Родоначальником семейства этих «русских немцев» стал Иоганн-Юлий Крубер. Он появился на свет в 1759 году в Штутгарте в герцогстве Вюртемберг, окончил медицинский факультет университета и стал врачом. В поисках лучшей доли в начале 1790-х гг. он перебрался в Россию, где дочь герцога Фридриха Вюртембергского принцесса Софья-Доротея стала супругой единственного сына и наследника Екатерины II цесаревича Павла Петровича (будущего императора Павла I). После принятия православия цесаревна стала именоваться Марией Федоровной. Она покровительствовала землякам, в числе которых оказался и врач Иоганн-Юлий Крубер. В России его называли Иван Иванович.

В 1792 году указом Государственной медицинской коллегии Круберу были предоставлены права лекаря в России. Вскоре он стал лекарем лейб-гвардии Семеновского полка – одного из двух старейших полков русской гвардии, шефом которого стал старший сын цесаревны Марии Федоровны великий князь Александр Павлович – будущий император Александр I. В качестве полкового врача элитной гвардейской части Крубер познакомился со многими представителями аристократических родов, получив известность в великосветском Петербурге. На службе он был произведен в чин коллежского асессора (майора), дававший тогда права потомственного дворянства Российской империи. В 1812 году генерал от инфантерии граф Федор Васильевич Ростопчин, назначенный московским генерал-губернатором, пригласил Крубера на пост медика при своей особе. Главным врачом первопрестольной Иван Иванович оставался до 1814 года, после чего вышел в отставку в чине надворного советника (подполковника) и занялся частной практикой, благо что имел множество высокопоставленных и титулованных состоятельных пациентов.

Еще во время службы в Петербурге Крубер познакомился с семейством бывшего владимирского генерал-губернатора генерал-фельдмаршала графа Ивана Петровича Салтыкова, богатого вязниковского помещика (ему принадлежали село Станки с окрестными деревнями). Вторая из трех дочерей Салтыкова графиня Екатерина Ивановна, будучи пациенткой доктора Крубера, влюбилась в своего лечащего врача. Любовь оказалась взаимной. Потенциальная невеста была на 17 лет моложе жениха, причем между потомственной аристократкой – родственницей императорской фамилии и врачом-немцем, пусть и получившим российское потомственное дворянство и принятым в самых высоких сферах, была дистанция огромного размера. Однако этот неравный брак все-таки состоялся. По всей видимости, этому способствовал бывший шеф Крубера, ставший к тому времени царем Александром I.
Видимо, в качестве приданого врач Крубер и получил во владение несколько деревень в Вязниковском уезде (формально они были куплены на имя мужа графини), став помещиком Владимирской губернии. Его жена умерла в 1815 году всего лишь в 39-летнем возрасте, а Иван Иванович пережил ее почти на 11 лет и скончался в феврале 1826 года в Москве.
От семейного союза русского немца и графини-аристократки родилось двое сыновей: Виктор и Август Круберы. Виктор Иванович Крубер (1810-1881) служил чиновником в Москве, где достиг чина статского советника. Он зарекомендовал себя как ученый-экономист и был избран почетным членом Московского университета. С начала 1860-х гг., выйдя в отставку, Виктор Иванович много времени проводил в вязниковских имениях и в 1860-1863 гг. состоял депутатом Владимирского губернского дворянского собрания от Вязниковского уезда. Позже его сын Виктор Викторович Крубер служил мировым посредником в Вязниковском уезде. Племянник В. В. Крубера профессор Московского университета Александр Александрович Крубер получил известность как ученый – физик и географ, став основоположником отечественного карстоведения первым изучил карстовые пещеры Крыма.

Младший сын врача Ивана Крубера и графини Екатерины Салтыковой Август Крубер (1812-1886) пошел по стопам отца. Он окончил медицинский факультет университета, защитил диссертацию и стал доктором медицины. Доктор Крубер занимал высокий пост в Медицинском департаменте Министерства внутренних дел, где достиг чина статского советника. Выйдя в отставку, он поселился в Вязниках, где в 1867 году был избран председателем Вязниковской уездной земской управы – первым в истории. Его супруга Генриэтта Ержемская была родной сестрой инженера путей сообщения Егора Ивановича Ержемского, который длительное время жил в Вязниках, руководил строительством Московско-Нижегородского шоссе в нашем крае, а потом много лет следил за его эксплуатацией и ремонтом. Ержемский также построил первый самотечный водопровод в Вязниках.
Сын Августа Крубера и Генриэтты Ержемской коллежский советник Константин Августович Крубер (1841-1882) немало лет прожил в Вязниках, где занимал должность почетного мирового судьи по Вязниковскому судебному округу. В 1869 году он издал «Очерк мануфактурной промышленности во Владимирской и некоторых из Приволжских губерний», где рассказал о работе различных промышленных предприятий в Вязниках и Вязниковском уезде, в том числе о фабриках Демидова, Сенькова, Елизарова, Никитина, а также о передовом в ту пору химическом заводе вязниковца потомственного почетного гражданина Ивана Семеновича Попова, производившего уксусную кислоту и ряд солей этой кислоты путем сухой перегонки березовых дров.

Родная сестра Константина Крубера Анжелика Августовна вышла замуж за помощника управляющего Владимирской удельной конторой Александра Петровича Роздина, ведавшего обширными имениями удельного ведомства Вязниковского уезда (в том числе почти всем нынешним Заречьем) и владевшего в Вязниках двухэтажным деревянным домом на Шоссейной улице на месте нынешнего ИПБЦ «Интеллект».
От брака с внучкой ковровского уездного предводителя дворянства участника Отечественной войны 1812 года майора Алексея Алалыкина Натальей Андреевной Варгасовой Константин Августович Крубер имел двух сыновей Сергея и Леонида. Первый из них окончил Александровское военное училище в Москве, был кадровым офицером, участвовал в русско-японской войне. Второй учился в Московском коммерческом училище. Когда грянула Первая мировая война, оба брата пошли на фронт. Капитан 7-го гренадерского Самогитского полка Сергей Крубер осенью 1914 года попал в немецкий плен, откуда не вернулся. А его младший брат прапорщик 26-го пехотного Могилевского полка Леонид Константинович Крубер погиб в бою 15 апреля 1916 года еще совсем молодым. Так получилось, что «русские немцы» братья Круберы погибли в войне с немцами, сражаясь за Россию – свое новое отечество. Потомства они не оставили, и на них род Круберов в нашем крае прекратился навсегда.

