Так, в царствование императора Николая I основу этого гарнизона составляла Вязниковская инвалидная команда. Инвалидами тогда называли солдат-ветеранов, часто участников боевых действий. Вдоволь изведав лишений и понюхав пороху, они дослуживали в тыловых частях. Характерно, что газета — официальный печатный орган Военного министерства тогда именовалась «Русский инвалид».
Инвалидные команды относились к войскам внутренней стражи. В пределах Владимирской губернии они подчинялись командиру Владимирского гарнизонного батальона. По состоянию на рубеж 1840-х — начало 1850-х гг. в составе этого батальона служили 26 офицеров, включая командира — майора или подполковника, 79 унтер-офицеров, 1044 рядовых и 17 музыкантов, составлявших батальонный оркестр. По нынешним меркам это был почти целый полк. Помимо этого гарнизонного батальона во Владимирской губернии имелось 13 инвалидных команд в уездных городах, в том числе одна — в Вязниках. Эти инвалидные команды были сформированы в марте 1811 года на базе прежних штатных воинских команд (таковая существовала в Вязниках еще в 1797-м).
Первоначально в составе Вязниковской инвалидной команды служили 2 обер-офицера, 5 унтер-офицеров и 40 рядовых. Например, а 1830 году начальником этой команды был 52-летний подпоручик Степан Яковлевич Сорокин, а его заместителем 37-летний прапорщик Иван Федорович Лабутин, оба выслужившиеся в офицеры из солдат. К началу 1850-х гг. штат Вязниковской команды был увеличен почти втрое.
В 1850 году в Вязниковской инвалидной команде служил лишь один обер-офицер (то есть в чине не старше капитана, например, в 1862-м начальником этой команды был капитан Станислав Осипович Яржини, ранее возглавлявший этапную команду в Вязниках) — ее командир. Под его началом находились 8 унтер-офицеров (сержантов), 1 барабанщик (строевую подготовку и для ветеранов никто не отменял), 121 рядовых солдат-пехотинцев и 1 писарь. В составе команды имелся 1 цирюльник (парикмахер) — он ежедневно брил и регулярно стриг служивых, а при необходимости помогал лекарю. Из них лишь 6 унтеров и 18 рядовых проживали в казенной казарме, получая положенное довольствие.
Остальные квартировали по частным домам вязниковцев и получали провиант из вязниковского городского (сейчас сказали бы муниципального) магазина. По современным меркам такая команда соответствовала полноценной роте. Вязниковская инвалидная команда была одной из самых больших в губернии, немного уступая по численности (всего на 10 солдат) Суздальской. В других уездных городах команды были значительно меньше.
По штату в инвалидной команде полагался и фельдфебель, но в начале 1850-х гг. его в Вязниках не было.
К Вязниковской инвалидной команде были приписаны 84 кантониста — солдатские дети, с юных лет обучавшиеся премудростям воинской службы.
Инвалидная команда по состоянию на 1850 год несла 12 постоянных постов и караулов в Вязниках и его окрестностях: у казенных складов и магазинов, у местной тюрьмы, в расположении своей части, на въездных заставах у черно-белых полосатых будок и шлагбаумов. В состав постового (караульного) взвода входили 2 унтер-офицера, поочередно выполняющие функции начальника караула; 3 ефрейтора (по одному разводящему в трех сменах караульных) и 36 рядовых солдат — три караульных смены по 12 нижних чинов в каждой.
Кроме того, в Вязниках находилась конно-этапная команда — специальное подразделение, предназначенное для несения конвойной службы — сопровождения верхом партий арестантов, которые пешим порядком (причем частью закованные в кандалы) следовали к месту отбывания каторги или ссылки по большому Сибирскому тракту. В состав Вязниковской конно-этапной команды к 1850 году входили 1 обер-офицер (начальник, к примеру, в 1862-м эту должность занимал подпоручик Василий Александрович Константинович, сменив капитана С. Я. Яржини), 3 унтер-офицера, 1 барабанщик, 36 рядовых и 3 нестроевых (кузнецы, заклепывавшие и расклепывавшие кандалы арестантов). Вязниковская этапная команда сопровождала «несчастных» (как в народе именовали ссыльнокаторжных) от Вязников до границ Гороховецкого уезда, где их принимала Гороховецкая этапная команда.
Таким образом, вязниковский гарнизон к середине XIX столетия в канун Крымской войны состоял из 2 офицеров, 11 унтер-офицеров и 161 нижнего чина: всего 174 военнослужащих. В обязанности этой весьма скромной «военной силы» входило при необходимости оказывать помощь вязниковской городской и уездной полиции в случае массовых возмущений поселян и при иных чрезвычайных ситуациях.
Впрочем, при необходимости в Вязниках и уезде могли разместить и гораздо более крупные воинские части. Военная статистика исчисляла там в начале 1850-х гг. 11197 жилых домов (по большей части крестьянских изб), расположенных в 524 населенных пунктах: в городе Вязники, слободах, селах и деревнях. Селения по большей части были небольшими. С числом дворов более 50 таковых насчитывалось лишь 26 по всему Вязниковскому уезду.
Из этих 11197 домов свободными от воинского постоя значились только 248 — по большей части дома дворян, чиновников, купцов и представителей духовенства. Оставшиеся 10949 домов при необходимости отводились для временного размещения служивых. Учитывая, что в каждую избу размещали не менее двух солдат (а то и более), то с точки зрения квартирмейстерской части в Вязниковском уезде той поры могла быть размещена целая дивизия. Правда, на практике до такого массового армейского постоя в нашем крае на практике никогда не дошло!
Можно добавить, что в 1862 году Вязниковскую инвалидную команду переименовали в Вязниковскую команду внутренней стражи — такое наименование было более обоснованным. Через два года данную часть вновь переименовали — в Вязниковскую уездную команду. В ней остались 1 офицер, 8 унтеров и 96 рядовых. В 1874 году название вновь изменилось — появилась Вязниковская местная команда, численность которой сократили еще больше. Командовал ею теперь лишь фельдфебель. Ему подчинялись 6 унтеров и 76 рядовых. Наконец, в 1881 году Вязниковскую местную команду, просуществовавшую под разными названиями 80 лет, расформировали окончательно. А Вязниковскую этапную команду упразднили еще в конце 1860-х гг., когда арестантов стали перевозить по железной дороге, и этапные пункты по нижегородскому шоссе стали не нужны.
Рядовой уездной инвалидной команды. 1820-е гг.
Обер-офицер и рядовой уездной инвалидной команды. 1830-е гг.
Рядовой уездной инвалидной команды. 1840-е гг.
Рядовой уездной конно-этапной команды. Начало 1840-х гг.

