительское место“? – „Точно так, Владыко святый “. – „А сколько учителю 1-го класса жалованья, – продолжает Владыка? – „Триста рублей (ассигнациями)“. – „Ну, вот и хорошо. – Ты, – обращается ко мне Владыка, – будешь учителем и будешь получать за это по 300 р. в год; из них 100 рублей отдавай сиротам. – А ты, баба, – обращается к вдове Царевской, – отдай ему третью часть дома“.
Я начал было опять уклоняться от Муромского места, но Преосвященный мне говорит: „эту мысль сам Бог мне внушил; поди, послушайся меня, хорошо будет“.
На другой или на третий день отправился я в Муром, в сопутствии двух вдовиц. По приезде туда, остановился в доме родного брата вдовы Царевской, соборного же священника Василия Степановича Харизоменова. Смотрю в окно и вижу собор старинной архитектуры XVI столетия, стоит на высокой, крутой горе над рекой Окой. Слава Богу, первое впечатление очень доброе. – Что, – думаю, – будет дальше? – Из другого окна вижу рядом дом моей невесты, новый, довольно красивый и просторный: и это произвело приятное на меня впечатление. Через час приглашают меня в дом невесты. Вхожу. В зале встречает меня вся семья – мать и 9-ть человек детей, шесть дочерей и три сына. Имя старшей дочери, моей невесты, Анна Васильевна. Прошло дня два, и я, ознакомившись несколько с невестой и семейством, и предав себя и свою судьбу в волю Божию, решился сделать роковой шаг в жизни».
Однако семейное счастье Ивану Тихомирову было не суждено. Сначала умер его единственный малолетний сын Михаил, а весной 1845 года всего лишь в 24-летнем возрасте скончалась его молодая супруга Анна Царевская. После этого 26-летний вдовец отправился поступать в Московскую духовную академию, где принял иноческий постриг с именем Савва и впоследствии стал известным архиереем.
Храм села Троицкое Татарово, построенный при отце Василия Царевского
Архиепископ Савва (Тихомиров)
Муромский собор (ныне не существует)
